Содержание
-
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования (повышение квалификации) специалистов «Мордовский республиканский институт образования
Кафедра гуманитарногообразованияКурсовая работа Возможности уроков русского языка и литературы в воспитании бережного отношения к окружающему миру. Выполнила: Ковалёва Е.Е. учитель русского языка и литературы МОУ « Лицей № 7» г.о. Саранск Проверила : Приказчикова О.А. старший преподаватель кафедры гуманитарного образования Саранск, 2013
-
Содержание1. Цели и задачи курсовой работы . 2. Введение.3. воспитание бережного отношения к окружающему миру на уроках русского языка и литературы- одна из главных проблем современного процесса обучения.4.Собственный опыт учителя по обозначенной проблеме:а)на уроках русского языка;Б) на уроках литературы.5. Заключение. 6. Список использованной литературы.
-
Цели и задачи курсовой работы
Цель данной работы – показать, что воспитание морально-нравственных качеств и обучение учащихся на уроках русского языка и литературы неразрывно связаны. Задачи работы: -определение содержания знаний, полученных учащимися за время обучения, и применение этих знаний на уроках русского языка и литературы; -развитие навыков самостоятельной творческой работы по составлению монологических высказываний на морально-нравственную тему; -формирование умений и навыков пользования справочной и научной литературой по изучаемой проблеме; -рассмотреть методические приемы проведения уроков русского языка и литературы, направленных на формирование гармонично развитой личности.
-
введение
В Концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования сформулирована высшая цель образования – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа. Духовно-нравственное воспитание - это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися системы общечеловеческих и культурных ценностей. Каждый учитель должен участвовать в духовном становлении своих учеников, так как главная цель образования в школе - развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Именно уроки русского языка и литературы позволяют уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся, учат бережно относиться к окружающему миру.
-
Воспитание бережного отношения к окружающему миру на уроках русского языка и литературы- одна из главных проблем современного процесса обучения «Безнравственный человек – значит бессовестный» К.Д.Ушинский. Слово «духовность» употребляется в обиходе наших выражений очень широко: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, гармонии. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь. Духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Учителя русского языка и литературы имеют очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы можем использовать богатейшей материал для воспитания учащихся.
-
Через Образы классической художественной литературы и литературы современности следует помогать учащимся усваивать такие понятия, как: сострадание, честь, душевность. Необходимо приобщать учащихся к работе над составлением собственного « нравственного Лексикона», которым они будут пользоваться не только на уроках, когда требуется создать собственное монологическое высказывание, но и ориентироваться на духовно-нравственные понятия в повседневной жизни.Необходимо создавать на уроках атмосферу доброжелательности, открытости, взаимного сотрудничества для того, чтобы учащиеся смогли выражать свои мысли , вступать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения и уметь слушать окружающих.
-
Собственный опыт учителя по обозначенной проблеме.Уроки русского языка
Уроки русского языка и литературы тем и выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о бездуховности , об утрате нравственных идеалов, о добре и зле. В ходе уроков сочетаю индивидуальную, групповую и коллективную формы работы с учащимися. “Величайшее богатство народа – язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта» М. А. Шолохов. Я предлагаю использовать на уроках пословицы и поговорки, которые по праву называются жемчужинами устного народного творчества. Обычно я моделирую ситуативные задания самостоятельно, а также использую и те задания, которые предлагаются в учебниках. Для этого использую метод «Недописанный тезис»: Хорошая жизнь – это … Быть человеком – это… Самое главное в жизни – … Счастье –это… Милосердие –это… Гордыня -это…
-
При изучении темы «Лексика и фразеология» объектом пристального внимания во всей полноте своих значений становится слово. Здесь же формируем понимание различных нравственных понятий. Ключевыми становятся слова: «Совесть, истина, милосердие, благодарность, долг, добросердечность, жестокость». Учащиеся должны чаще слышать лексику, связанную с духовно-нравственными понятиями : смирение, сострадание, милосердие, благословение, жестокость, гордость. Предлагаю ученикам написать слово Доброта и дополнить его глаголами (можно и причастиями, прилагательными в полной и краткой формах), ответить на вопрос: «Что делает доброта?». Например : Доброта приносит счастье, облагораживает и.т.д. Все глаголы записываются на доске, обсуждаются и анализируются. Предлагаю учащимся подобрать антонимы к словам: гордость - смирение нетерпеливость - терпение жестокость - доброта ненависть - любовь жадность - щедрость лицемерие - открытость печаль - радость
-
В соответствии с принципами данной методики большое место на уроках русского языка занимает работа с текстом, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника. Именно через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции, учится бережно относиться к окружающему миру. Включаю на уроках анализ предложений, текстов эстетического содержания, комплексный анализ текстов, предлагаемых на ГИА и ЕГЭ (они часто духовно-нравственной направленности), словарную работу с лексикой по темам : нормы отношений, принципы и поступки. Важно научить не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным словом в речи. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые после прочтения обязательно записываются под диктовку. Например, « любовь к людям», «радость за друга», «щедрость души», «сочувствие ближнему», « любование красотой», « чувство вины», «угрызения совести». А в качестве домашнего задания предлагаю написать сочинение – рассуждения о нравственных понятиях. Темы разные: «О доброте», «О милосердии», «О гордыне» и другие.
-
При изучении темы « Фразеология» обращаю внимание учащихся на то, что большой запас нравственных оценок заключён во фразеологических оборотах. Важно не только показать различия между свободным словосочетанием и фразеологическим, но и помочь учащимся вникнуть в те нравственные нормы, к которым имеют отношение многие фразеологизмы. Например, такие : держаться до последнего, душа нараспашку, змея подколодная, глаза на мокром месте, горе луковое (незадачливый человек, недотёпа (с оттенком шутливого сочувствия)), жить бирюком, ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, оставаясь пассивным; напрасно надеяться на что-либо) и многие другие обороты. Передавая то или иное понятие, создавая образ, фразеологизмы выражают отношение говорящего к предмету высказывания. Верно употребляя устойчивые сочетания слов , ученики учатся и нравственным оценкам, и нормам этических отношений. В качестве индивидуального задания можно предложить учащимся найти в художественной литературе примеры использования фразеологизмов, дающих морально-нравственную оценку ( Басни И.А. Крылова ,проза А.С. Пушкина идр.).
-
Собственный опыт учителя по обозначенной проблеме. Уроки литературы. На уроках литературы учащиеся приходят к уяснению тех или иных нравственных понятий. С целью формирования и развития нравственных основ поведения учащихся использую высказывания (афоризмы) выдающихся людей (писателей, поэтов…), которые влияют на понимание нравственных ценностей в жизни. Нет, не гибнет в жизни большойВсё, на что сердце твоё откликается.Живи беспокойно, живи с маетой:С доброты человек начинается. С. Иванов.
-
Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора, гуманизма по отношению к окружающим служит урок раздумий по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: как не поддаться малодушию, как сделать выбор между жизнью и честью, совестью и подлостью. Учащиеся отмечают приёмы, с помощью которых писатель раскрывает характеры героев и идейный замысел романа.При составлении характеристик главных героев обращаю внимание учащихся на мотивы поведения персонажей, на их отношение к окружающим, на способность ценить доброту, милосердие, заботу. В виде сопоставительного анализа героев прошу пояснить значения слов-характеристик: мужество-трусость,правдивость-лживость, внимание к ближнему-безразличие. При Подготовке к сочинению обязательно указываю в плане работу с толковым словарём по определению понятий «гуманизм», « сопричастность», « духовность».
-
При работе с рассказом А.П.Платонова «Юшка» обращаю внимание учащихся на поведение главного героя. Сначала оно настораживает детей. Да иначе и не может быть. Неказист с виду, одежду носит долгие годы одну и ту же без смены, вместо чая с сахаром пьёт воду, терпит оскорбления односельчан. Невозможно не вспомнить на уроке слова самого А.Платонова: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…». Тогда учащиеся начинают бурно высказывать свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям. Постепенно начинают понимать, какой ценой Юшке достались деньги, которые он полностью отдавал приёмной дочери, чтобы она могла жить и учиться. И теперь уже бескорыстие Юшки начинает изумлять. Появляется возможность напомнить учащимся, что о человеке надо судить по его поступкам, по отношению к окружающим , а не по тому, во что он одет.
-
Произведения , поднимающие тему войны, Отечества , придают урокам литературы особую атмосферу, потому что на них происходит приобщение к мужеству , подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, о памяти, о бесценности человеческой жизни, об отношении к окружающему миру, который достанется другим поколениям после нас. При работе над стихотворением А Твардовского « Я убит подо Ржевом» учащиеся по- новому осмысливают , что значит мужество. Это не только не бояться на войне, это значит находить в себе силы подниматься под пулями, идти в атаку, отстаивая свою землю. Чувства обыкновенного человека становятся понятнее , ближе и роднее. Война воспринимается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь , пусть неимоверно тяжелая. При анализе художественных средств стихотворения обращаю внимание на описание пейзажа. Подвожу учащихся к выводу о том, что природа даётся нам в пользование на несколько сотен лет. И если взрывы бомб и гранат уродуют « лицо» планеты, то буду- щие поколения наших соотечественников вряд ли смогут понять, ради чего так бесчеловечно и жестоко уничтожа- лось всё живое.
-
Заключение
Ученик, решающий нравственную проблему на уроке и принимающий решение, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретает навыки принимать правильные собственные решения. Уроки русского языка и литературы позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях : о долге, о чести, о величайшей силе любви, развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к жизни, заставляют бережно относиться к окружающему миру. Так на одном из уроков говорю : «Д.С.Лихачев, считая счастье целью жизни человека, утверждает, что подлинное счастье достигается умением организовывать свой внутренний мир- уметь ставить свою цель, строить планы и реализовывать их, иметь мечту и воплощать её в жизни». Эта фраза заставляет учащихся задуматься о своей жизни. И если после уроков они станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной.
-
Использованная литература1. Учебник русского языка для общеобразовательных учреждений,7класс. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. М.: Просвещение,2013г.-223с.2. Учебник литературы для общеобразовательных учреждений.7класс.в 2 ч. В.Я. Коровина.М.: Просвещение,2013г.-318с.3. Конспекты уроков для учителя русского языка ,7класс. С.И. Львова, м.: просвещение,2012г.-182с.4. Русский язык, поурочные разработки,7класс. И.Т. Добротина, Л.М.Рыбченкова. М.: Просвещение,2012г.-128с.5. Методические разработки по литературе,7класс.Н.В. Беляева,м.: Просвещение,2013г.-167с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.