Содержание
-
Готовимся к конкурсу чтецов
-
Советы для развития навыков выразительного чтения Совет первый: надо полюбитьтот текст, который вы читаете. Легче всего выбрать для публичного исполнения те стихи, которые сразу понравились, произвели сильное впечатление. Но бывает так, что любовь к тексту приходит в результате работы над ним.
-
Совет второй: нужно вчитываться в тексти размышлять над ним.Чтение и размышление – это первые средства для обучения хорошей речи. Разбираем содержание, анализируем мысли, вычленяем главные идеи, стараемся понять трудные или непонятные слова и таким образом «погружаемся» в текст.
-
Совет третий: чтобы ярко, выразительно донести до слушателя содержание произведения, чтец должен стараться ясно представить то, о чёмв нёмговорится – хорошие артисты и рассказчики называют это «внутренним видением». Необходимо привлекать воображение и фантазию–они помогут чтецу нарисовать картину происходящего.
-
Советчетвёртый: содержание текста иего«видение»необходимо выразить в произношении. Необходимо осмысленное деление речи на такты, иначе говоря, расстановка пауз. Особое внимание следует уделить расстановке смысловых акцентов – интонационному выделению наиболее важных в смысловом отношении слов, нахождению точного логического ударения. В обыкновенной речи мы ставим логические ударения почти автоматически, но при выразительном чтении произведения важно точно донести смысл, выделить именно то слово, которое нужно. В качестве логически ударного чаще всего выступает слово, несущее новую и/или наиболее важную информацию, являющееся смысловым центром фразы.
-
! Впрочем, необходимо избегать как интонационной недостаточности, так и интонационного излишества. Недостаточность состоит в интонационном однообразии, а излишество – в том, что мелодия речи у некоторых людей перерастает в нарочитую манерность. Пауза и логическое ударение позволяют сделать выразительной интонацию. Интонация – основное качество произношения, делающее его либо привлекательным, либо, напротив, отталкивающим. Интонация, или мелодика речи, выражается в особом музыкальном своеобразии звучащего слова. Интонационная выразительность показывает богатство личности оратора и его интеллектуальную подготовку. Для аудитории такая речь становится не мукой, а наслаждением.
-
Деление на такты, расстановка пауз позволяют найти уместный темп речи, который начинающему чтецу рекомендуется сдерживать. Необходимо учиться произносить текст энергично, но в то же время не торопливо. Конечно, плох и слишком медленный темп, вызывающий нетерпение слушателей. Таким образом, и здесь рекомендуется поиск золотой середины.
-
Хорошего произношения не может быть без ясной и отчётливой дикции, позволяющей обеспечить донесение содержания речи до слушателя. Отчётливое произношение звуков обеспечивается правильной и активной артикуляцией, которая связана с работой над звуками и постоянной тренировкой техники речи.
-
Главная красота звучания связана с тембром – особой голосовой окраской, имеющейся в каждом достаточно развитом голосе. Тембральные характеристики голоса разнообразны, свидетельством чему являются эпитеты, которыми они описываются. О голосе можно сказать: звенящий, мягкий, твердый, журчащий, нежный, бархатный, жёсткий, звонкий, крикливый, медный, мрачный, нежный, полный, пустой, светлый, серебряный, тусклый, тяжёлый, холодный, ясный и др. А вот какие яркие отрицательные характеристики голоса содержатся в «Риторике» Михаила Усачева 1699 г.:«егда имеет кто язык заикливый, сиповатый, борботливый, гугнивый, шепетливый, хроповатый, горкавый и прочее языковредие, … сей не может быть оратором».
-
Последнее, над чем необходимо работать: громкость – звучность – полётность голоса. Кажется, что требование громкостисамо собой разумеется. Да, речь должна быть слышна, но она не должна быть тягостна для слушателей своей громкостью. Следовательно, и здесь чтецу или оратору следует соблюдать меру: с одной стороны, напрягать голос, с другой – не увеличивать громкости, чтобы не отторгнуть внимание слушателей неприятностью усиленного воздействия. Звучность связана с чистотой, ясностью и голосовыми возможностями, достаточными для того, чтобы донести свою речь до слушателей.
-
Полётностьголоса определяется как свойство достижения звуками голоса любой точки аудиторного пространства. Для этого чтец как бы направляет свой голос «по головам» слушателей (не в пол и не в потолок).
-
Презентацию выполнила Иванова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов ГАПОУ МОК им. В. Талалихина Г.Москвы по материалам доктора филологических наук, профессора В.И. Аннушкина и кандидата филологических наук, доцента А.Г. Жукова
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.