Презентация на тему "Герои басен - реальные животные" 7 класс

Презентация: Герои басен - реальные животные
1 из 33
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.3
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Герои басен - реальные животные" поможет слушателям определиться, в необходимости существования басни с нравственными поучениями в безнравственном мире. Учащиеся узнают, что такое басня, познакомятся с известными баснописцами. В работе подробно рассмотрены образы героев, в роли которых выступают животные.

Краткое содержание

  1. Басня, притча
  2. Абуль-Фарадж
  3. Осень…
  4. И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»
  5. Прыгающие стрекозы дедушки Крылова
  6. Домашнее задание

Содержание

  • Презентация: Герои басен - реальные животные
    Слайд 1

    Герои басен – реальные животные?!...

    Интегрированный урок биологии и литературы в 7 классе.

    Жукова Надежда Николаевна, учитель биологии – химии МБОУ «Нижнекулойская СОШ» Верховажского района Вологодской области.

  • Слайд 2
    • Какой знак препинания поставили бы Вы в названии темы урока?
    • Нужна ли басня и притча с их нравственными поучениями в мире, где царит безнравственность?
    • Нужна ли иносказательность басни в мире, где существует свобода слова?
  • Слайд 3

    Басня, притча

    • Что такое басня?
    • Каких баснописцев Вы можете назвать?
    • Какие басни Вам известны?
    • Кто является героем басни?
    • Чем отличается басня, например, от рассказа, стихотворения?
    • Что такое притча?
  • Слайд 4

    Абуль-Фарадж:

    «Пусть притчи послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом - для людей с разбитым сердцем, путеводителем - для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного».

  • Слайд 5

    И ледяным дыханием пропахОсенний лес от утреннего сонного бессилья,И стрекоза, застынув на ветвях, Раскинула брильянтовые крылья.*Сергей Чубаров

  • Слайд 6

    Осень…

    • Почему ласточки, стрижи, трясогузки, дрозды, соловьи улетают на юг?
    • Почему осенью редко увидишь насекомых?
    • Если поздней осенью произошла бы «встреча» двух насекомых, о чем они могли бы говорить?
    • Почему одни насекомые делают запасы корма на зиму, а другие нет?
  • Слайд 7

    Как называется басня – осенняя беседа кума с кумушкой?

    «Да работала ль ты в лето?»

  • Слайд 8

    Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела;

  • Слайд 9

    Оглянуться не успела,Как зима катит в глаза.

  • Слайд 10

    Помертвело чисто поле;Нет уж дней тех светлых боле,

  • Слайд 11

    Как под каждым ей листкомБыл готов и стол, и дом.

  • Слайд 12

    Все прошло: с зимой холоднойНужда, голод настает;

  • Слайд 13

    Стрекоза уж не поет:И кому же в ум пойдетНа желудок петь голодный!

  • Слайд 14

    Злой тоской удручена,К Муравью ползет она:

  • Слайд 15

    "Не оставь меня, кум милой!Дай ты мне собраться с силой

  • Слайд 16

    И до вешних только днейПрокорми и обогрей!" -

  • Слайд 17

    "Кумушка, мне странно это:Да работала ль ты в лето?" –Говорит ей Муравей.

  • Слайд 18

    "До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас

  • Слайд 19

    Песни, резвость всякий час,Так, что голову вскружило". -

  • Слайд 20

    "А, так ты..." -

  • Слайд 21

    - "Я без души Лето целое все пела". -

  • Слайд 22

    "Ты все пела? это дело:Так поди же, попляши!"

  • Слайд 23

    И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»

    • Попрыгунья Стрекоза;
    • Голову вскружило;
    • Лето красное пропела; Песни, резвость всякий час;
    • Оглянуться не успела, как зима катит в глаза (т.е. прожила целое лето); С зимой холодной нужда, голод настаёт; И до вешних только дней прокорми и обогрей;
    • Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом;
    • К муравью ползет она;
    • Да работала ль ты в лето?
  • Слайд 24

    Прыгающие стрекозы дедушки Крылова

    Трансформация при переводе: жук (кузнечик) у Эзопа → кузнечик (цикада) у Лафонтена → стрекоза (кузнечик) у Крылова.

  • Слайд 25

    Эзоп «Муравей и жук»

  • Слайд 26

    Эзоп «Муравей и кузнечик»

  • Слайд 27

    Лафонтен «Цикада и муравей»

  • Слайд 28

    Сумароков А.П.«Стрекоза» Крылов И.А. «Стрекоза и Муравей»

  • Слайд 29

    Первая иллюстрация к басне Крылова Кузнечика называют кобылкой.

  • Слайд 30

    В XVIII - начале XIX века слово "стрекоза" служило обобщенным названием для разных насекомых: кузнечика и стрекозы.

  • Слайд 31
    • Как басня И.Крылова «Стрекоза и муравей» способствовала созданию образа легкомысленного человека и человека – труженика?
    • Какой знак препинания поставили бы Вы в названии темы урока?
    • Нужна ли басня и притча с их нравственными поучениями в мире, где царит безнравственность?
    • Нужна ли иносказательность басни в мире, где существует свобода слова?
    • Захотелось ли Вам читать басни «под новым углом зрения»?
  • Слайд 32

    Домашнее задание по душе:

    1.Создание картотеки «Животные в литературе» (Автор, название художественного произведения, названия животных, их биологические особенности, биологические неточности (если есть), цитирование).2.Веер эпитетов «Человек – животное». Сравнение человека с другими животными, например, «храбрый как лев», трусливый как заяц» и пр., обоснование этого сравнения.3.Животные в баснях и притчах. Продолжить материал урока.4.Картинки с выставки. Рисунки для иллюстрирования басен.5.Звуки природы. Подборка файлов «Пение цикад», «Звуки кузнечиков» и пр.6. Свой выбор.

  • Слайд 33
Посмотреть все слайды

Конспект

Методическое сопровождение к уроку

Жукова Надежда Николаевна,

учитель биологии-химии

МБОУ «Нижнекулойская СОШ»

Верховажского района

Вологодской области

Тема урока

Герои басен – реальные животные?!...

Предмет

Интегрированный урок биологии и литературы

Класс

7

УМК, авторы образовательной программы

Программа основного общего образования по биологии 6-9 класс В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой

Место и роль урока в изучаемой теме

Данный урок - последний в теме «Многообразие животных»

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель урока

Способствовать формированию единой многообразной картины мира. 2. Способствовать формированию личностных (умений выделять нравственную ценность морали басен) и познавательных универсальных учебных действий (умений выделять в литературном тексте информацию, противоречащую имеющимся знаниям по биологии, умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать информацию, делать выводы).

Задачи урока:

а) образовательные

1.Прочитать текст басни, проанализировать её как литературное произведение, используя литературоведческие понятия (Аллегория - иносказание, антитеза – противопоставление, актуальность – злободневность, композиция – построение, мораль – нравоучение, олицетворение – перенос признаков живой природы на неживую, эпитет - красочное, яркое прилагательное, резонёр – персонаж, словами которого говорит автор).

2.Определить биологические особенности организмов – героев басни.

3.Найти соответствие или несоответствие художественных черт героев или морали басни биологическим особенностям животных.

б) воспитательные

1.Выделить мораль басни.

2. Найти связь морали басни с биологическими особенностями животных.

3.Определить личностную значимость морали басни.

в) развивающие

1.Установить причины (биологические особенности питания, поведения животных) и их следствия (особенности художественного образа героев, смысла басни).

2. Выделять противоречивую информацию в тексте басни.

3.Найти информацию о том, почему в басне появляется несоответствие между героем и его прототипом – реальным животным.

4.Уметь анализировать информацию, делать обобщения и выводы.

Целесообразность и оригинальность разработки

Урок направлен на развитие личностных и познавательных универсальных учебных действий.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят учащиеся в ходе урока

Знания о басне как литературном произведении; о биологических особенностях стрекозы, муравья и других животных.

Умения выделять противоречивую информацию, сравнивать, анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, медиа-проектор, распечатанные для каждого учащегося материалы «Приложения для учащихся».

Методические рекомендации по использованию материала

Этот интегрированный урок может быть последним в четверти или в конце учебного года (из резервного времени), когда познавательная активность учащихся снижена. Интеграция учебного материала по литературе (особенности басни) и по биологии (особенности животных) позволяет, переключая внимание учащихся, всё время удерживать его.

Представляется возможным и начало учебного года с этого урока, чтобы была мотивация учащихся на изучение поведения и биологических особенностей животных.

Сопоставительный анализ животных: художественного образа и реального прототипа способствует объемному видению мира.

Данный материал может быть использован на внеклассных занятиях по биологии.

Методическое сопровождение к уроку

Жукова Надежда Николаевна,

учитель биологии-химии

МБОУ «Нижнекулойская СОШ»

Верховажского района

Вологодской области

Тема урока

Герои басен – реальные животные?!...

Предмет

Интегрированный урок биологии и литературы

Класс

7

УМК, авторы образовательной программы

Программа основного общего образования по биологии 6-9 класс В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой

Место и роль урока в изучаемой теме

Данный урок - последний в теме «Многообразие животных»

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель урока

Способствовать формированию единой многообразной картины мира. 2. Способствовать формированию личностных (умений выделять нравственную ценность морали басен) и познавательных универсальных учебных действий (умений выделять в литературном тексте информацию, противоречащую имеющимся знаниям по биологии, умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать информацию, делать выводы).

Задачи урока:

а) образовательные

1.Прочитать текст басни, проанализировать её как литературное произведение, используя литературоведческие понятия (Аллегория - иносказание, антитеза – противопоставление, актуальность – злободневность, композиция – построение, мораль – нравоучение, олицетворение – перенос признаков живой природы на неживую, эпитет - красочное, яркое прилагательное, резонёр – персонаж, словами которого говорит автор).

2.Определить биологические особенности организмов – героев басни.

3.Найти соответствие или несоответствие художественных черт героев или морали басни биологическим особенностям животных.

б) воспитательные

1.Выделить мораль басни.

2. Найти связь морали басни с биологическими особенностями животных.

3.Определить личностную значимость морали басни.

в) развивающие

1.Установить причины (биологические особенности питания, поведения животных) и их следствия (особенности художественного образа героев, смысла басни).

2. Выделять противоречивую информацию в тексте басни.

3.Найти информацию о том, почему в басне появляется несоответствие между героем и его прототипом – реальным животным.

4.Уметь анализировать информацию, делать обобщения и выводы.

Целесообразность и оригинальность разработки

Урок направлен на развитие личностных и познавательных универсальных учебных действий.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят учащиеся в ходе урока

Знания о басне как литературном произведении; о биологических особенностях стрекозы, муравья и других животных.

Умения выделять противоречивую информацию, сравнивать, анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, медиа-проектор, распечатанные для каждого учащегося материалы «Приложения для учащихся».

Методические рекомендации по использованию материала

Этот интегрированный урок может быть последним в четверти или в конце учебного года (из резервного времени), когда познавательная активность учащихся снижена. Интеграция учебного материала по литературе (особенности басни) и по биологии (особенности животных) позволяет, переключая внимание учащихся, всё время удерживать его.

Представляется возможным и начало учебного года с этого урока, чтобы была мотивация учащихся на изучение поведения и биологических особенностей животных.

Сопоставительный анализ животных: художественного образа и реального прототипа способствует объемному видению мира.

Данный материал может быть использован на внеклассных занятиях по биологии.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке