Содержание
-
Готовимся к ЕГЭ по литературеСпецифика драматургического произведения Формулировки тестовых заданий
Мищенко С.Н.
-
Содержание
Драматические жанры. Виды драматических произведений. Комедия как жанр, типы комедии. Д. Фонвизин «Недоросль». Традиции классицизма в комедии. Новаторство Фонвизина-драматурга. Сюжетные элементы. Сюжет и композиция. «Горе от ума» Грибоедов. Особенности жанра. Характер драматического конфликта в пьесах Фонвизина, Грибоедова, Островского. Н.В. Гоголь «Ревизор». Конфликт. Жанр. Композиция. Сюжет. Сюжетные элементы, хронотоп в пьесе Островского «Гроза». Формулировки тестовых заданий.
-
Специфика драматургии как литературного жанра
-
Драматические жанры
-
Виды драматических произведений
-
-
Комедия как жанр
Комедия – пьеса сатирического или юмористического характера, обычно рисующая нравы той или иной социальной среды («Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя). Примеры родо-видовых отношений в литературе: Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений. Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.
-
Типы комедии
Лирическая комедия связана с творчеством А Чехова. В ней раскрываются интимные чувства героев, синтезируется грустное и веселое. Положительный герой через положительные черты попадает в смешные ситуации. В семейно-бытовой комедии раскрываются быт, обычаи, семейные отношения персонажей. Этот жанр сформировался в эпоху классицизма. В творческой практике его использовали Фонвизин ("Недоросль"). Комедия ситуаций - разновидность комедии, в основе которой интрига, непредвиденные ситуации, неожиданный поворот в сюжете М Гоголь ("Ревизор»).
-
Традиции классицизма в комедии. Новаторство Фонвизина-драматурга
В комедии можно увидеть особенности реалистического направления в литературе (ранний реализм): • Сочетание картин бытовой жизни и раскрытие взглядов героев. • Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных героев. • Автор не скрывает своего расположения и антипатии к героям (одних он беспощадно казнит гневным негодованием и язвительным убивающим смехом, к другим относится с веселой насмешливостью, третьих рисует с большой симпатией). • Умело раскрыта душевная жизнь героев, их отношение к жизни, к людям и действиям. • Особенно значимы авторские ремарки. • Каждый герой (особенно отрицательный) - типичный представитель своего класса. • Каждый герой - это живой человек, а не схема, не олицетворение какого-либо одного качества, как это было раньше. • Правила классицизма нарушаются автором и в самом построении комедии: кроме смешных (комических) сцен в комедии есть и трагические, которые раскрывают тяжелые стороны крепостнического быта. • Кроме основного действия сюжет дополнен сценами, которые имеют лишь косвенное отношение. • Яркость и выразительность языка. Герои комедии оказались намного сложнее, чем требовала традиция. Они не только ходячие маски носителей добродетели или порока. Традиции классицизма в комедии. Подчинение композиции сценического произведения правилу трёх единств: места, времени, действия. События происходят в течение одних суток и в одном месте (в захолустной барской усадьбе, в доме помещицы Простаковой). Сатира должна исправлять нравы, учить. Порок и добродетель должны быть представлены наглядно, и добродетель должна, конечно, восторжествовать. Главные герои комедии резко делятся на два лагеря. По традициям классицзма, каждый герой должен иметь какую-то одну, характерную черту. Простакова “злонравна”, Простаков забит, Скотинин скотоподобен, Митрофан невежествен, Стародум прям, Правдин честен, Софья благородна... В пьесах того времени всегда есть герой, напрямую выражающий идеи автора, его самые заветные и дорогие мысли. В «Недоросле» это Стародум. Его главная задача — высказать то, что хочет внушить зрителям автор.
-
Особенности жанра. «Горе от ума» Грибоедов. Пьеса Грибоедова сочетает в себе признаки классицистической и реалистической комедии:
Признаки комедии классицизма. Правила трех единств: • Единство времени (действие происходит в течение одних суток). Единство места (действие происходит в доме Фамусова). Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву). Признаки комедии реализма • Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма. Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др. Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударение, сохраняя разговорную форму слова.
-
Вспомогательные приёмы характеристики действующих лиц Психологизм
Вспомогательными приёмами характеристики действующих лиц являются портрет, самохарактеристика, оценка другими персонажами. Своеобразен в драме и психологизм. Здесь нет авторского психологического повествования. Внутренний монолог выводится наружу, оформляется во внешней речи. Основной психологический приём – собственно-прямая форма речи.
-
Конфликт
В основе всякого драматургического произведения лежит конфликт. Он движет сюжет в драматургическом произведении. Конфликт – художественно выраженное противоречие, противопоставление, он может быть внешним и внутренним. Внешний – между отдельными персонажами, внутренний – противоречие между чувствами, мыслями, побуждениями в душе героя
-
Характер драматического конфликта
-
Сюжетные элементы
-
Сюжет и композиция "Недоросль" Фонвизин Д.
В семье провинциальных помещиков Простаковых живет их дальняя родственница — оставшаяся сиротой Софья. На Софье хотели бы жениться брат госпожи Простаковой — Тарас Скотинин и сын Простаковых — Митрофан. В критический для девушки момент, когда ее отчаянно делят дядя и племянник, появляется другой дядя — Стародум. Он убеждается в дурной сущности семьи Простаковых при помощи прогрессивного чиновника Правдина. Софья выходит замуж за человека, которого любит, — за офицера Милона. Имение Простаковых берут в государственную опеку за жестокое обращение с крепостными. Митрофана отдают в военную службу.В основу сюжета комедии Фонвизин положил конфликт эпохи, общественно-политической жизни 70 — начала 80-х годов 18 в. Это борьба с крепостницей Простаковой, лишение ее права владения своим поместьем. Одновременно в комедии прослеживаются другие сюжетные линии: борьба за Софью Простаковой, Скотинина и Милона, история соединения любящих друг друга Софьи и Милона. «Недоросль» —- комедия в пяти действиях. События разворачиваются в имении Простаковых. Значительная часть драматического действия в «Недоросле» посвящена решению проблемы воспитания. Это сцены учения Митрофана, подавляющая часть нравоучений Стародума. Кульминационным пунктом в разработке этой темы, бесспорно, является сцена экзамена Митрофана в 4-м действии комедии. Эта убийственная по силе заключённого в ней обличительного сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания Простаковых и Скотининых.
-
Н.В. Гоголь «Ревизор»
Жанр Цель, поставленная автором, — «произвести доброе влияние на общество» — во многом обусловила специфику жанра произведения. «Ревизор» — это общественная комедия, она направлена не против отдельных, частных пороков общественной жизни (что характерно для большинства комедий, которые ставились в то время), а против всех недостатков общества. Завязкой и сюжетным конфликтом в пьесе являются не семейные и любовные обстоятельства, не частная жизнь людей, а событие общественного значения. Оригинальность композиции. Действие в комедии начинается с завязки. Гоголь, не отвлекаясь на частности, вводит читателя в суть драматического конфликта, который заключается в неудавшейся попытке уездных чиновников скрыть от столичного ревизора свои служебные преступления.
-
-
-
Сюжет
Городничий уездного города Антон Антонович Сквозник-Дмухановский сообщает чиновникам о том, что в их город едет «ревизор из Петербурга, инкогнито», и рекомендует сделать соответствующие приготовления. Помещики Бобчинский и Добчинский рассказывают о посещении гостиничного трактира и молодом человеке, который, по их мнению, и есть ревизор. Чиновники озабоченно расходятся, городничий отправляется в гостиницу, знакомится с Хлестаковым, предлагает приезжему денег и просит переехать в его дом, а также осмотреть — любопытства ради — некоторые заведения в городе, «как то богоугодные и другие». Тот, не понимая, что его принимают за ревизора, соглашается. Хлестаков знакомится с женой и дочерью городничего и, беседуя с ними, делает вид, что он очень важная особа. Чиновники решают дать приезжему взятку. Тот невозмутимо берет предлагаемые деньги. Затем пишет письмо приятелю Тряпичкину в Петербург, в котором рассказывает, как его приняли за «государственного человека». Осип, слуга Хлестакова, уговаривает его скорее уехать. Перед отъездом Хлестаков просит руки дочери городничего. Не слишком понимая происходящее, Антон Антонович благословляет молодых. Осип докладывает, что лошади готовы, и Хлестаков объявляет, что едет на один день к богатому дяде, снова одалживает денег и уезжает. Проводив Хлестакова, чиновники выясняют, что человек, которого они приняли за ревизора, «был не ревизор». Появляется жандарм и объявляет: «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе». Немая сцена.
-
Конфликт
Основной конфликт, на котором построена комедия, заключается в глубоком противоречии между тем, чем занимаются городские чиновники, и представлениями об общественном благе, интересами жителей города. Беззакония, казнокрадство, взяточничество — все это изображено в «Ревизоре» не как индивидуальные пороки отдельных чиновников, а как общепризнанные нормы жизни, вне которых власть имущие не мыслят своего существования. Например, чиновники почти уверены в том, что приехавший из Петербурга ревизор согласится принять участие в обеде у городничего, не откажется брать явные взятки, потому, что они знают это по опыту своего города. Суть комедийности конфликта состоит в том, что городничий и чиновники сражаются с призраком, который они создали в своем воображении. Глупый Хлестаков сумел обмануть и ловко провести многоопытного и умного городничего и еще многих чиновников. Все дело в том, что страх не дает открыть глаза городничему и чиновникам, когда Хлестаков обрушивает на них такой поток вранья, в который трудно поверить даже человеку непросвещенному.
-
Город
Местом действия в «Ревизоре» является провинциальный город. Это не просто маленький захолустный городок. Это образ всей Российской империи или даже человечества в целом, «сборный город всей темной стороны». Не случайно здесь изображены все основные слои населения: гражданство, купечество, чиновники и городские помещики и, наконец, городничий. По сути, Гоголь создал такую модель, которая приложима к любому российскому городу. Таким образом, масштаб произведения расширяется до общероссийского, общегосударственного (эти события могли произойти в любом российском городе).
-
Сюжетные элементы в пьесе Островского «Гроза»
-
Развязка действия. Финал
Здесь разрешаются основные проблемы, разрешается конфликт. Например, в пьесе А. Островского «Гроза» - внешний и внутренний, обретают завершённость художественные образы (все персонажи, кроме Тихона, верны себе), в том числе и сквозные символические ( полёт – падение с высоты – уход в свободный мир; неволя – воля; «гроза» разразилась, за ней должно прийти очищение ). Финал служит и композиционному завершению произведения: кольцевое пейзажное оформление, выход из замкнутого пространства самодурства и страха на берег Волги. В финале особенно ярко проявляется трагический пафос пьесы: неизбежность гибели героини связана с оптимистическим звучанием произведения, так как герой остался непобеждённым.
-
Хронотоп в «Грозе»
Место действия в «Грозе»— вымышленный городок Калинов на высоком берегу Волги. (Потом этот городок станет местом действия других его драм — «Лес», «Горячее сердце».) Время действия — "наши дни«, то есть самый конец 1850-х. Действие происходит на берегу Волги, символизирующей волю, свободу. Здесь, по словам Кулигина, «красота». Этой «красоте» противопоставлен образ города Калинова. Город Калинов под пером Островского превращается в самостоятельный образ, становится одним из равноправных героев пьесы. Он живёт своей жизнью, имеет свой характер, свой норов. Как говорит городской мудрец Кулигин, "жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!" В нём льются невидимые, неслышимые слёзы, а на поверхности — тишь да благодать. Если бы не Катерина с её принародным бунтом против традиции, так бы всё тихо и сладилось, гроза прошла бы стороной.
-
В пьесе открытое сценическое пространство. Сценические события выведены за пределы купеческого дома. Из пяти актов только один сосредоточен в "закрытом" помещении, все остальные вынесены вовне, в открытое городское пространство. В этом пространстве всё символично. Оно словно бы поделено на три уровня. На верхней точке этого пространства — высокий берег Волги.Посередине — ровная линия городских домов. Внизу — овраг, в который ведёт тропинка из дома Кабанихи, и волжский омут. Большинство калиновских жителей довольствуются "средним" уровнем. Они живут, принимая городскую реальность как она есть. Для некоторых из них "поход" в овраг, где происходит свидание Катерины с Борисом, подобен грехопадению, спуску в преисподнюю. Для других — как для Варвары с Кудряшом — овраг это "просто" место свиданий, лишённое символического значения. А для Катерины спуститься в овраг — всё равно что подняться над городом, встать над его равнодушием. Увы, но за такой подъём через спуск она должна заплатить страшную цену: подняться в конце концов на высокий берег Волги — и броситься с обрыва, в омут. Чем ниже она спускается, тем выше поднимается и чем выше поднимается, тем страшнее падает — такова парадоксальная символика пьесы.
-
Формулировки тестовых заданий
-
-
-
-
-
Художественная деталь
Характер бытовых деталей объединенность деталей в некую систему; одиночная деталь как часть системы, знакомой читателю; противопоставленность деталей друг другу; повторение одной и той же детали или ряд сходных деталей; гиперболизация детали; гротесковые детали; наделение предметов самостоятельной жизнью; цвет, фактура, звук, отмечаемые при описании детали; ракурс изображения детали; отношение автора и героя к описанным предметам быта Функции деталей характеристика персонажа; прием раскрытия внутреннего мира персонажа; средство общения, типизации; средство социальной характеристики персонажа; деталь этнографического характера; детали как приметы культурно-исторического характера; детали, рассчитанные на то, чтобы вызвать у читателя определенные ассоциации, аналогии; деталь, рассчитанная на эмоциональное восприятие читателя; деталь-символ; деталь-характеристика условий жизни
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.