Содержание
-
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы Ахматова Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Образовательный центр № 1» г. Ивантеевка
-
«У литературы одна цель – помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром».В. Распутин.
-
Литературное образование
Литературное образование - это человекоформирующий процесс. Его целевые ориентации: субъектно-смысловое общение учителя и учеников, самореализация личности, освоение культурных и социально значимых ценностей.
-
Учитель словесности - это проводник в новые для формирующейся личности пространства культуры, притом, самой тонкой, изысканной, душевной. Это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку Человека.
-
Урок литературы обретает особый духовно-нравственный смысл, потому что объектом при изучении является сама жизнь, столь дорогая и интересная для любого человека. Соединяя жизнь, изображенную в книге, с реальной жизнью, окружающей ребят, нужно учить их разбираться в людях, делать нравственные открытия.
-
Сегодня проблема духовности занимает в литературе самое важное место. Ученик должен чувствовать высокую меру ответственности за общее дело, за семью, за людей. Это является необходимым условием становления духовности. Как решить данную проблему? Литература – это философия жизни. Она учит жить. Как правильно донести до ученика сложные законы жизни, о которых предупреждает тот или иной писатель, поэт через произведения? Многому мы учимся на жизненном примере великих прозаиков и лириков.
-
В чем я вижу уникальность предмета «Литература»?
Соединяя жизнь, изображенную в книге, с реальной жизнью, окружающей ребят, литература учит их разбираться в людях, делать нравственные открытия; художественно-эстетические ценности и уникальные по глубине произведений русской классики дают огромное нравственное приложение, тот духовный ориентир, который, подобно спасательному кругу, удержит наших детей в бурных волнах житейского моря.
-
Возьмем стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву», в ключевых словах которого зашифрована программа жизни: путь к святому, непорочному, сакральному – путь к красоте, гармонии, чести, истине, любви.
-
Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Глубокий анализ текста изучаемого произведения, углубленная работа с деталью, с акцентированным словом – вот пути для того, чтобы открыли ученики – каждый для себя – бездонный родник литературы, из которого сколько ни черпай – не вычерпаешь. Считаю, что задача учителя литературы в том, чтобы научить ученика мыслить, формулировать личностное восприятие текста.
-
Цель уроков литературы заключается не только в изучении программных произведений, но и в познании законов Добра, Правды, Милосердия, Любви, Сострадания, Справедливости.Важно установить духовный контакт с детьми, в основе которого лежит принцип гуманизации обучения, что созвучно понятиям человечность, личность, нравственность, духовность.
-
Методические приемы, используемые на уроках литературы, направленные на духовно-нравственное воспитание:
Постановкапроблемного вопроса Случайно ли Андрей Петрович Гринев нарек своего сына Петром? Как вы думаете, почему А.С. Пушкину важно было закончить повесть упоминанием о продолжении рода? Достойны ли вы своих дедов и отцов? (А.С. Пушкин "Капитанская дочка").
-
Постановкапроблемного вопроса
Что помогло спастись Васютке, заблудившемуся в осенней тайге? Были ли в вашей жизни ситуации, когда опыт старших, память о традициях стали "спасательным кругом"? (В.П. Астафьев "Васюткино озеро").
-
Постановка проблемного вопроса
Почему Лидия Михайловна решилась на игру в "замеряшки" со своим учеником? Сформулируйте "Законы доброты" на основе содержания рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского". Расскажите о человеке, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро.
-
Какой ценой достался герою рассказа "Конь с розовой гривой" долгожданный "пряник конем"? Почему бабушка все-таки купила его, несмотря на обман внука? Известно ли вам, что значат муки совести? ( В.П. Астафьев "Конь с розовой гривой").
-
Запись главных слов по теме урока
Тема. К.Паустовский«Телеграмма». Главные слова: любовь к родителям, забота о пожилых людях, милосердие, сострадание, христианская любовь, внимание к ближним.
-
Тема. Произведения о Великой Отечественной войне. А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин» Главные слова: Отечество земное, воинская доблесть, ратный подвиг, доспехи воина, враги Отечества.
-
Обсуждаем – размышляем
Тема беседы: « О военном подвиге, любви к врагам своим, о духовной радости». Что значит защищать Отечество от врагов? В чем должна выражаться любовь к своим врагам? Что значит слово «миротворцы»? Существуют ли сегодня войска миротворцев? Какая разница между личным врагом и врагом Отечества?
-
Конкурс сочинений, презентаций по темам:«Моя семья в годы Великой Отечественной войны» и «История Победителя».
Тема «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», предложенная учащимся, помогла вовлечь ребят в активный поиск необходимого материала: были подняты материалы семейных архивов, состоялась переписка с родственниками, которые передавали ребятам нужные фотографии, копии наградных документов.
-
Комплексный анализ поэтического текста
Стихотворение И.А.Аксакова «Приди ты, немощный, приди ты, радостный...». Вопросы для беседы: О какой радости людской идет речь в стихотворении? Как люди называют эту радость? Найдите в тексте слова, которыми автор характеризует колокольный звон. Какой колокольный звон (трезвон, набат или благовест) звучит в стихотворном размере? Почему поэт называет звон «благостным»? Как понять слова «звон всем в душу просится»? Найдите в тексте слова, в которых говорится о том, как был воздвигнут храм. Одинаковы ли по смыслу слова «спонсор», «благотворитель», «меценат»?
-
Обсуждаем - размышляем
Откровенный разговор о внутреннем духовном богатстве (сокровище) человека. Анализ персонажей произведения. Что есть «сокровище духовное»?(деньги, одежда, доброта, еда, вера, вещи, забота), Можно ли взять в руки сокровища духовные? Как они выглядят? Где их можно хранить? (в сейфе, в письменном столе, в сердце), Каким ключиком можно открыть место, где человек хранит свое духовное сокровище? (стамеска, молоток, любовь, сострадание), Какие добродетели герой произведения проявляет в жизни? Легко ли их проявлять?
-
Творческие задания по тексту:
Выбери, какие качества могут украсить душу человека: радость, печаль, заботливость, ложь, честность, подозрительность, отчаяние, дружелюбие, надежда. Какими ценностями души ты можешь поделиться с окружающими: гордость, терпение, верность, нахальство, бескорыстие, осуждение, любовь, жадность, стыдливость, мужество? Распредели дела героя литературного произведения на группы: дела любви, дела мира, дела долготерпения, дела милости, дела смирения. Выдели в тексте слова-обращения к собеседнику. Какие чувства они выражают? (вежливость, воспитанность, благочестивость, уважительность) Выдели главные средства, которые могут противостоять проявлению зла в сердце человека (любовь, чистота, целомудрие, милостыня, честность, доброжелательность),
-
Назови одно недоброе качество души, которое тебе не нравится больше других в этом герое (непослушание, лень, осуждение, злость, неуступчивость, нескромность, любопытство, неуважение старших, использование в разговоре грубых слов, ложь, воровство), Дай совет герою произведения: какое доброе качество следует призвать на помощь для преодоления этого порока? Укрась душу человека, замени недобрые качества добрыми (лень — трудолюбие, осуждение — любовь, скупость — щедрость, гордыня — смирение, ложь — честность). Выбери качества души, приближающие людей к благочестию, порядочности, человеческому достоинству: (гордость, послушание, жадность, любовь к окружающим, щедрость, осуждение, своеволие, милосердие, кротость, миролюбие, уныние).
-
Творческие задания для работы в группе:
Составьте маршрут путешествия героя книги; Составьте духовное завещание, которое вы могли бы оставить школьникам нашей страны, которые будут жить после вас (на примере известных духовных завещаний): «Употреби труд, храни умеренность - богат будешь», «Воздержанно пей, мало ешь — здоров будешь», «Твори добро, беги от зла — счастлив будешь».
-
Рубрика на уроке «Поэзия души»
Чтение стихотворений духовно-нравственного содержания, размышление над поэтическим текстом. Я так люблю осенний лес.Над ним - сияние небес,Что я хотел бы превратитьсяИли в багряный тихий лист,Иль в дождевой веселый свист,Но, превратившись, возродитьсяИ возвратиться в отчий дом,Чтобы однажды в доме томПеред дорогою большоюСказать:- Я был в лесу листом!Сказать: - Я был в лесу дождем!Поверьте мне: Я чист душою. (Николай Рубцов)
-
А что же такое душа? Некоторые утверждают, что у человека нет души, потому что ее нельзя увидеть и потрогать. Другие считают, что душа - это бессмертное начало в человеке, продолжающее жить и после его смерти. А как считаете вы?
-
Список лирических произведений: К.Д.Бальмонт « Одна есть в мире красота», С.С.Бехтеев «Они горят! Горят над куполами...», И.А.Бунин «Слово», А.В.Кольцов «Человеческая мудрость», М.Ю.Лермонтов «Ангел», А.М.Майков «Последние язычники», Н.А.Некрасов «Накануне светлого праздника», И.С.Никитин «Блажен, кто ненависть людскую любовью может побеждать...».
-
Сочинение на уроке литературы:
«Поэты размышляют о своем веке». (На основе стихотворений И.А.Бунина «Родина», «Ф.И.Тютчева «Наш век», А.Н.Плещеева «Он шел безропотно тернистою дорогой…»). План сочинения: Как поэты характеризуют состояние душ своих современников? В чем поэт видит великое предназначение человека? О каком искажении красоты людской писал Ф.Тютчев? Почему поэт завершает свое стихотворение словами из Евангелия?
-
Значение уроков литературы для духовно-нравственного воспитания
Зажигая на уроках литературы огоньки веры и любви в сердцах учеников, учитель стремится научить их жить по Законам Добра, настойчиво формируя систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры. Эти традиции станут прочной основной духовной-нравственной высоты личностей сегодняшних школьников. Ведь, как известно, «люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть».
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.