Содержание
-
Герои басен – реальные животные?!...
Интегрированный урок биологии и литературы в 7 классе.
Жукова Надежда Николаевна, учитель биологии – химии МБОУ «Нижнекулойская СОШ» Верховажского района Вологодской области.
-
- Какой знак препинания поставили бы Вы в названии темы урока?
- Нужна ли басня и притча с их нравственными поучениями в мире, где царит безнравственность?
- Нужна ли иносказательность басни в мире, где существует свобода слова?
-
Басня, притча
- Что такое басня?
- Каких баснописцев Вы можете назвать?
- Какие басни Вам известны?
- Кто является героем басни?
- Чем отличается басня, например, от рассказа, стихотворения?
- Что такое притча?
-
Абуль-Фарадж:
«Пусть притчи послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом - для людей с разбитым сердцем, путеводителем - для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного».
-
И ледяным дыханием пропахОсенний лес от утреннего сонного бессилья,И стрекоза, застынув на ветвях, Раскинула брильянтовые крылья.*Сергей Чубаров
-
Осень…
- Почему ласточки, стрижи, трясогузки, дрозды, соловьи улетают на юг?
- Почему осенью редко увидишь насекомых?
- Если поздней осенью произошла бы «встреча» двух насекомых, о чем они могли бы говорить?
- Почему одни насекомые делают запасы корма на зиму, а другие нет?
-
Как называется басня – осенняя беседа кума с кумушкой?
«Да работала ль ты в лето?»
-
Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела;
-
Оглянуться не успела,Как зима катит в глаза.
-
Помертвело чисто поле;Нет уж дней тех светлых боле,
-
Как под каждым ей листкомБыл готов и стол, и дом.
-
Все прошло: с зимой холоднойНужда, голод настает;
-
Стрекоза уж не поет:И кому же в ум пойдетНа желудок петь голодный!
-
Злой тоской удручена,К Муравью ползет она:
-
"Не оставь меня, кум милой!Дай ты мне собраться с силой
-
И до вешних только днейПрокорми и обогрей!" -
-
"Кумушка, мне странно это:Да работала ль ты в лето?" –Говорит ей Муравей.
-
"До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас
-
Песни, резвость всякий час,Так, что голову вскружило". -
-
"А, так ты..." -
-
- "Я без души Лето целое все пела". -
-
"Ты все пела? это дело:Так поди же, попляши!"
-
И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»
- Попрыгунья Стрекоза;
- Голову вскружило;
- Лето красное пропела; Песни, резвость всякий час;
- Оглянуться не успела, как зима катит в глаза (т.е. прожила целое лето); С зимой холодной нужда, голод настаёт; И до вешних только дней прокорми и обогрей;
- Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом;
- К муравью ползет она;
- Да работала ль ты в лето?
-
Прыгающие стрекозы дедушки Крылова
Трансформация при переводе: жук (кузнечик) у Эзопа → кузнечик (цикада) у Лафонтена → стрекоза (кузнечик) у Крылова.
-
Эзоп «Муравей и жук»
-
Эзоп «Муравей и кузнечик»
-
Лафонтен «Цикада и муравей»
-
Сумароков А.П.«Стрекоза» Крылов И.А. «Стрекоза и Муравей»
-
Первая иллюстрация к басне Крылова Кузнечика называют кобылкой.
-
В XVIII - начале XIX века слово "стрекоза" служило обобщенным названием для разных насекомых: кузнечика и стрекозы.
-
- Как басня И.Крылова «Стрекоза и муравей» способствовала созданию образа легкомысленного человека и человека – труженика?
- Какой знак препинания поставили бы Вы в названии темы урока?
- Нужна ли басня и притча с их нравственными поучениями в мире, где царит безнравственность?
- Нужна ли иносказательность басни в мире, где существует свобода слова?
- Захотелось ли Вам читать басни «под новым углом зрения»?
-
Домашнее задание по душе:
1.Создание картотеки «Животные в литературе» (Автор, название художественного произведения, названия животных, их биологические особенности, биологические неточности (если есть), цитирование).2.Веер эпитетов «Человек – животное». Сравнение человека с другими животными, например, «храбрый как лев», трусливый как заяц» и пр., обоснование этого сравнения.3.Животные в баснях и притчах. Продолжить материал урока.4.Картинки с выставки. Рисунки для иллюстрирования басен.5.Звуки природы. Подборка файлов «Пение цикад», «Звуки кузнечиков» и пр.6. Свой выбор.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.