Содержание
-
ГОУ РПЛИ городского округа город Кумертау республики БашкортостанРазработка урока по литературе в 10 классе ТЕМА: «Двойники и антиподы Родиона Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Учитель русского языка и литературы Искандарова Римма Ильбековна.
-
Тема урока:«ДВОЙНИКИ» И «АНТИПОДЫ» РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М . ДОСТОЕВСКОГО«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
-
Цели урока :
Закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; выяснить, кто такие «двойники» и «антиподы» Родиона Раскольникова и как они помогают раскрыть характер главного героя; подвести к осмыслению главного конфликта романа- конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; расширить представление учащихся о героях романа; добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского,- мир «погибших и погибающих»; воспитать такие духовно-нравственные качества, как чувство сострадания к «униженным и оскорбленным», милосердие; развитие критического мышления учащихся, интереса к исследовательской работе.
-
-
Лужин – подлец «по убеждению», маленький «Наполеон»
Лужин. Художник Д. Шмаринов
-
«…взять просто запросто все за хвост и стряхнуть к черту»
Лебезятников - «прогрессист», в своей жизненной установке варьирует нигилистическое отношение Раскольникова к существующему миропорядку, моральным и социальным устоям. Выступает против таких «предрассудков», как «целомудрие и женская стыдливость», ратует за уничтожение брачных уз.
-
Свидригайлов - загадка
Свидригайлов. Художник Д. Шмаринов. 1945г.
-
Этот герой идет дальше всех: переступает через чужие жизни, он переступает и через собственную совесть, то есть полностью соответствует представлению Раскольникову о сильных личностях. Прав ли Свидригайлов, утверждая, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды», что между ними есть «точка общая»? Жизненный итог Свидригайлова – это не только его самоубийство, но и гибель идея Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман главного героя.
-
Она не считает себя существом- более высокого ранга, чем брат, а Раскольников, идя на жертву, именно в этом ощущает свое превосходство над теми, ради кого он жертвует собой. . Дунечка же, напротив, не только не считает себя выше своего брата — признает его существом более высокого рода. Антиподом и в какой-то мере двойником Раскольникова становится и его сестра.
-
Дуня Раскольникова. Художник Д. Шмаринов
-
Вычленив компоненты идеи Раскольникова, отражаемые в сознаниях двойников и антиподов, можно представить систему образов героев в виде трех пар.
-
-
Система образов разбивается на три ряда с отрицательной и положительной подсистемами. Герои – антагонисты вступают в диалог посредством сознания Раскольникова, при том он может выходить и за рамки мира главного героя, реализовываться в непосредственном контакте двойника и антипода. Голос Раскольникова резонирует в пространстве, заполненном не только сознаниями двойников, но и сознаниями их идеологических антагонистов, в роли которых выступают Разумихин, Порфирий Петрович и Соня Мармеладова.
-
Раскольников и Соня
-
Разумихин и Дуня. Художник И. Глазунов
-
Порфирий Петрович. Художник Д. Шмаринов. 1955г.
-
Двойники Раскольникова
-
-
Рассматривая в системе образов двойников и антиподов Родиона Раскольникова, автор опровергает теорию Раскольникова, вскры-вает ее антигуманную, бесчеловечную суть. В человеке, по Достоевскому, должна быть «общая точка» с другими людьми не только в гордости, болезни сознания, «цивилизации», но и в ощущениях , в любви и в вере – такого человека «жизнь вынесет». Человек… найдет в себе силы смириться, найдет себя во всех с любовью и найдет себя в себе и обретет «живую жизнь».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.