Презентация на тему "Этнокульторологический анализ текста" 8 класс

Презентация: Этнокульторологический анализ текста
Включить эффекты
1 из 77
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Этнокульторологический анализ текста" для 8 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 77 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по литературе в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    77
  • Аудитория
    8 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Этнокульторологический анализ текста
    Слайд 1

    Этнокультурологический анализ текста

  • Слайд 2

    Этно- и поликультурное образование

  • Слайд 3

    Цели: Выявление взаимодействия культур разных этносов в процессе анализа поэтических текстов местных представителей литературы Северо-Казахстанской области. Изучение особенностей влияния казахской и русской культур на уроках русского и казахского языков, казахской и русской литератур в средней школе. Развитие толерантности и уважительного отношения народов друг к другу, населяющих территорию Северного Казахстана, формирование культуры межнационального общения.

  • Слайд 4

    Степные напевы

  • Слайд 5

    Степные напевы Хрестоматия Первое издание Составители: доктор филологических наук, профессор З.П. Табакова, директор СК ИПК и ППК А.К.Карабатырова, магистр филологии О.М. Медведева Петропавловск 2011г.

  • Слайд 6

    В лирике североказахстанских поэтов отражается взаимодействие русской и казахской культур.

  • Слайд 7

    З.П. Табаковасчитает, что русский язык «в условиях казахско-русского двуязычия, несомненно, испытывает влияния казахского языка»

  • Слайд 8

    Изучение творчества североказахстанских поэтов призвано сформировать ценностные ориентации ученика, его отношение к родине, культуре и менталитету русского и казахского народов, общественному долгу, собственной личности

  • Слайд 9

    Иван Петрович Шухов (6.8.1906 – 30.4.1977) Детство и юность поэт провел в Пресновке Северо-Казахстанской области, бывшей казачьей станице Пресновской. Простая крестьянская изба, в которой родился И.П. Шухов, сгорела в двадцатых годах. Перед Великой Отечественной войной по решению правительства республики писателю был построен просторный дом на берегу озера, где он безвыездно жил до конца 50-х годов. Иван Петрович очень любил свою усадьбу, сад из кленов и тополей. Усадьба представляла собой древнюю казачью станицу. Из окна своего кабинета он созерцал озеро и родимую североказахстанскую степь, воспетую им в стихах.

  • Слайд 10

    Родина В степи мне травы по плечо, Поет мне песни ветер хлесткий, Грустит неведомо о чем Степная русская березка. И отправляясь в дальний путь, Как я хочу степной, бездонной Немного сини зачерпнуть В свои горячие ладони, Кто мог рассыпать летом снег, На лепестки степных ромашек? И я стою, как будто мне Здесь родина косынкой машет (Владимир Шестериков)

  • Слайд 11

    Прости, мой конь. Я вынужден тебя Послать в полет над голубым оврагом. Ага! Тюльпаны дикие губя, Теперь нам дышит в спину вся ватага. Летит навстречу пестрая толпа, Визжит и нас разглядывает жадно. Мы первыми мелькнули у столба! Весь в мыле конь. И проигравших жалко. Юрий Гусинский

  • Слайд 12
  • Слайд 13

    Я край полюбил этот весь без огляда, Свою красоту в нем нашел; Я здесь научился работать, как надо, И думать, и жить хорошо… Владимир Адерихин

  • Слайд 14
  • Слайд 15
  • Слайд 16

    Сборники стихотворений североказахстанских поэтов Владимир Шестериков «Благодарю за все, что было» (Петропавловск, 2010г.), «Прощеное воскресенье» (Петропавловск, 2009г.), «Острова в степи» (Петропавловск, 1991), «Кратер на Ишиме» (Алма-Ата, 1979г.), «Второе зрение» (Алма-Ата, 1983г.), «Лиловые снега» (Алматы, 1988г.). Бахытжан Канапьянов «Кочевая звезда» (Алма-Ата, 1991), «Плывут облака» (Москва, 2003). Юрий Гусинский «Ценой любви» (М., 1988), «След ветра» (М., 1989). Владимир Щукин «На расстоянии руки» (1991), «Земные сосуды» (1993), «Березовый свет откровенья» (2002). Илья Шухов «Люблю и помню» (Алма-Ата, 1984). Юрий Поляков «Эхо и голос» (Петропавловск, 1984).

  • Слайд 17

    И.П. Шухов В.Г.Шестериков Б. Канапьянов Ю.Я.Гусинский В.Д.Щукин И.И. Шухов Ю.П. Поляков В.В. Горбенко-Суслова

  • Слайд 18

    Культуракак совокупность идеалов, ценностей, верований, отношений между людьми, норм поведения, этикета, характерных для конкретной нации(этноса).

  • Слайд 19

    Поликультурное образование рассматривается как приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре с целью формирования общепланетарного сознания.

  • Слайд 20

    Поликультурная личность – это личность, которая стремится в общении с людьми другой культуры понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления,их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему и изменить в соответствии с чужой культурой.

  • Слайд 21

    Цель поликультурного образования состоит в формированиичеловека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде,обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

  • Слайд 22

    Из цели вытекают задачи: Глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа. Формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и Казахстане, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности. Характеристика самобытных уникальных черт и общих элементов в культурах народов мира и народов Казахстана. Воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

  • Слайд 23

    Язык – форма выражения культуры народа

  • Слайд 24

    Язык – культура – народ – Родина – все эти понятия не только взаимосвязаны, но и определяют человека как личность.

  • Слайд 25

    Взаимодействие культур разных этносов выявляется в процессе анализа поэтических текстов североказахстанских авторов.

  • Слайд 26

    Д.п.н., профессор Крылова Л.А. пишет: «Культурологический анализ обеспечивает духовно-личностную ориентацию школьного урока литературы, дает представления о высших ценностях бытия».

  • Слайд 27

    Крылова Л.А. выделяет Культурологический аспект преподавания литературы аксиологическая Нравственно-экологическая этнокультурная

  • Слайд 28

    Аксиологическая направленность способствует приобщению учащихся к миру ценностей духовной культуры.

  • Слайд 29

    Историческое сознание (М.А. Берг), Целостность психологической деятельности человека (М.С. Каган), Синтез этизма, эстетизма и теоретизма (В.Г.Федотова), Истину, добро и красоту (В.И. Гусев), Связывают с миром эмоций (Ю.Г.Бурдин).

  • Слайд 30

    «В категории духовности господствует потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ» (Крылова Л.А.)

  • Слайд 31

    Быть духовным – значит быть душевно раскрытым для всех глобальных проблем века, болеть болями своего народа и человечества, быть лично в ответе за прошлое, настоящее и будущее.

  • Слайд 32

    Нравственно-экологическая направленность связана с формированием у учащихся экологической культуры.

  • Слайд 33

    М.А. Рыбникова отмечала, что «чувство природы надо воспитывать, культивировать, взращивать, если не помочь ребенку увидеть и почувствовать красоты природы, то в 16 лет он может обнаружить совершенную невосприимчивость, полную глухоту и слепоту».

  • Слайд 34

    Природа, среди которой вырастает народ и совершает свою историю, определяет его лицо.

  • Слайд 35

    Философ Н.А. Бердяев писал о соответствии пейзажа русской души пейзажу ее земли, где просматривается та же безграничность и широта.

  • Слайд 36

    Национальный пейзаж России в свете культурологического аспекта рассматривается как элемент национальной культуры, как ценность, определившая судьбу России и ее менталитет.

  • Слайд 37

    Назовите смысловой ряд понятий, который вкладывает русский крестьянин в слово «земля»?

  • Слайд 38

    Земля Природа края (малой родины) Дом семья Память рода природа Отечество народ Историческая память

  • Слайд 39

    Для русского пахаря земля – способ его духовного и нравственного самоутверждения. Земля становится категорией мировоззренческой.

  • Слайд 40

    Развитию каких черт русского национального характера способствует равнинный ландшафт?

  • Слайд 41

    Русский историк В.О. Ключевский писал: «Жилья не видно на обширных пространствах; никакого звука не слышно кругом – и наблюдателем овладевает жуткое чувство невозмутимого покоя, беспробудного сна и пустынности, одиночества, располагающего к беспредельному унылому раздумью без ясной, отчетливой мысли».

  • Слайд 42

    Душевная мягкость, невозмутимое спокойствие, тягостное уныние, предрасположенность к духовному сну и аскетизму

  • Слайд 43

    От степного простора идет у русских тяга к воле, удали и разгулу.

  • Слайд 44

    Воля отражает, с одной стороны, активное начало, склонное преодолеть все преграды, с другой – с этим словом у русских связано чувство беспредельного простора, влекущей дали горизонта.

  • Слайд 45

    По мнению Д.С. Лихачева, «притеснять человека» значит «лишить его пространства».

  • Слайд 46

    Степь для казаха – основа, фундамент жизни, Родина. Это философия жизни, которая вбирает ценностно-смысловые значения, как степь-космос, степь-сердце, степь-время. Степь в понимании русского человека ассоциируется с привольем, которое дарует душевную усладу, с широтой его души, простором. Она действует на русского человека психологически.

  • Слайд 47

    Этнокультурологический анализпозволяет выявить в языковой картине мира североказахстанских поэтов образы и мотивы, характерные и для казахской, и для русской литератур, и осмыслить их символическое и философско-онтологическое значения.

  • Слайд 48

    Русская равнина и ее почва, лес и степь, река и поле, овраги и летучие пески – все это формировало мировоззрение русского народа

  • Слайд 49

    Российский писатель Владимир Чивилихин говорил: «Необыкновенно важна роль леса в истории народов и цивилизаций. Лес дал человеку первые орудия труда, познакомил с огнем. Лес кормил наших предков, давал им кров, защищая от солнца, ветра, дождя и мороза, спасая от хищных зверей».

  • Слайд 50

    С одной стороны, лес служил самым надежным убежищем от внешних врагов, с другой стороны, он всегда был тяжел для русского человека. Не случайно древнерусский человек населил лес всевозможными страхами и зловещей нечистью.

  • Слайд 51

    В. Чивилихин сказал: «Лес – это не просто лесная растительность на почве. Лес – это источник строительных материалов. Лес – ничем не заменимая экологическая система планеты. А дерево – удивительная химическая фабрика, созданная природой. Леса проводят и отражают солнечное тепло. Леса подымают урожайность полей, дают приют диким животным, служат объектом для многих наук, помогают воспитанию маленьких граждан».

  • Слайд 52

    Зная славянский миф о клене, скажите, за что осень подарила клену яркий румянец?

  • Слайд 53

    В русской мифологии клен распускается там, где проезжает возлюбленный. В клен некогда был превращен человека. По этой причине с кленом обращались по-особенному: не топили кленовыми дровами печь, не делали из него гробов. В легендах клен вырастает на могиле безвинного человека.

  • Слайд 54

    Что боится напомнить осина миру багряным своим убранством?

  • Слайд 55

    Даже при тихой погоде листья осины дрожат. Осина – проклятое дерево, единственное дерево, не признавшее Христа во время его бегства в Египет. Оно не склонилось перед ним во время крестного пути. Прутья, которыми бичевали Сына человеческого, и крест, на котором его распяли, были осиновыми. На осине удавился предатель Иуда.

  • Слайд 56

    Почему ухо путника чутко к мельчайшему шороху в чаще, где «дремлет пышный папоротник»?

  • Слайд 57

    По преданиям, папоротник посвящен языческому богу Перуну. Он распускает свой цветок в летние и осенние грозовые ночи. Почка папоротника ровно в полночь с треском разорвется и появится необыкновенно яркий огненно-красный цветок. Цветок откроет тайны, человек будет знать настоящее, прошлое и будущее, угадывать мысли людей, понимать язык птиц, растений, зверей.

  • Слайд 58

    Дерево – мировое или космическое – воплощает модель мира. Дерево ассоциируется с преемственностью поколений, вечным продолжением жизни, родословную семьи изображают в виде генеалогического дерева. Дерево также связано с женственностью, образом Великой Богини-матери, питающей и защищающей все живое.

  • Слайд 59

    Мировое дерево, ось мира представляет собой вертикаль между миром низшим, подземным, темным (у славян – навь) и миром высшим, божественным (правь). Между этими «крайними» мирами располагается мир земное, человеческий – явь.

  • Слайд 60

    Мировое дерево находится в сакральном центре Вселенной, т.е. в точке, в которой свершился акт сотворения мира.

  • Слайд 61

    В различных культурах многие деревья считались священными или магическими. Почтительное отношение к волшебной силе деревьев основано на верованиях, что в них живут боги и духи. В волшебных сказках деревья могут как защищать и исполнять желания, так и чинить препятствия, быть пугающими и даже демоническими созданиями.

  • Слайд 62

    У С. Есенина в стихотворении «По-осеннему кычет сова»: Облетает моя голова, Куст волос золотистый вянет….

  • Слайд 63

    Мы есть чада деревьев, семья, дети того самого вселенского дуба, который и является центром всего мира.

  • Слайд 64

    Для славянбереза, дуб, ель– символы доброго начала; калина, осина – символы несчастья.

  • Слайд 65

    Сосна и ель передают таинственное молчание, оцепенение, погруженность в себя.

  • Слайд 66

    Рябина – буйство красок, озорство, удалое веселье. Это самое яркое из деревьев, пылающее осенью всеми оттенками багряного цвета. Часто красные ягоды рябины ассоциируются с кровью, жертвой.

  • Слайд 67

    Дуб – одно из самых сакральных деревьев. Это символ твердости, прочности, долголетия. Только очень здорового и крепкого человека русские сравнивали с дубом. Дуб является также символом доблести и мужества. Дуб – это могучая сила русского духа, величественного и непобедимого.

  • Слайд 68

    Дуб и береза воспеты русской народной поэзией. Береза почиталась как священное дерево, как дерево начала. Некоторые славянские племена хоронили людей в бересте, поэтому береза считалась вместилищем душ умерших. Она символизировала первый месяц года, свет, сияние, чистоту. Ведь это единственное в мире дерево с белой корой. Белый цвет в русской ментальности является символом красоты, чистоты, святости. У предков – язычников богом счастья и милосердия был Белобог. Потому-то белый свет березы был для славян сакрален.

  • Слайд 69

    Даже березовое полено горит в русской печке особым огнем, приносящим здоровье, согревающим сердце. Из березовой бересты делали детские колыбели, чтобы внутреннее тепло, свет этого дерева согревали дитя и охраняли его от несчастий и злых духов. Русские девушки приходили к березе как к родной сестре или матери, изливали перед ней свою душу.

  • Слайд 70

    В старину о берез пели в народе как о дереве «четырех дел»: первое дело – мир освещать (березовая лучина), второе дело – крик утешать (березовая колыбель), третье дело – больных исцелять (березовый сок и деготь), четвертое дело – чистоту соблюдать (березовый банный веник).

  • Слайд 71

    В березе чувствуется отражение русской души. Об этом пишет Всеволод Рождественский: «….в шуме березы есть русская наша душа». Душа русского человека известна отзывчивостью, всепрощением и открытостью. Она чиста и светла, как это дерево.

  • Слайд 72

    Именно Есенин называет Россию «страной березового ситца». С. Есенин – создатель единственного в своем роде «древесного романа», лирический герой которого – клен, а героини – березы и ивы.

  • Слайд 73

    В его творчестве береза – это матушка-Россия, и русская печальная девушка-красавица, и сакральное сияние, и врачующая музыка белизны (Крылова Л.А.)

  • Слайд 74

    Береза для русского человека – это Россия, женщина-мать, русская душа, сакральный свет и музыка, врачующая и придающая духовные силы.

  • Слайд 75

    Казахам Мировое дерево известно под названием Байтерек. В центре мира – Коктобе, на ее вершине растет могучий тополь, четыре ветви которого охватывают весь небесный свод, корни его проникают через все уровни земли до нижних вод. В нашей столице Астане тоже горделиво возвышается Байтерек и соединяет небо и землю, охватывая все стороны света, являясь символом и гордостью всего Казахстана.

  • Слайд 76

    О березе писали и казахские поэты Ш. Кошкарбаев «Белая береза», С. Сеитов «Береза», Ж. Омирбеков «Белые березы», М. Жумабаев «Белая береза», Ш. Кудайбердиев «Молодая береза» и М. Макатаев «В чередованье жизней» и др.

  • Слайд 77

    Илья Шухов в памяти об отце в поэме «Люблю и помню» напишет: Здесь небо – тусклое от зноя Берез не слышен тихий плач. Недвижно замер над тобою Суровый древний карагач.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке