Презентация на тему "Эпоха безвременья в творчестве М.Ю.Лермонтова." 9 класс

Презентация: Эпоха безвременья в творчестве М.Ю.Лермонтова.
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 9 класса на тему "Эпоха безвременья в творчестве М.Ю.Лермонтова." по литературе. Состоит из 23 слайдов. Размер файла 0.68 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    23
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Эпоха безвременья в творчестве М.Ю.Лермонтова.
    Слайд 1

    МОУ Радужненская СОШКоломенского муниципальногоМосковской области района

    Урок литературы в 9 классе по программе под редакцией Г.И. Беленького Презентацию подготовила: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Привезенцева Елена Николаевна

  • Слайд 2

    Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума».Тема России. «Родина»

  • Слайд 3

    Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования –а между тем наши страдания – почка, из которой разовьется их счастье. Поймут ли они, отчего мы лентяи, отчего руки не подымаются на большой труд? Отчего в минуты восторга не забываем тоски? А.И.Герцен “Былое и думы” А.И.Герцен

  • Слайд 4

    Выхожу один я на дорогу…

  • Слайд 5

    «Что же мне так больно и так трудно?»

    Больно… Боль… Болезнь…Болезнь целого поколения.

  • Слайд 6

    Характеристика 30-х годов XIX века

  • Слайд 7
  • Слайд 8

    Анализ стихотворения

    Каково эмоциональное пространство стихотворения? Назовите ключевые слова, выражающие эмоции поэта. Каково художественное пространство стихотворения? Как бы вы назвали такое восприятие мира? Что происходит в душе поэта?

  • Слайд 9

    Да, действительно, человек сам анализирует собственные качества, осмысливает собственные действия, его сознание сосредоточено на самом себе, это было своеобразной формой общественного протеста. Но обратите внимание, как местоимение “я” переходит в “мы”. Процитируйте эти строки. Да, действительно, субъективное перерастает в объективное.Весь тон лермонтовской “Думы” воспроизводит эмоцию социального отчаяния, охватившего современников поэта и его самого. Эта эмоция ключ к разгадке смысла и поэтики стихотворения.

  • Слайд 10

    Представьте себе, что начало “Думы” звучит так: “Печально я гляжу на ваше поколение”. Существенно ли меняется смысл строки? Если да, то в чем? Сочувствие, сопереживание, сострадание…Что выражает приставка со-? Каково художественное время стихотворения? Выпишите глаголы, стоящие в прошедшем, настоящем, будущем времени. Обратимся к композиции. Из скольких строк состоит предложение?

  • Слайд 11

    Выполните письменную самостоятельную работу. Выпишите строки, которыми завершается каждое четверостишье.

    О чем говорят эти поэтические концовки? Назовите стилистическую фигуру, которая предполагает усиление противопоставления от одного компонента к другому. Эмоциональность “Думы” связана с высокой романтической традицией. Стихотворение насыщено романтическими метафорами. Найдите их в тексте. Какие еще тропы и стилистические фигуры привлекли ваше внимание? Какие языковые средства доминируют? Исследуйте текст. Каковы особенности лермонтовской лирики? Какой цели хотел достичь автор, используя эти художественные средства?.)

  • Слайд 12

    Вспомните пушкинское: “Здравствуй, племя, младое, незнакомое!” Совсем другой настрой у Лермонтова, который осмыслил поколение как обреченное, впитавшее мертвый, а не живой сок прошлого. По его словам, поколение ждет справедливое историческое наказание. Подберите более жесткий синоним к этому слову. Найдите в стихотворении строки, подтверждающие эту мысль. К какому жанру тяготеет это стихотворение Но можно ли сказать, что это элегия в чистом виде?

  • Слайд 13

    Вокруг жанра “Думы” разгорелись жаркие споры: литературные критики давали разноречивые оценки “Думе”. К какой точке зрения присоединитесь вы? Швырев: “Ужасная эпитафия молодому поколению”. Белинский: “Дума” есть сатира”. Фохт: “Дума” – социальная элегия”.

  • Слайд 14

    Мы проанализировали стихотворение “Дума”. Я думаю, что вы почувствовали, что оно, действительно, по словам Белинского, “Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти”. В центре внимания поэта – судьба передовой дворянской интеллигенции, ее настроения, мысли, чувства. Печально, что даже лучшие из этого поколения не знали, как в условиях жесточайшей тирании, преследований применить свои дарования.Это поколение, действительно, можно назвать “потерянным поколением”. Много было сказано о тех молодых людях, изображенных в “Думе”. А в чем актуальность этого стихотворения для вас?

  • Слайд 15

    Тема России в творчестве Лермонтова

    Есть в творчестве поэта стихотворение, в котором он “понимает любовь к отечеству истинно свято и разумно”. Оно написано в 1841 году. - Что это за год? (год смерти поэта) - Оно одно из итоговых, это обобщенное отношение поэта к родине, России. Ещё за десять лет до этого Лермонтов писал: “ Я родину люблю, и больше многих…”. Он и теперь начинает стихотворение с утверждения, в котором возражение тем, кто сомневается в его любви к Родине: “Люблю отчизну я, но странною любовью…”. Давайте послушаем это стихотворение

  • Слайд 16

    Стихотворение «Родина»

  • Слайд 17

    Анализ стихотворения.

    Прочитайте первую строчку. Как вы думаете, почему странною любовью? Наша задача – разобраться, каково отношение Лермонтова к родине, в чем странность его любви. А какие ещё стихотворения вы знаете про родину у Лермонтова? Это более ранние произведения, и они совсем другие, в них есть поэтика, торжественное прославление истории России, подвиги русских людей. А стихотворение “Родина” отличается, оно совсем другое. Это уникальный образец чистого, не осложненного ничем произведения. Здесь все просто, все понятно, а вместе с тем глубоко поэтично. Такое стихотворение мог написать только зрелый мастер. Давайте попробуем это стихотворение проанализировать, посмотрим, что получится.

  • Слайд 18

    Работа в группах.

    1 группа – определить тему, идею, композицию. 2 группа - определить размер и рифму. 3 группа – художественные особенности. 4 группа – сопоставить стихотворения “Родина” и “Прощай, немытая Россия”.

  • Слайд 19

    Тема стихотворения – родина, идея – показать странную любовь. - Какая строчка, на ваш взгляд, содержит идею? - Сколько раз употребил поэт слово “люблю”? - Какова композиция?) - Каков размер? Какой это ямб? Сколько стоп? - Как вы думаете, почему меняется размер?

  • Слайд 20

    Какая самая короткая строчка? Это важный момент для поэта. Он и раньше писал обличительные стихи. Здесь все сжато, но ёмко. Со слов “люблю…” - четырехстопный ямб. Этим размером он показал разделение. Какая рифма? Почему рифма меняется? Какие художественные средства использует поэт? Стихотворение выстроено от образов, от поэтики, от деталей переходит к конкретным вещам, предметам В этом ясность и простота, именно поэтому Белинский писал Боткину 13 марта 1841 года: “Если будет напечатана его “Родина”, - то, аллах-керим, -что за вещь пушкинская, т.е. одна из лучших пушкинских”. Вот она ясность и простота. Давайте вернемся. Какую задачу мы ставили? Доказать, что любовь странная. А выполнили мы эту задачу? Где же странность?

  • Слайд 21

    Сопоставить стихотворения

    “Прощай, немытая Россия”. Когда оно было написано? Какая Россия в этом стихотворении, каков её образ? Какие чувства вызывает такой облик? Что значит немытая? Обратите внимание на самое главное. Какое первое слово? Страна рабов, страна господ – что это за приём? О чем говорит поэт? Мундиры голубые – о чем идет речь? Что это за прием? Стихотворение можно разделить на две части: Россия, изгнание. Но ему приятней быть в изгнании, чем в такой России.

  • Слайд 22

    Выводы

    Это стихотворение доказывает странность чувств Лермонтова. Так же, как и в стихотворении «Дума», поэт считает себя ответственным за свое поколение, за то, что происходит в стране. Он первым показал Россию народную, мужицкую. Но для него это Родина, это Россия, в которой живем мы с вами. Это Россия, которую признал, понял и которой поклонился Лермонтов. В её милых сердцу неброских приметах Лермонтов угадал тайный и всемогущий смысл: родина врачует и ведет, родина собирает нас в единый организм, который не умирает вместе с нами и, значит, может давать нам силу, тепло, как мать, опору, как отец. Любить Родину – значит любить истину. Сильнее и дороже истины нет ничего на свете, оттого, любящий истину, приобретает силу, которая идет от Бога и Отчизны

  • Слайд 23

    Домашнее задание

    Выучить стихотворение «Родина» наизусть. Письменный анализ одного из стихотворений.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке