Содержание
-
Этнокультурологический анализ текста
-
Этно- и поликультурное образование
-
Цели: Выявление взаимодействия культур разных этносов в процессе анализа поэтических текстов местных представителей литературы Северо-Казахстанской области. Изучение особенностей влияния казахской и русской культур на уроках русского и казахского языков, казахской и русской литератур в средней школе. Развитие толерантности и уважительного отношения народов друг к другу, населяющих территорию Северного Казахстана, формирование культуры межнационального общения.
-
Степные напевы
-
Степные напевы Хрестоматия Первое издание Составители: доктор филологических наук, профессор З.П. Табакова, директор СК ИПК и ППК А.К.Карабатырова, магистр филологии О.М. Медведева Петропавловск 2011г.
-
В лирике североказахстанских поэтов отражается взаимодействие русской и казахской культур.
-
З.П. Табаковасчитает, что русский язык «в условиях казахско-русского двуязычия, несомненно, испытывает влияния казахского языка»
-
Изучение творчества североказахстанских поэтов призвано сформировать ценностные ориентации ученика, его отношение к родине, культуре и менталитету русского и казахского народов, общественному долгу, собственной личности
-
Иван Петрович Шухов (6.8.1906 – 30.4.1977) Детство и юность поэт провел в Пресновке Северо-Казахстанской области, бывшей казачьей станице Пресновской. Простая крестьянская изба, в которой родился И.П. Шухов, сгорела в двадцатых годах. Перед Великой Отечественной войной по решению правительства республики писателю был построен просторный дом на берегу озера, где он безвыездно жил до конца 50-х годов. Иван Петрович очень любил свою усадьбу, сад из кленов и тополей. Усадьба представляла собой древнюю казачью станицу. Из окна своего кабинета он созерцал озеро и родимую североказахстанскую степь, воспетую им в стихах.
-
Родина В степи мне травы по плечо, Поет мне песни ветер хлесткий, Грустит неведомо о чем Степная русская березка. И отправляясь в дальний путь, Как я хочу степной, бездонной Немного сини зачерпнуть В свои горячие ладони, Кто мог рассыпать летом снег, На лепестки степных ромашек? И я стою, как будто мне Здесь родина косынкой машет (Владимир Шестериков)
-
Прости, мой конь. Я вынужден тебя Послать в полет над голубым оврагом. Ага! Тюльпаны дикие губя, Теперь нам дышит в спину вся ватага. Летит навстречу пестрая толпа, Визжит и нас разглядывает жадно. Мы первыми мелькнули у столба! Весь в мыле конь. И проигравших жалко. Юрий Гусинский
-
-
Я край полюбил этот весь без огляда, Свою красоту в нем нашел; Я здесь научился работать, как надо, И думать, и жить хорошо… Владимир Адерихин
-
-
-
Сборники стихотворений североказахстанских поэтов Владимир Шестериков «Благодарю за все, что было» (Петропавловск, 2010г.), «Прощеное воскресенье» (Петропавловск, 2009г.), «Острова в степи» (Петропавловск, 1991), «Кратер на Ишиме» (Алма-Ата, 1979г.), «Второе зрение» (Алма-Ата, 1983г.), «Лиловые снега» (Алматы, 1988г.). Бахытжан Канапьянов «Кочевая звезда» (Алма-Ата, 1991), «Плывут облака» (Москва, 2003). Юрий Гусинский «Ценой любви» (М., 1988), «След ветра» (М., 1989). Владимир Щукин «На расстоянии руки» (1991), «Земные сосуды» (1993), «Березовый свет откровенья» (2002). Илья Шухов «Люблю и помню» (Алма-Ата, 1984). Юрий Поляков «Эхо и голос» (Петропавловск, 1984).
-
И.П. Шухов В.Г.Шестериков Б. Канапьянов Ю.Я.Гусинский В.Д.Щукин И.И. Шухов Ю.П. Поляков В.В. Горбенко-Суслова
-
Культуракак совокупность идеалов, ценностей, верований, отношений между людьми, норм поведения, этикета, характерных для конкретной нации(этноса).
-
Поликультурное образование рассматривается как приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре с целью формирования общепланетарного сознания.
-
Поликультурная личность – это личность, которая стремится в общении с людьми другой культуры понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления,их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему и изменить в соответствии с чужой культурой.
-
Цель поликультурного образования состоит в формированиичеловека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде,обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
-
Из цели вытекают задачи: Глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа. Формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и Казахстане, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности. Характеристика самобытных уникальных черт и общих элементов в культурах народов мира и народов Казахстана. Воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
-
Язык – форма выражения культуры народа
-
Язык – культура – народ – Родина – все эти понятия не только взаимосвязаны, но и определяют человека как личность.
-
Взаимодействие культур разных этносов выявляется в процессе анализа поэтических текстов североказахстанских авторов.
-
Д.п.н., профессор Крылова Л.А. пишет: «Культурологический анализ обеспечивает духовно-личностную ориентацию школьного урока литературы, дает представления о высших ценностях бытия».
-
Крылова Л.А. выделяет Культурологический аспект преподавания литературы аксиологическая Нравственно-экологическая этнокультурная
-
Аксиологическая направленность способствует приобщению учащихся к миру ценностей духовной культуры.
-
Историческое сознание (М.А. Берг), Целостность психологической деятельности человека (М.С. Каган), Синтез этизма, эстетизма и теоретизма (В.Г.Федотова), Истину, добро и красоту (В.И. Гусев), Связывают с миром эмоций (Ю.Г.Бурдин).
-
«В категории духовности господствует потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ» (Крылова Л.А.)
-
Быть духовным – значит быть душевно раскрытым для всех глобальных проблем века, болеть болями своего народа и человечества, быть лично в ответе за прошлое, настоящее и будущее.
-
Нравственно-экологическая направленность связана с формированием у учащихся экологической культуры.
-
М.А. Рыбникова отмечала, что «чувство природы надо воспитывать, культивировать, взращивать, если не помочь ребенку увидеть и почувствовать красоты природы, то в 16 лет он может обнаружить совершенную невосприимчивость, полную глухоту и слепоту».
-
Природа, среди которой вырастает народ и совершает свою историю, определяет его лицо.
-
Философ Н.А. Бердяев писал о соответствии пейзажа русской души пейзажу ее земли, где просматривается та же безграничность и широта.
-
Национальный пейзаж России в свете культурологического аспекта рассматривается как элемент национальной культуры, как ценность, определившая судьбу России и ее менталитет.
-
Назовите смысловой ряд понятий, который вкладывает русский крестьянин в слово «земля»?
-
Земля Природа края (малой родины) Дом семья Память рода природа Отечество народ Историческая память
-
Для русского пахаря земля – способ его духовного и нравственного самоутверждения. Земля становится категорией мировоззренческой.
-
Развитию каких черт русского национального характера способствует равнинный ландшафт?
-
Русский историк В.О. Ключевский писал: «Жилья не видно на обширных пространствах; никакого звука не слышно кругом – и наблюдателем овладевает жуткое чувство невозмутимого покоя, беспробудного сна и пустынности, одиночества, располагающего к беспредельному унылому раздумью без ясной, отчетливой мысли».
-
Душевная мягкость, невозмутимое спокойствие, тягостное уныние, предрасположенность к духовному сну и аскетизму
-
От степного простора идет у русских тяга к воле, удали и разгулу.
-
Воля отражает, с одной стороны, активное начало, склонное преодолеть все преграды, с другой – с этим словом у русских связано чувство беспредельного простора, влекущей дали горизонта.
-
По мнению Д.С. Лихачева, «притеснять человека» значит «лишить его пространства».
-
Степь для казаха – основа, фундамент жизни, Родина. Это философия жизни, которая вбирает ценностно-смысловые значения, как степь-космос, степь-сердце, степь-время. Степь в понимании русского человека ассоциируется с привольем, которое дарует душевную усладу, с широтой его души, простором. Она действует на русского человека психологически.
-
Этнокультурологический анализпозволяет выявить в языковой картине мира североказахстанских поэтов образы и мотивы, характерные и для казахской, и для русской литератур, и осмыслить их символическое и философско-онтологическое значения.
-
Русская равнина и ее почва, лес и степь, река и поле, овраги и летучие пески – все это формировало мировоззрение русского народа
-
Российский писатель Владимир Чивилихин говорил: «Необыкновенно важна роль леса в истории народов и цивилизаций. Лес дал человеку первые орудия труда, познакомил с огнем. Лес кормил наших предков, давал им кров, защищая от солнца, ветра, дождя и мороза, спасая от хищных зверей».
-
С одной стороны, лес служил самым надежным убежищем от внешних врагов, с другой стороны, он всегда был тяжел для русского человека. Не случайно древнерусский человек населил лес всевозможными страхами и зловещей нечистью.
-
В. Чивилихин сказал: «Лес – это не просто лесная растительность на почве. Лес – это источник строительных материалов. Лес – ничем не заменимая экологическая система планеты. А дерево – удивительная химическая фабрика, созданная природой. Леса проводят и отражают солнечное тепло. Леса подымают урожайность полей, дают приют диким животным, служат объектом для многих наук, помогают воспитанию маленьких граждан».
-
Зная славянский миф о клене, скажите, за что осень подарила клену яркий румянец?
-
В русской мифологии клен распускается там, где проезжает возлюбленный. В клен некогда был превращен человека. По этой причине с кленом обращались по-особенному: не топили кленовыми дровами печь, не делали из него гробов. В легендах клен вырастает на могиле безвинного человека.
-
Что боится напомнить осина миру багряным своим убранством?
-
Даже при тихой погоде листья осины дрожат. Осина – проклятое дерево, единственное дерево, не признавшее Христа во время его бегства в Египет. Оно не склонилось перед ним во время крестного пути. Прутья, которыми бичевали Сына человеческого, и крест, на котором его распяли, были осиновыми. На осине удавился предатель Иуда.
-
Почему ухо путника чутко к мельчайшему шороху в чаще, где «дремлет пышный папоротник»?
-
По преданиям, папоротник посвящен языческому богу Перуну. Он распускает свой цветок в летние и осенние грозовые ночи. Почка папоротника ровно в полночь с треском разорвется и появится необыкновенно яркий огненно-красный цветок. Цветок откроет тайны, человек будет знать настоящее, прошлое и будущее, угадывать мысли людей, понимать язык птиц, растений, зверей.
-
Дерево – мировое или космическое – воплощает модель мира. Дерево ассоциируется с преемственностью поколений, вечным продолжением жизни, родословную семьи изображают в виде генеалогического дерева. Дерево также связано с женственностью, образом Великой Богини-матери, питающей и защищающей все живое.
-
Мировое дерево, ось мира представляет собой вертикаль между миром низшим, подземным, темным (у славян – навь) и миром высшим, божественным (правь). Между этими «крайними» мирами располагается мир земное, человеческий – явь.
-
Мировое дерево находится в сакральном центре Вселенной, т.е. в точке, в которой свершился акт сотворения мира.
-
В различных культурах многие деревья считались священными или магическими. Почтительное отношение к волшебной силе деревьев основано на верованиях, что в них живут боги и духи. В волшебных сказках деревья могут как защищать и исполнять желания, так и чинить препятствия, быть пугающими и даже демоническими созданиями.
-
У С. Есенина в стихотворении «По-осеннему кычет сова»: Облетает моя голова, Куст волос золотистый вянет….
-
Мы есть чада деревьев, семья, дети того самого вселенского дуба, который и является центром всего мира.
-
Для славянбереза, дуб, ель– символы доброго начала; калина, осина – символы несчастья.
-
Сосна и ель передают таинственное молчание, оцепенение, погруженность в себя.
-
Рябина – буйство красок, озорство, удалое веселье. Это самое яркое из деревьев, пылающее осенью всеми оттенками багряного цвета. Часто красные ягоды рябины ассоциируются с кровью, жертвой.
-
Дуб – одно из самых сакральных деревьев. Это символ твердости, прочности, долголетия. Только очень здорового и крепкого человека русские сравнивали с дубом. Дуб является также символом доблести и мужества. Дуб – это могучая сила русского духа, величественного и непобедимого.
-
Дуб и береза воспеты русской народной поэзией. Береза почиталась как священное дерево, как дерево начала. Некоторые славянские племена хоронили людей в бересте, поэтому береза считалась вместилищем душ умерших. Она символизировала первый месяц года, свет, сияние, чистоту. Ведь это единственное в мире дерево с белой корой. Белый цвет в русской ментальности является символом красоты, чистоты, святости. У предков – язычников богом счастья и милосердия был Белобог. Потому-то белый свет березы был для славян сакрален.
-
Даже березовое полено горит в русской печке особым огнем, приносящим здоровье, согревающим сердце. Из березовой бересты делали детские колыбели, чтобы внутреннее тепло, свет этого дерева согревали дитя и охраняли его от несчастий и злых духов. Русские девушки приходили к березе как к родной сестре или матери, изливали перед ней свою душу.
-
В старину о берез пели в народе как о дереве «четырех дел»: первое дело – мир освещать (березовая лучина), второе дело – крик утешать (березовая колыбель), третье дело – больных исцелять (березовый сок и деготь), четвертое дело – чистоту соблюдать (березовый банный веник).
-
В березе чувствуется отражение русской души. Об этом пишет Всеволод Рождественский: «….в шуме березы есть русская наша душа». Душа русского человека известна отзывчивостью, всепрощением и открытостью. Она чиста и светла, как это дерево.
-
Именно Есенин называет Россию «страной березового ситца». С. Есенин – создатель единственного в своем роде «древесного романа», лирический герой которого – клен, а героини – березы и ивы.
-
В его творчестве береза – это матушка-Россия, и русская печальная девушка-красавица, и сакральное сияние, и врачующая музыка белизны (Крылова Л.А.)
-
Береза для русского человека – это Россия, женщина-мать, русская душа, сакральный свет и музыка, врачующая и придающая духовные силы.
-
Казахам Мировое дерево известно под названием Байтерек. В центре мира – Коктобе, на ее вершине растет могучий тополь, четыре ветви которого охватывают весь небесный свод, корни его проникают через все уровни земли до нижних вод. В нашей столице Астане тоже горделиво возвышается Байтерек и соединяет небо и землю, охватывая все стороны света, являясь символом и гордостью всего Казахстана.
-
О березе писали и казахские поэты Ш. Кошкарбаев «Белая береза», С. Сеитов «Береза», Ж. Омирбеков «Белые березы», М. Жумабаев «Белая береза», Ш. Кудайбердиев «Молодая береза» и М. Макатаев «В чередованье жизней» и др.
-
Илья Шухов в памяти об отце в поэме «Люблю и помню» напишет: Здесь небо – тусклое от зноя Берез не слышен тихий плач. Недвижно замер над тобою Суровый древний карагач.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.