Содержание
-
Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях
Музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №198» Кондаурова Валерия Михайловна
-
У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Музыка как и речь имеет интонационную природу.( Голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски. И музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер.) Исходя из этого, сочетание работы над речью дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально.
-
Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой - интонацией. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова. Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударения, речевое дыхание а также тембр и паузы. Высота голоса (мелодика) характеризуется повышением и понижением тона. Смена высоты тона в процессе говорения обеспечивает интонационную выразительность речи, делает ее певучей, мягкой, мелодичной.
-
Сила голоса обеспечивает произнесение звуков, слов, фраз с различной громкостью. Однако сила речевого голоса не только физическое свойство, но и важный элемент мелодико – интонационного оформления устной речи. Тембр голоса придает речи каждого человека индивидуальное звучание. Эти свойства голоса вместе с интонацией определяют характер звукового оформления речи. Развитие различных свойств речевого голоса следует рассматривать в координации с развитием речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, так как они обеспечивают возможность овладения чистым, гибким, звонким голосом, умение правильно пользоваться им в процессе высказывания.
-
Темп – ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания и с учетом пауз между речевыми отрезками. Ритм речи – равномерное чередование ударных и безударных слогов (их долготы и краткости, повышения и понижения голоса). Фразовое и логическое ударения – это выделение паузами, повышением голоса, произнесение группы слов с большей напряженностью и долготой (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) – в зависимости от смысла высказывания и относительной весомости образующего его понятия, грамматического строения,положения слова во фразе или ее отдельной части, различных психологических моментов.
-
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Развитие речи осуществляется через разные виды музыкальной деятельности. ООД по музыке включает в себя такие составляющие как - ритмика -слушание музыки -пение - игры, хороводы -игра на музыкальных инструментах Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей основных свойств голоса и связной речи.
-
Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в развитии речи человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что «Пение первоначально и существенно подобно разговору». Это тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.
-
Общеизвестно, что пение развивает: - речевое дыхание, - голос, - формирует чувство ритма и темпа речи, - улучшает дикцию, - координирует слух и голос. Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
-
Преимущества певческой деятельности для развития речи: -Пение помогает понять ритмический строй языка, так как детям приходится пропевать каждый слог -Пение требует четкой артикуляции со стороны как педагога, так и детей, это помогает развитию четкой дикции ребенка -Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи. - Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность. - Песни пополняют словарный запас детей, знакомятся с новыми понятиями. -Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений. - Очень полезны для развития речевой деятельности песни, стимулирующие образное мышление. - Пение развивает речевой слух, вырабатывает дикцию (пение попевок на различных звуках)
-
Слушание музыки формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку; звуковысотный, тембровый и динамический компоненты слухового восприятия. Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей.
-
Пассивное восприятие имеет активизирующий эффект и может выражаться в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении групповых занятий, в самостоятельной деятельности детей, исключающей речевое общение. Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Такая беседа обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного содержания произведения и, следовательно, позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке.
-
Музыкально-ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на речь детей. Л. Генералов сказал: « Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка». Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы. Для развития речи детей можно отметить в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.
-
Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – пальчиковая гимнастика под музыку. Отечественными физиологами В.М. Бехтеревым и М.М. Кольцовой была установлена связь мелкой моторики и речевого развития. Е. Железновой предложена методика использования пальчиковых игр под музыку. Она позволяет эффективно решать задачи речевого развития.
-
К достоинствам игр с пением относится и то, что с их помощью легче отрабатывать координацию пения и движения. Они улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают интонационный и поэтический слух, музыкальность. Текст разученный в процессе игры, хорошо запоминается и соотносится с ритмом музыки. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра усложняется под влиянием развития речи.
-
Игра на музыкальных инструментах тоже в свою очередь развивает речь детей посредством развития мелкой моторики. Развивается мелкая моторика кистей рук, развивается ритмизированная речь.
-
Обучение игре на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Специальные оркестрово-исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином инструменте. В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты (бубны, деревянные ложки, маракасы, треугольники).
-
Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок ,извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка. Поэтому очень важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте, накапливая таким образом бесценный слуховой опыт.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.