Содержание
-
Михаил Юрьевич Лермонтов Роман «Герой нашего времени»
-
Тема урока: «Роман «Герой нашего времени» как социально – психологический роман. Особенности жанра и композиции»
-
Цели урока: познакомить с идейным замыслом романа; выяснить первоначальные читательские впечатления о романе М.Ю.Лермонтова; отметить важнейшие особенности композиции;
-
«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая. В.Г.Белинский
-
Михаил Юрьевич Лермонтов
начал писать роман «Герой нашего времени» во второй половине 1838 года. До этого было несколько незавершенных прозаических опытов, включая роман «Княгиня Лиговская»
-
История создания романа
В 1839 году в журнале «Отечественные записки»появилась повесть «Бэла» с подзаголовком «Из записок офицера о Кавказе» В конце 1839 года увидела свет повесть «Фаталист», а затем «Тамань». Первоначальное название романа - «Один из героев начала века» В 1840 году вышло отдельное издание романа уже под названием «Герой нашего времени» Повести эти были связаны единством романного замысла, единством героя – Григория Александровича Печорина.
-
Особенности жанра
Он подверг анализу печоринский самоанализ, дистанцировался от его убийственного индивидуализма (не упрощая ничего, в отличие от Максима Максимыча!). И тем самым дистанцировался от самого себя. Преодолел свои собственные трагические противоречия. «Герой нашего времени» - это первый русский психологический роман. Лермонтов предугадал дальнейшие пути отечественной прозы второй половины XIX века, ее погружение во внутренний мир героя, ее заведомый отказ от прямых оценок, то есть ее психологизм. Но для него было важнее другое.
-
Композиция романа
Особенности: Отсутствие единой сюжетной линии. Роман состоит из пяти частей или повестей, каждая из которых имеет свой жанр, свой сюжет и своё заглавие. Но главный герой объединяет эти части в единый роман.
-
-
Сюжет и композиция романа
Сначала мы узнаем мнение автора о главном персонаже (Предисловие). Затем встречаемся с рассказчиком при въезде в Койшаурскую долину и тут вместе с ним знакомимся со штабс-капитаном Максимом Максимычем.
-
От Максима Максимыча узнаем о Григории Печорине и горской девушке Бэле. (Но в середине этого рассказа ненадолго возвращаемся на горную грузинскую дорогу.)
-
Потом вместе с рассказчиком наблюдаем за встречей Максима Максимыча и Печорина, - вопреки ожиданию штабс-капитана, холодной и равнодушной.
-
И лишь вслед за этим погружаемся в записки самого Печорина, который повествует о событиях, случившихся до «Бэлы» и тем более до встречи с Максимом Максимычем.
-
Повестям «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» предпослано второе предисловие – предисловие рассказчика, а в повесть «Княжна Мери» вторгается отголосок прежней жизни Печорина, история его давней любви к Вере.
-
Роман разбит на части самым странным образом. Почему? Что это может значить?
В центре повествования – фигура главного героя, Григория Печорина. Рассказчик проводит художественное расследование, выявляет общие черты целого поколения образованных русских дворян. Главная задача Лермонтова – подобрать ключ к тайне современного человека.
-
Лермонтов шаг за шагом погружает читателя в глубины душевной жизни своего героя. «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою…»
-
Лермонтов всячески избегал неправдоподобия, наотрез отказался от фантастики, от мистических сцен, придерживаясь реалистической манеры описаний. И в то же время, используя возможности композиции, хотел придать своим описаниям символический смысл.
-
О существовании «героя нашего времени» мы впервые узнаем из рассказа Максима Максимыча о драматической любви Печорина и Бэлы. Эти события разворачиваются в крепости. Где мы впервые встречаемся с самим Печориным? Опять в крепости.
-
А где расстаемся? Тоже в крепости, - вспомните сюжет «Фаталиста». Вокруг героев – кольцо гор, в «Княжне Мери» упоминается гора, именуемая Кольцом…
-
Крепость, оставаясь реальной деталью реального кавказского быта, првращается в символ закрытого, замкнутого, закольцованного внутреннего мира; это образ печоринской души, которая сама себя загнала в лабиринт и не может найти из него выхода.
-
Кого рассказчик называет «героем нашего времени»? Портретная характеристика героя. Молод, на вид дают от 23 до 30 лет. Физически силен, красив, «породист» (белокурые волосы и черные усы и брови, маленькие аристократические ручки, худоба бледных пальцев).
-
Изумляет странное выражение печоринских глаз: они никогда не смеются, даже когда смеется сам Григорий Александрович! Их стальной, фосфорический блеск вовсе не свидетельствует о внутреннем душевном жаре; это блеск поистине ледяной.
-
Печорин скучает от того, что не знает, к чему приложить свое дарование, свой ум; от того, что не верит в осмысленность жизни; сильные чувства, не нашедшие себе применения, постепенно заболачивают его душу.
-
Настоящее имя болезни Печорина – гордость. Из гордости он убивает Грушницкого. Из гордости унижает княжну Мери. Из гордости холодно встречает Максима Максимыча после долгой разлуки. Он чувствует, что стоит выше людей, которые его окружают, и не знает, как избавиться от холодного чувства презрения к ним, к их слишком мелким интересам и слишком пошлым привычкам. В итоге, не удовлетворяясь любовной игрой, Печорин все время ведет игру с жизнью и смертью. Пожертвовать жизнью для него проще, чем пожертвовать своей свободой ради чужого счастья.
-
ВЫВОДЫ
Печорин – главный герой романа. Действующие лица расположены контрастно. Смысл в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является центром повествования, Героем своего времени. Композиция произведения помогает раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его. Печорин – герой обреченный. Убежать от себя самого, от своего всесжигающего, всеразъедающего индивидуализма он не может. Характер Печорина не меняется от эпизода к эпизоду, в нем нет динамики. Он беспредельно самоуглубляется, изучая и анализируя самого себя.
-
Из дневника Печорина.
«Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды? С тех пор, как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние! Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя…»
-
Отклики на роман М.Ю.Лермонтова«Герой нашего времени»
С.Бурачек: Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение». С.Шевырёв: «Печорин – есть один только призрак, отброшенный на нас Западом». В.Г.Белинский: «Печорин… герой нашего времени». А.Герцен: «Печорин – «младший брат Онегина»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.