Презентация на тему "М.Ю Лермонтов "Герой нашего времени""

Презентация: М.Ю Лермонтов "Герой нашего времени"
Включить эффекты
1 из 48
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.1
14 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "М.Ю Лермонтов "Герой нашего времени" рассказывает о истории создания романа русского писателя, Михаила Юрьевича, композиции и жанре произведения, системе рассказчиков, системе персонажей. "Герой нашего времени" — первый в русской прозе лирико-психологический роман, написанный Лермонтовым.

Краткое содержание

  1. История создания романа
  2. Композиция и жанр произведения
  3. Система рассказчиков
  4. Система персонажей

Содержание

  • Презентация: М.Ю Лермонтов "Герой нашего времени"
    Слайд 1

    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

    М.Ю. Лермонтов

    «Герой

    нашего

    времени»

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Содержание

    1. история создания романа
    2. композиция и жанр произведения
    3. система рассказчиков
    4. система персонажей
  • Слайд 3

    История создания

    • 1836 г. – замысел романа. Герой – молодой гвардейский офицер. События разворачиваются на фоне столичной жизни.
    • 1837 г. – после первой ссылки на Кавказ замысел меняется – впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, от пребывания в местах боевых действий, посещения Тамани, встречи с ссыльными декабристами.
    • 1837 – 1840 гг. – время написания романа.
  • Слайд 4

    Даты публикации

    • Осень 1837 г. – «Тамань»
    • 1840 г. – напечатана в «Отечественных записках», № 2
    • 1839 г. – «Фаталист», «Отечественные записки, № 11
    • 1839 г. – «Бэла», «Отечественные записки», № 3
    • Апрель 1840 г. – опубликовано «Сочинение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Тогда же впервые появилась повесть «Максим Максимыч».
  • Слайд 5
    • Тамань (Таманская) станица Темрюкского района Краснодарского края, порт на берегу Таманского залива Креченского пролива. (БСЭ)
    • Фаталист – человек, склонный к фатализму.
    • Фатализм – вера в неотвратимость судьбы, в то, что все в мире заранее предопределено таинственной силой, роком.
    • Фатальный –

    1. Предопределенный роком; загадочно-непонятный

    2. Роковой, трагический по своей сути, по результатам.

    Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М, 1997

  • Слайд 6

    Смысл названия

  • Слайд 7

    ГЕРОЙ

    Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Главное действующее лицо литературного произведения. Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды. Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление).

  • Слайд 8

    Задумавшееся поколение

    Задумавшееся поколение

    Конец 20-х-начало 30-х годов Х1Х века – эпоха идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции. Он связан с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.

    Характернейшая черта - потребность освоить «ошибки отцов», заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно-философскую позицию.

    Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.

    Печорин - типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени.

  • Слайд 9

    Восстание декабристов

    14 (26) декабря 1825 г. - последняя в истории России попытка гвардейского дворцового переворота. Состоялась в Санкт-Петербурге на Сенатской площади.

    Восстание декабристов

    Большое количество участников - около 3-х тысяч солдат. В результате мятежа погибли 1 271 человек.

    Многих из руководителей восстания приговорили к ссылке, а Каховского, Рылеева, Пестеля, Муравьева-Апостола и Бестужева-Рюмина суд вместо мучительной смертной казни четвертованием приговорил повесить. Приговор был исполнен 13 июля 1826 г. в кронверке Петропавловской крепости.

  • Слайд 10

    Полемика вокруг романа

    • Николай I – «отвратительный» роман
    • Охранительная критика – нет ничего русского, «порочный» герой списан автором у западноевропейских романистов
    • Консервативная критика – клевета на русскую действитель-ность, «весь роман – эпиграмма»
    • В. Кюхельбекер – «…все-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, как его гадкий Печорин»
    • В.Г. Белинский – «богатство содержания», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества»
    • В.И. Левин – Печорин может считаться «первым подлинно художественным положительным героем в русском реалисти-ческом романе»
  • Слайд 11

    Эта книга испытала на себе еще недавно несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов. Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени….

  • Слайд 12

    Композиция романа

    • «Максим Максимыч»
    • «Бэла»
    • «Тамань»
    • «Княжна Мери»
    • «Фаталист»
  • Слайд 13
    • Сюжет (франц. sujet – предмет) – событие или совокупность событий в эпических и драматургических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом.
    • Фабула (лат. fabula – рассказ) – цепь, череда событий в эпическом или драматургическом произведении, положенная в основу сюжета.

    Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.: Паритет, 2007 г.

  • Слайд 14

    Хронология событий

    • «Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани.
    • «Княжна Мери»:10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким переведен в крепость под начальство Максима Максимыча.
    • «Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели из крепости в казачью станицу.
    • «Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова князя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича.
    • «Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин отправляется в Персию, снова оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем.

    (В. Набоков)

  • Слайд 15

    Отказ от хронологии обусловлен следующим:

    • Отказ от хронологии обусловлен следующим:
    • выбор наиболее значимых эпизодов
    • особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий
    • необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в определенной последовательности
    • выбор рассказчика (неслучаен, служит общему замыслу)
    • композиция подчинена авторскому замыслу:

    всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни

  • Слайд 16

    Замысел Лермонтова

    В предисловии ко второму изданию романа:

    • Герой Нашего Времени, <…>, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.
    • Но не думайте, <…> чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. <…> Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж бог знает!

    В предисловии журналу Печорина:

    • История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление.
  • Слайд 17

    Жанр романа

  • Слайд 18

    Система рассказчиков

    ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ:

    • Путешествующий офицер
    • Максим Максимыч
    • Печорин

  • Слайд 19

    Система персонажей

    • «Бэла»
    • «Максим Максимыч»
    • «Тамань»
    • «Княжна Мери»
    • «Фаталист»
  • Слайд 20

    Повесть «Бэла»

    • В.А. Агин, 1840-е гг.
    • Л.Е. Фейнберг, 1841 г.
    • Ф.Д. Константинов, 1962 г.
  • Слайд 21

    Бэла в крепости

    • В.А. Серов, 1891 г.
    • В.А. Фербер, 1939 г.
    • Е.Е. Лансере, 1914 г.
  • Слайд 22

    Сцена похищения Бэлы

    • В.Г. Бехтерев, 1936 г.
    • М. Зичи, 1881 г.
    • И.Е. Репин, 1887 г.
  • Слайд 23

    Бэла и Печорин

  • Слайд 24

    Повесть «Максим Максимыч»

    ОТНОШЕНИЕ ГЕРОЕВ К ПРОШЛОМУ

  • Слайд 25

    Последняя встреча героев

    - Боже мой, боже мой! да куда это так спешите?.. Мне столько бы хотелось вам сказать... столько расспросить... Ну что? в отставке?.. как?.. что поделывали?..Скучал! - отвечал Печорин, улыбаясь.А помните наше житье-бытье в крепости? Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять... А Бэла?..Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся...Да, помню! - сказал он, почти тотчас принужденно зевнув...

  • Слайд 26

    Максим Максимыч

    Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге, - а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости.

    <…> сказал он наконец, стараясь принять равнодушный вид, хотя слеза досады по временам сверкала на его ресницах <…> Эти слова были произнесены с иронической улыбкой. <…> Тут он отвернулся, чтоб скрыть свое волнение, пошел ходить по двору около своей повозки, показывая, будто осматривает колеса, тогда как глаза его поминутно наполнялись слезами.

    Он посмотрел на меня с удивлением, проворчал что-то сквозь зубы и начал рыться в чемодане; вот он вынул одну тетрадку и бросил ее с презрением на землю; потом другая, третья и десятая имели ту же участь: в его досаде было что-то детское; мне стало смешно и жалко...

    Максим Максимыч

  • Слайд 27

    Повесть «Тамань»

    • М.Ю. Лермонтов, 1837 г.
    • Ф.Д. Константинов, 1962 г.
  • Слайд 28
    • Л.Е. Фейнберг, 1941 г.
  • Слайд 29

    Отношение Печорина к героям

  • Слайд 30

    Печорин

    • молод, неопытен
    • чувства пылки и стремительны
    • впечатлителен, романтичен
    • ищет приключений, готов рисковать
    • все поступки – желание проникнуть во все
    • тайны мира

    НО

    • ощущение мира как тайны, интерес к жизни сменяются равнодушием и разочарованием

    «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..»

  • Слайд 31

    Повесть «Княжна Мери»

    М.Ю. Лермонтов, вид Пятигорска, 1937 г.

  • Слайд 32

    Печорин и «водяное» общество

    «Водяное» общество:

    • примитивны
    • лицемерны, неискренни
    • способны на обман
    • неспособны понять и принять Печорина таким, какой он есть

    Печорин:

    • «врожденная страсть противоречить…»
    • «Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов – вот что я называю жизнью…»

    КОНФЛИКТ

  • Слайд 33

    Грушницкий – карикатура на Печорина

    Глазами Печорина:

    • в Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа»
    • «Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою»
    • говорит «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – его наслаждение»
    • в душе его нет «ни на грош поэзии»
    • «…Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях… я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать»

    Глазами читателя:

    • способен на подлость и обман (дуэль с Печориным)
    • даже на границе жизни и смерти самолюбие Грушницкого оказывается сильнее честности
    • все время пытается кому-то подражать
    • рядом с Печориным выглядит жалким и смешным
  • Слайд 34

    Сцена у колодца

    • М. Врубель, 1890 г.
    • Д.А. Шмаринов, 1941 г.
  • Слайд 35

    Ночь перед дуэлью

    • Отрывок из телеспектакля «Страницы журнала Печорина», реж. А. Эфрос, 1975 г. Печорин – Олег Даль
    • Отрывок из к/ф «Княжна Мери», реж. И. Анненский, 1955 г. Печорин – Анатолий Вербицкий
  • Слайд 36

    Дуэль с Грушницким

  • Слайд 37

    Вернер – «двойник» Печорина

    • по определению Печорина, «человек замечательный»
    • глубокий и острый м, проницательность, наблюдательность
    • знает людей: «Он изучал все живые струны сердца человеческого»
    • доброе сердце («плакал над умирающим солдатом»)
    • скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки

    МОГУТ ЛИ ПЕЧОРИН И ВЕРНЕР БЫТЬ ДРУЗЬЯМИ?

    ПЕЧОРИН:

    «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни одни из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…»

  • Слайд 38

    Печорин и Мери

  • Слайд 39

    Вера и Печорин

    Вера и Печорин

    Печорин:«За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?»

    «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья…»

    «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть…»

    Вера: «…в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе … есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном…»

  • Слайд 40

    Сцена погони за Верой

    «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья…»

    «Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на 10 минут <…> изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал…»

    «…я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк…»

    «Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горячую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно…»

  • Слайд 41

    Повесть «Фаталист»

    Интертекстуальность:

    • Альфред де Мюссе «Исповедь сына века», 1836 г.
    • Дневник Джорджа Гордона Байрона
  • Слайд 42
    • Интертекстуальность – одно из главных свойств литературы постмодернизма, включение одного текста в другой, растворение индивидуального, созданного автором текста в явных и неявных аллюзиях, реминисценциях, цитатах, культурных и литературных перекличках.
    • Интертекстуальность позволяет расширить границы текста, в результате чего он лишается законченности, закрытости.
    • Аллюзия – художественный прием: сознательный авторский намек на общеизвестный литературный или исторический факт, а также известное художественное произведение.
    • Реминисценция – неявная отсылка к другому тексту, наводящая на воспоминание о нем и рассчитанная на ассоциации читателей.
    • Цитата – дословно приведенное автором чужое высказывание, включенное в собственный текст. Может рассматриваться как вид внетекстовых отношений, т.к. «чужое слово» в новом тексте, будучи принципиально узнаваемым, позволяет расширить смысл нового текста за счет «приращения» смысла старого, цитируемого.
  • Слайд 43

    Вулич и Печорин

    • игрок, постоянно испытывает судьбу
    • ищет власти над судьбой
    • «Каждому из нас назначена роковая минута»
    1. не верит в высшую силу, которая управляет движениями людей
    2. « Я люблю сомневаться во всем <…> всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь!»
  • Слайд 44
  • Слайд 45

    Печорин и Онегин

    Белинский: Печорин – «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою».

    Герцен: Печорин – «младший брат Онегина».

    Сходства:

    • представители светского общества
    • история жизни: вначале – погоня за светскими удовольствиями, затем – разочарование
    • попытка найти применение своим душевным силам (чтение книг, хозяйство) – вновь разочарование
    • героями овладевает скука (сплин)
    • критическое отношение не только к окружающим, но и к себе
  • Слайд 46

    НО

    • Печорин – человек 30-х гг. (время реакции)
    • одаренная, неординарная личность (ум, сильные страсти, воля)
    • характер противоречив (борьба рассудочности с требованиями ума и сердца)
    • способен на глубокую любовь (отношение к Вере)
    • типичный герой своего времени

    А.И. Герцен (1861 г.): «Время Онегиных и Печориных прошло. Теперь в России нет лишних людей, теперь, напротив, к этим огромным запашкам рук недостает. Кто теперь не найдет дела, тому пенять не на кого, тот в самом деле пустой человек, свищ или лентяй. Оттого очень естественно Онегины и Печорины делаются Обломовыми».

  • Слайд 47

    К типу «лишнего человека» критики XIX в. и некоторые литературоведы в ХХ в. относят Евгения Онегина, Печорина, Обломова, героев романов Тургенева (Рудина, Лаврецкого).

    Само наименование вошло во всеобщее употребление после «Дневника лишнего человека» И.С. Тургенева. Сам же тип сложился раньше: первое законченное воплощение – это Онегин, затем – Печорин, тургеневские персонажи.

    Это социально-психологический тип, которому свойственно отчуждение от официальной России, от родной среды ( обычно – дворянской), чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время – душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела.

    Это дворяне, не нашедшие себе места в жизни, не увидевшие применения своим силам, нередко слабые и безвольные.

  • Слайд 48

    Контактная информация

    Вяткина Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы школы № 213 г. Санкт-Петербурга

    Работа выполнена на курсе:

    «Информационные технологии в работе учителя-словесника» в РЦОКОиИТ.

    Преподаватели:

    • к.п. н., член-корр. Академии информатизации образования, почетный работник образования РФ, доцент, преподаватель РЦОКОиИТ Горлицкая С. И.
    • к. п. н., профессор кафедры истории педагогики СПбАППО Федоров С. В.
    • к. п. н., методист РЦОКОиИТ Ээльмаа Ю. В.
Посмотреть все слайды

Конспект

Представленная презентация является сопровождением к урокам литературы в 9 классе, связанным с изучением романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Данная работа может быть использована как в ходе изучения романа, так и при рассмотрении отдельных тем.

Дать характеристику эпохе, в которой жил и творил Лермонтов.

Раскрыть смысл названия романа.

Проанализировать образ Печорина через систему образов романа, каждый из которых призван проследить за «историей души человеческой».

Сопоставить иллюстрации различных авторов, разных лет с замыслом Лермонтова.

Проанализировать особенности воплощения замысла Лермонтова в киноискусстве.

Актуализировать такое понятие, как тип «лишнего человека».

Слайд

Комментарий к слайду

Методический комментарий

1 – 2

Навигационные слайды

Вступительное слово учителя

3.

История создания романа

4.

Даты публикации

5.

Значения слов «фаталист», «Тамань»

6.

Смысл названия

Смысл названия романа. Вопрос о первоначальном названии романа («начало века» - нашего века»). Значение слова «герой».

7.

Значение слова «герой»

8.

Поколение 30-х гг. XIX века

Без понимания того, каким же было поколение Лермонтова и его героя, невозможно полное осмысление романа. Эпоха идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции. Историческая справка о восстании декабристов.

9.

Восстание декабристов

10.

Полемика вокруг романа

Чем вызваны отзывы литературных критиков о романе? Почему так резок в своей оценке Николай I? Какова реакция Лермонтова на полемику вокруг своего романа?

11.

Реакция на роман Николая I

12.

Композиция романа

Как Лермонтов выстраивает сюжет романа? Восстановите хронологический порядок событий. Почему писатель отказывается от хронологии?

«История души человеческой» - сюжет произведения

13.

Значение понятий «фабула», «сюжет»

14.

Хронология событий в романе

15.

Смысл отказа от хронологии в романе

16.

Замысел романа

17.

Жанр романа

Изначально Лермонтов не дает четкого определения жанру своего произведения: «записки», «сочинения», «длинная цепь повестей». Почему? Можно ли назвать это собрание повестей романом? Как бы вы определили жанр каждой из повестей? Что общего в них?

18.

Система рассказчиков

Кто рассказывает историю Печорина? С чем связана подобная смена рассказчиков?

19.

Навигационный слайд

20.

Повесть «Бэла». Образ героини.

Когда мы впервые узнаем о Бэле? Портретная характеристика героини. Сопоставление образа Белы в романе с образом, созданным в иллюстрациях различных художников: как раскрывается образ героини в иллюстрациях? В какой момент запечатлена героиня? Кто из иллюстраторов, на ваш взгляд, наиболее близок авторскому тексту?

21.

Бэла в крепости

Бэла – жертва Печорина, пассивное орудие его желаний. Роман русского офицера с черкешенкой – ситуация весьма банальная. Героиня оказывается в среде, ей чуждой: как Бэла ведет себя в крепости? Каково ее душевное состояние? Отношения с Печориным. Работа с иллюстрациями.

22.

Сцена похищения Бэлы

Финал истории с Бэлой: какой итого подводит Максим Максимыч? («Нет, она хорошо сделала, что умерла…») Как раскрывается характер Максима Максимыча в главе? Считает ли себя Печорин виноватым в истории с Бэлой?

23.

Бэла и Печорин

Почему взаимоотношения Бэлы и Печорина не состоялись? Как раскрывается характер Печорина в этой части романа?

24.

Повесть «Максим Максимыч». Печорин и Максим Максимыч

Максим Максимыч и Печорин – герои, которых связывает прошлое. Каково отношение героев к этому общему прошлому?

25.

Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча

Проанализируйте эпизод встречи героев. Каково психологическое состояние персонажей? При помощи каких художественных средств оно передаётся? Почему Печорин не стремится встретиться с Максимом Максимычем?

26.

Образ Максима Максимыча

Анализ последнего эпизода (после отъезда Печорина). Как повлиял Печорин на Максима Максимыча?

27.

Повесть «Тамань». Пейзажные зарисовки в повести.

Анализ пейзажных зарисовок в главе. Работа с иллюстрациями. Почему рассказчик в повести – это сам герой?

28.

Слепой мальчик и Ундина

Характеристики, данные Печориным мальчику и Ундине: как оценки героям раскрывают характер Печорина.

Финал главы: как уточняется характер Печорина? Какова его позиция по отношению к окружающим?

29.

Отношение Печорина к героям повести «Тамань»

30.

Образ Печорина в повести «Тамань»

31.

Повесть «Княжна Мери»

32.

Печорин и «водяное» общество

33.

Грушницкий – карикатура на Печорина

Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как характеризуют Печорина отношения с Грушницким? Вернером?

34.

Сцена у колодца

35.

Размышления Печорина перед дуэлью

Анализ размышления Печорина о самом себе. Работа с иллюстрациями и отрывками из х/ф «Княжна Мери» И. Анненского и фильмом-спектаклем А. Эфроса «Страницы журнала Печорина»: что общего, что различного в воплощении образа Печорина на экране, в иллюстрациях? Над чем расставляют акценты авторы этих произведений? Кто, на ваш взгляд, наиболее близок к замыслу Лермонтова?

36.

Дуэль Печорина и Грушницкого

37.

Вернер – «двойник» Печорина

Каков Печорин в дружбе? Могут ли Печорин и Вернер в действительности быть друзьями?

38.

Печорин и Мери

Любовь в жизни Печорина. Для чего герой добивался любви Мери? Анализ исповеди Печорина Мери. Почему из всех женщин он выделял все же Веру? Как раскрывается характер Печорина в сцене погони за Верой. Зеркальность этой сцены и сцены скачки Казбича с Бэлой на руках. Сопоставление эпизодов.

39.

Вера и Печорин

40.

Сцена погони за Верой

41.

Повесть «Фаталист»

Почему именно этой повестью завершает роман Лермонтов? Отношение к судьбе у героев повести. Смысл названия главы. К кому из героев повести отнесено это название?

42.

Понятие «интертекстуальности»

43.

Вулич и Печорин

44.

Тема судьбы в повести «Фаталист»

45.

Печорин и Онегин

Без сопоставления Печорина и Онегина, думается, невозможно составить цельный потрет Печорина. Почему Печорин, как и Онегин, является «лишним человеком»?

46.

Отличия Печорина от Онегина

47.

Тип «лишнего человека»

48.

Авторский слайд

Представленная презентация является сопровождением к урокам литературы в 9 классе, связанным с изучением романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Данная работа может быть использована как в ходе изучения романа, так и при рассмотрении отдельных тем.

Дать характеристику эпохе, в которой жил и творил Лермонтов.

Раскрыть смысл названия романа.

Проанализировать образ Печорина через систему образов романа, каждый из которых призван проследить за «историей души человеческой».

Сопоставить иллюстрации различных авторов, разных лет с замыслом Лермонтова.

Проанализировать особенности воплощения замысла Лермонтова в киноискусстве.

Актуализировать такое понятие, как тип «лишнего человека».

Слайд

Комментарий к слайду

Методический комментарий

1 – 2

Навигационные слайды

Вступительное слово учителя

3.

История создания романа

4.

Даты публикации

5.

Значения слов «фаталист», «Тамань»

6.

Смысл названия

Смысл названия романа. Вопрос о первоначальном названии романа («начало века» - нашего века»). Значение слова «герой».

7.

Значение слова «герой»

8.

Поколение 30-х гг. XIX века

Без понимания того, каким же было поколение Лермонтова и его героя, невозможно полное осмысление романа. Эпоха идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции. Историческая справка о восстании декабристов.

9.

Восстание декабристов

10.

Полемика вокруг романа

Чем вызваны отзывы литературных критиков о романе? Почему так резок в своей оценке Николай I? Какова реакция Лермонтова на полемику вокруг своего романа?

11.

Реакция на роман Николая I

12.

Композиция романа

Как Лермонтов выстраивает сюжет романа? Восстановите хронологический порядок событий. Почему писатель отказывается от хронологии?

«История души человеческой» - сюжет произведения

13.

Значение понятий «фабула», «сюжет»

14.

Хронология событий в романе

15.

Смысл отказа от хронологии в романе

16.

Замысел романа

17.

Жанр романа

Изначально Лермонтов не дает четкого определения жанру своего произведения: «записки», «сочинения», «длинная цепь повестей». Почему? Можно ли назвать это собрание повестей романом? Как бы вы определили жанр каждой из повестей? Что общего в них?

18.

Система рассказчиков

Кто рассказывает историю Печорина? С чем связана подобная смена рассказчиков?

19.

Навигационный слайд

20.

Повесть «Бэла». Образ героини.

Когда мы впервые узнаем о Бэле? Портретная характеристика героини. Сопоставление образа Белы в романе с образом, созданным в иллюстрациях различных художников: как раскрывается образ героини в иллюстрациях? В какой момент запечатлена героиня? Кто из иллюстраторов, на ваш взгляд, наиболее близок авторскому тексту?

21.

Бэла в крепости

Бэла – жертва Печорина, пассивное орудие его желаний. Роман русского офицера с черкешенкой – ситуация весьма банальная. Героиня оказывается в среде, ей чуждой: как Бэла ведет себя в крепости? Каково ее душевное состояние? Отношения с Печориным. Работа с иллюстрациями.

22.

Сцена похищения Бэлы

Финал истории с Бэлой: какой итого подводит Максим Максимыч? («Нет, она хорошо сделала, что умерла…») Как раскрывается характер Максима Максимыча в главе? Считает ли себя Печорин виноватым в истории с Бэлой?

23.

Бэла и Печорин

Почему взаимоотношения Бэлы и Печорина не состоялись? Как раскрывается характер Печорина в этой части романа?

24.

Повесть «Максим Максимыч». Печорин и Максим Максимыч

Максим Максимыч и Печорин – герои, которых связывает прошлое. Каково отношение героев к этому общему прошлому?

25.

Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча

Проанализируйте эпизод встречи героев. Каково психологическое состояние персонажей? При помощи каких художественных средств оно передаётся? Почему Печорин не стремится встретиться с Максимом Максимычем?

26.

Образ Максима Максимыча

Анализ последнего эпизода (после отъезда Печорина). Как повлиял Печорин на Максима Максимыча?

27.

Повесть «Тамань». Пейзажные зарисовки в повести.

Анализ пейзажных зарисовок в главе. Работа с иллюстрациями. Почему рассказчик в повести – это сам герой?

28.

Слепой мальчик и Ундина

Характеристики, данные Печориным мальчику и Ундине: как оценки героям раскрывают характер Печорина.

Финал главы: как уточняется характер Печорина? Какова его позиция по отношению к окружающим?

29.

Отношение Печорина к героям повести «Тамань»

30.

Образ Печорина в повести «Тамань»

31.

Повесть «Княжна Мери»

32.

Печорин и «водяное» общество

33.

Грушницкий – карикатура на Печорина

Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как характеризуют Печорина отношения с Грушницким? Вернером?

34.

Сцена у колодца

35.

Размышления Печорина перед дуэлью

Анализ размышления Печорина о самом себе. Работа с иллюстрациями и отрывками из х/ф «Княжна Мери» И. Анненского и фильмом-спектаклем А. Эфроса «Страницы журнала Печорина»: что общего, что различного в воплощении образа Печорина на экране, в иллюстрациях? Над чем расставляют акценты авторы этих произведений? Кто, на ваш взгляд, наиболее близок к замыслу Лермонтова?

36.

Дуэль Печорина и Грушницкого

37.

Вернер – «двойник» Печорина

Каков Печорин в дружбе? Могут ли Печорин и Вернер в действительности быть друзьями?

38.

Печорин и Мери

Любовь в жизни Печорина. Для чего герой добивался любви Мери? Анализ исповеди Печорина Мери. Почему из всех женщин он выделял все же Веру? Как раскрывается характер Печорина в сцене погони за Верой. Зеркальность этой сцены и сцены скачки Казбича с Бэлой на руках. Сопоставление эпизодов.

39.

Вера и Печорин

40.

Сцена погони за Верой

41.

Повесть «Фаталист»

Почему именно этой повестью завершает роман Лермонтов? Отношение к судьбе у героев повести. Смысл названия главы. К кому из героев повести отнесено это название?

42.

Понятие «интертекстуальности»

43.

Вулич и Печорин

44.

Тема судьбы в повести «Фаталист»

45.

Печорин и Онегин

Без сопоставления Печорина и Онегина, думается, невозможно составить цельный потрет Печорина. Почему Печорин, как и Онегин, является «лишним человеком»?

46.

Отличия Печорина от Онегина

47.

Тип «лишнего человека»

48.

Авторский слайд

Скачать конспект

Сообщить об ошибке