Презентация на тему "Подготовка ЕГЭ по литературе"

Презентация: Подготовка ЕГЭ по литературе
1 из 37
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Подготовка ЕГЭ по литературе" по литературе, включающую в себя 37 слайдов. Скачать файл презентации 0.4 Мб. Средняя оценка: 3.0 балла из 5. Для учеников 10-11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе

Содержание

  • Презентация: Подготовка ЕГЭ по литературе
    Слайд 1

    Контекств широком смысле слова - вся совокупность явлений, связанных с текстом художественного произведения, но в то же время внеположных ему. Виды контекста Литературный контекст – включенность произведения в творчество писателя, в систему литературных направлений и течений; Исторический контекст – социально-политическая обстановка в эпоху создания произведения; Биографически-бытовой контекст – факты биографии писателя, реалии бытового уклада эпохи, сюда же относятся обстоятельства работы писателя над произведением (история текста) и его внехудожественные высказывания.

  • Слайд 2

    ВСЕГДА ЛИ ПРИ АНАЛИЗЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НУЖНО ИЗУЧАТЬ КОНТЕКСТ?????

  • Слайд 3

    Целостное рассмотрение художественного произведения

  • Слайд 4

    Стадии анализа художественного произведения

  • Слайд 5
  • Слайд 6

    При выборочном анализе анализируются не все элементы произведения, а лишь те, которые представляются важными.

  • Слайд 7

    Отбор элементов для выборочного анализа

  • Слайд 8

    Шаблонная методика анализа

    Определение темы, Рассмотрение характера, Установление идеи, Анализ сюжета и персонажей, Описание особенностей художественной речи.

  • Слайд 9

    А.Б. Есин шаблонный подход критикует, поскольку 1) вне его рамок остаются проблематика, пафос, композиция, изображенный мир. 2) шаблон применяется к любому произведению.

  • Слайд 10

    Идеальная методика анализа методика анализа должна быть своей для каждого произведения, она должна диктоваться его идейно-художественными особенностями.

  • Слайд 11

    Методика анализа по Есину А.Б.

    Чтобы выборочный анализ не был случайным и фрагментарным, он должен одновременно быть анализом целостным. Только при целостном взгляде на систему можно определить, какие стороны, элементы и связи в ней более существенны, а какие носят вспомогательный характер.

  • Слайд 12

    рассмотрение художественного произведения начинается не с анализа, ас синтеза. Главное отличие методики анализа А.Б. Есина:

  • Слайд 13

    Методика анализа А.Б. Есина

    1) прочитать текст и осознать свое целостное первоевпечатление; 2) проверить впечатление перечитыванием; 3) сформулировать промежуточный итог на понятийном уровне; 4) определить содержательные и стилевые доминанты произведения.

  • Слайд 14

    Пример

    Если доминанта содержания лежит в области проблематики, то тематику произведения можно не анализировать, сосредоточившись на связи проблематики и идеи. Если доминанта содержится в области пафоса - то анализ тематики необходим, поскольку в пафосе естественным образом соединяются объективный и субъективный моменты, проблематику можно не анализировать.

  • Слайд 15

    чем точнее вы определите доминанты, тем менее трудоемким будет анализ. Экономия времени и усилий сочетается с постижением индивидуального идейно-художественного своеобразия произведения, выборочный анализ оказывается одновременно и целостным. ПРАВИЛО

  • Слайд 16

    Более конкретное определение доминант подсказывает более конкретные пути анализа

    Идейно-нравственная проблематика требует внимания к индивидуальной «философии» героя, к динамике его взглядов и убеждений, при этом его связи с социальной сферой оказываются, как правило, второстепенными. Социокультурная проблематика, наоборот, требует внимания к статике, к неизменным чертам внешнего и внутреннего облика персонажей, к связям героя с породившей его средой.

  • Слайд 17

    Выделение стилевых доминант указывает на то, чем в произведении следует заниматься в первую очередь.

    Например, анализировать элементы сюжета не имеет смысла, если в качестве стилевой доминанты фигурирует описательность или психологизм. Тропы и синтаксические фигуры анализируются в случае, если стилевая доминанта – риторичность. Сложная композиция направляет внимание на анализ внесюжетных элементов, повествовательных форм, предметных деталей.

  • Слайд 18

    Взаимосвязи доминант содержания и формы

    На уровне доминант яснее всего прослеживается единство и соответствие формы и содержания. Имеется связь между доминантами стиля и содержания, их соответствие друг другу. При определении доминант формы, можно с большой уверенностью предполагать в содержании определенный набор доминант, и наоборот - знание доминант содержательных позволяет очертить наиболее вероятные доминанты стиля.

  • Слайд 19

    СТИЛЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИНациональная проблематика

    Сюжетность; Монологизм (что диктуется единством нравственной точки зрения на предмет) ; Экспрессивность художественной речи; Простая композиция; Большой объем (как правило).

  • Слайд 20

    Социокультурная проблематика

    ярко выраженная описательность; сюжетность и психологизм в них максимально ослаблены тяготение более к прозе, чем к стиху (слабая зависимость); простая композиция (как правило); разноречие и номинативность речи.

  • Слайд 21

    Тяготение к сюжетности; Почти полное отсутствие психологизма и описательности; Условные, а зачастую и прямо фантастические формы времени и пространства, Слабые обыденные причинно-следственные связи, обстановки и проч.; Слабая связь с прозаической организацией художественной речи, монологизмом; Сложная композиция (часто используется прием умолчания, отступления от главной сюжетной линии, объясняющие те или иные события, и т.п.); Достаточно большой объем. Авантюрная проблематика

  • Слайд 22

    Идейно-нравственнаяпроблематика

    Сильная и очень устойчивая связь с психологизмом; Сложная композиция; Разноречие; Тенденция к большому объему; Последовательный отказ от описательности.

  • Слайд 23

    Условный характер образности; Сложная композиция; Разноречие; Последовательный отказ от описательности. Философскаяпроблематика

  • Слайд 24

    Содержательные и стилевые доминанты определяются в значительной степени интуитивно, в процессе «обмена чувств на мысли», связанного с первичным восприятием. При определении доминант требуется: эстетическая чуткость, вырабатываемая практикой, свобода от шаблона («честное», по выражению А.П.Скафтымоваи непредвзятое чтение), умение грамотно использовать понятийно-терминологический аппарат.

  • Слайд 25

    Стилевые соответствия применительно к различным видам пафоса

    Пафос сентиментальности тяготеет к психологизму, раскрывающему стержневую для сентиментальности эмоциональную рефлексию автора и персонажей, экспрессивности и риторичности художественной речи.

  • Слайд 26

    Пафос романтики

    Тенденция к психологизму и риторичности, Условная образность, Сложная композиция, Отсутствие сюжетности и описательности, Повышенная ритмичность.

  • Слайд 27

    Пафос героики

    Сюжетность. Риторичность художественной речи. Последовательный отказ от описательности и психологизма (для героики в чистом виде, вне связей с трагизмом и романтикой). Сложные отношения с такими стилевыми доминантами, как жизнеподобие и условность.

  • Слайд 28

    Пафос трагического

    Две сильные связи - с сюжетностью и психологизмом.

  • Слайд 29

    Сатирический пафос

    Тяготение к условным формам и к описательности. Сюжетность. Риторичность художественной речи. Отсутствие психологизма.

  • Слайд 30

    Во многом родственный сатире пафос инвективы очень сильно связан с риторичностью художественной речи и менее жестко - с описательностью и простой композицией.

  • Слайд 31

    Пафос иронии

    Разноречие. Условность. Сложная композиция.

  • Слайд 32

    Стилевые тяготения, свойственные основным литературным родам - эпосу, лирике и драме

    Литературный род сам по себе представляет формально-содержательную категорию, но в нем возможно и необходимо различать начала собственно содержательные в «надстраивающуюся» над ними поэтику.

  • Слайд 33

    Эпос

    тяготеет к сюжетности и описательности, не препятствуя в то же время и возникновению психологизма. номинативность и прозаическая организация художественной речи.

  • Слайд 34

    Драматургия

    явно ориентирована на разноречие не обнаруживает тяготения к описательности отличается повышенной по сравнению с эпосом условностью формы.

  • Слайд 35

    Лирика

    тяготеет к психологизму (практически не допуская при этом сюжетности и в очень ограниченной мере описательность), условности, монологизму, риторичности речи, стихотворной ее организации. лирические произведения, как правило, невелики по объему.

  • Слайд 36

    Связи между доминантами содержания и формы представляют не жесткие законы, а тенденции, указывающие на определенные закономерности стилеобразования. Некоторые из этих тенденций сильнее, другие слабее. В каждом конкретном произведении происходит сложное взаимодействие тенденций.

  • Слайд 37

    В отличие от шаблонных общих характеристик, в равной мере прилагаемых к самым разным писателям, правильное определение доминант прямо ведет к дальнейшей дифференциации, к дальнейшему сравнению, а следовательно, к более точному выявлению индивидуального своеобразия.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке