Содержание
-
Хождение за три моря
Составитель: Ларионова Г. А., учитель МОУ СОШ № 27, г. Тверь.
pptcloud.ru
-
31 мая 1955 года в городе Калинине (Твери) на Первомайской набережной реки Волги (ныне набережная Афанасия Никитина) благодарные потомки воздвигли памятник Никитину, первому из европейцев посетившему в 15 веке Индию.
-
На постаменте серого гранита (высота 4 м) статуя из бронзы (высота 4м 6 см). Памятник установлен на круглой площадке в виде ладьи, носовая часть которой украшена головой коня. Создаётся впечатление, что этот корабль и взошедший на него Никитин вот-вот отправятся в плавание.
Авторы памятника: скульптор С. М. Орлов и архитектор Г. А. Захаров. На открытии памятника присутствовал посол Индии в СССР господин Кришна П. Ш. Менон, которыйсказал: "Никитин был одним из величайших путешественников, одним из открывателей новых земель... В этот период Индия не была известна в Европе".
- Памятник А. Никитину в г. Твери
-
Об Афанасии Никитине нет других биографических сведений, кроме того, что он был купцом из города Твери. Совершил путешествие в Персию, Индию (1466-1472). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию.
Путевые записки "Хожение за три моря" (точное название дневника) - ценный географический документ и литературно-исторический памятник.
-
В основу «Хожения за три моря» (1489 г.) тверской купец Афанасий Никитин положил своё путешествие в Бахманидское государство, достигшее в эти годы наибольшего могущества.
Об этом путешествии он оставил запись своих наблюдений над бытом этой страны, выделяющуюся из всей литературы современных ей западноевропейских рассказов об Индии правдивостью и деловитостью, почти полным отсутствием сказочной фантастики.
-
Древняя Тверь
-
- Тьмацкий мост
- Город Любовен на острове
- Гости из Новгорода
- Земская изба
- Конная изба на торгу
-
- Д. Н. Буторин. Иллюстрация к книге А.Никитина "Хождение за три моря". Пластина, 1957. ГМПИ
Тверской купец А. Никитин был образованным человеком. Он знал тюркский и персидский языки. В далёкий путь взял с собой книги.
-
Весной 1466 г., получив благословение епископа Геннадия, поддержку воеводы Б. З. Бороздина и проезжую грамоту от Великого Тверского князя Михаила Борисовича.
-
От Волжских ворот на 2-х кораблях вниз по Волге отправился тверской купец Афанасий Никитин со своими товарищами в далекое плавание для заморской торговли: вниз по Волге за море "Дербенское", или "Хвалынское" - так в старину называли Каспийское море.
Главой каравана избрали Афанасия Никитина.
- г. Тверь, Волжские ворота
-
Караван плыл мимо Калязина, Углича, Костромы, Плёса. Короткие строки дневника говорят, что путь по Волге Никитину был знаком. В Нижнем Новгороде - длительная остановка. Плыть по Волге в то время было небезопасно: нападали татары.
В Нижнем Новгороде русские купцы присоединились к возвращавшемуся из Москвы на родину ширванскому посольству во главе с Хасан - беком.
Караван плыл "сторожко и с опаской". Благополучно миновали Казань и другие татарские города, но в дельте Волги на них напал отряд астраханского хана Касима. Купцы взялись за оружие. Татары "застрелили у нас человека, а мы у них двух застрелили", сообщает Никитин. К несчастью, одно судно застряло на рыболовном езу, а другое село на мель. Татары разграбили эти суда и захватили в плен четырех русских.
- Путь А. Никитина по Волге
-
Уцелевшие два судна вышли в Каспийское море. Меньшее судно, на котором было "6 москвичь да 6 тверичь", во время бури разбило и выбросило на прибрежную мель близ Тархы (Махачкалы). Жители побережья кайтаки разграбили товар, а людей захватили в плен.
Афанасий Никитин с десятью русскими купцами, находясь на посольском судне, благополучно добрался до Дербента. Прежде всего, он начал хлопотать об освобождении пленных. Хлопоты его увенчались успехом: через год купцы были освобождены. Но товар кайтаки не вернули.
- Вид Дербента. Здесь Никитин «бил челом» Хасан-беку и Василию Папину
-
Никитин, не получив помощи от ширванского шаха, ушёл в Баку, где принял решение двинуться на юг, в Индию. Очень уж ему хотелось узнать, что же это за страна, о которой столько небылиц рассказывали: что-де живут там люди рогатые, трехногие, шестирукие, с глазами и ртом на груди.
Никитин переплыл Каспийское море, почти год шёл через Иран к Персидскому заливу. Честность и умение трудиться уважают во всех странах. Трудолюбивый русский купец сумел за то время, что он прожил в богатой стране Персии, заработать столько денег, что их хватило на то, чтобы осуществить мечту — добраться до далекой загадочной Индии.
-
Больше месяца провёл А. Никитин в Ормузе. «А Ормуз -- на острове, и море наступает на него всякий день по два раза.»
- Ормуз. Гравюра
-
- Базар в Ормузе. Пластина, 1957.
«Тут провел я первую Пасху, а пришел в Ормуз за четыре недели до Пасхи…
Велик солнечный жар в Ормузе, человека сожжет. В Ормузе был я месяц, а из Ормуза после Пасхи в день Радуницы пошел я в таве с конями за море Индийское», - писал он в своих записках.
-
- Побережье Аравийского моря в окрестностях индийского города Карвар.
Из Ормуза направился Афанасий Никитин вдоль северных берегов Аравийского моря, делал остановки в Маскате, Калахоте и Комбате, в западной Индии (Гуджерат). Из Номбая поплыл на юг вдоль индийского побережья, и в мае 1467г. высадился в г. Чауле на западном берегу полуострова Индостан. Всё плавание от Ормуза заняло 6 недель, из Чаула двинулся на восток вглубь полуострова.
-
- Но вот наконец долгожданная Индия
-
Всё здесь удивляет путешественника. Люди смуглые, чуть ли не чёрные! И одеты они чудно: самой одежды мало, потому что жарко, только голова много раз обернута длинным куском материи да еще бедра прикрыты. В своих дневниках он так запишет: «Зимой у них простые люди ходят - фата на бедрах, другая на плечах, а третья на голове; а князья да бояре надевают тогда на себя порты, да сорочку, да кафтан, да фата на плечах, другой фатой себя опояшет, а третьей фатой голову обернёт.»
-
- В. Верещагин. Повозка в Дели.
- В. Верещагин. Повозка богатых людей.
«В Индийской земле кони не водятся, в их земле родятся быки да буйволы - на них ездят и товар и иное возят, все делают. Индусы быка называют отцом, а корову — матерью. На помете их пекут хлеб и кушанья варят, а той золой знаки на лице, на лбу и по всему телу делают.»
«А весна у них длится три месяца, и лето три месяца, и зима три месяца, и осень три месяца.»
-
- Индийская кобра, или очковая змея.
- Заклинатель змей.
Видел Афанасий Никитин и больших змей, ползающих порой прямо по городским улицам. Но страшнее больших змейки маленькие. Нет спасения от укусов этих змеек — трехминуток или пятиминуток... Так называли их потому, что укушенный ими, умирает через три или пять минут.
-
- Удивлялся Афанасий Никитин слонам, которые всякую работу тяжелую выполняют.
-
- Иван Айвазовский. Восточная сцена. 1846 г.
- В Верещагин. Факиры. 1874-1876
- Все подмечал глаз русского путешественника, и особенно разницу в жизни людей богатых и бедных.
-
- В. ВЕРЕЩАГИН. Королевский слон. Из «Индийской серии». Холст, масло. 46,5 х 39,5
«Земля весьма многолюдна и богата, сельские люди очень бедны, а бояре всесильны и утопают в роскоши. Носят их на серебряных носилках, и перед ними водят по 20 коней в золотой сбруе. И на конях за ними 300 человек да пеших 500 человек. Да еще множество музыкантов идет. А уж когда сам властитель султан выезжает, то уж тут только на конях 10 тысяч едет, да пеших 50 тысяч, да 100 трубачей, да плясунов 100 человек! Да еще 300 коней в золотой сбруе. Живут во дворцах чудесных, всюду резьба да золото, и каждый камень резной и золотом расписан причудливо, а во дворце сосуды расписные».
-
-
- В Верещагин. Тронный залВеликих моголов Шах-Джахана и Ауранг-Зеба в форте Дели.
Во дворец султана ведет семь ворот, а в воротах сидят по сто стражей да по сто писцов-кафаров. Одни записывают, кто во дворец идет, другие — кто выходит. А чужестранцев во дворец не пускают. А дворец султана очень красив, по стенам резьба да золото, последний камень — и тот в резьбе да золотом расписан очень красиво. Да во дворце у султана сосуды разные."
-
- А обезьяны! Стаи пронырливых хвостатых проказниц без стеснения и боязни шныряют всюду, хватают все, что им под руку попадается…
-
Поразило А. Никитина и то, как там люди питаются.
«А есть садятся — руки обмывают, да ноги, да и рот полощут.
Индусы же не едят никакого мяса, ни говядины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, хотя свиней у них очень много. Едят же днем два раза, а ночью не едят, и ни вина, ни сыты не пьют. А с бесерменами не пьют, не едят. А еда у них плохая. И друг с другом не пьют, не едят, даже с женой. А едят они рис, да травы разные едят, да варят их с маслом да с молоком, а едят все правой рукой, а левою не берут ничего. Ножа и ложки не знают. А в пути, чтобы кашу варить, каждый носит котелок. А от бесермен отворачиваются: не посмотрел бы кто из них в котелок или на кушанье. А если посмотрит бесерменин, — ту еду не едят. Потому едят, накрывшись платком, чтобы никто не видел.
А разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся. Иные из них баранину, да кур, да рыбу, да яйца едят, но говядины никто не ест.»
-
- Афанасий Никитин с индусом. Иллюстрация Б. Немтинова к «Хожению за три моря» Афанасия Никитина.
Удивлялся Афанасий Никитин и ночному индийскому небу, где созвездия располагались не так, как привыкли видеть их мы. Это оттого, что Индия находится близко к экватору. И ночь в Индии опускается на землю быстро, всего за несколько минут. Только что было синее-синее высокое небо, и вдруг синева сгустилась, проступили звезды, и вот уже небо чернее черного. Записывал сведения об увиденном и услышанном, сблизился с индусами, разговаривал с ними на их наречии, вёл споры о жизни и вере. Подвергался принуждению остаться в Индии.
-
В Парвате поразили Афанасия храмы. Долго ходил Никитин вокруг храма, рассматривал каменные барельефы, на которых вырезаны «деяния Бутовыя», чудеса, которые он творил, да множество образов бога, в которых он являлся своим поклонникам: человек, слон, обезьяна и так далее.
«А всех вер в Индее 80 и 4 веры», — запишет в дневники Никитин.
-
- Объездил А. Никитин часть Индии, посетил множество городов. Жил в Бидаре - столице мусульманского государства Бахманидов в западном Декане..
«В Бидаре на торгу продают коней, камку (расшитую золотом парчу), шёлк и всякий иной товар да рабов черных, а другого товара тут нет. Товар все гундустанский (местный), а из съестного только овощи, а для Русской земли товара нет», - разочарованно писал он.
Бидар. Голгумбаз
-
А. Никитин пробылв Индии около 3 лет, совершил поездки в расположение алмазных копей, заключил выгодную торговую сделку.
Но как ни чудесна была страна Индия, как ни доброжелательны были к нему индийцы, тосковал он по своей родине и страстно хотел вернуться назад, домой.
Весной 1470 г. Афанасий Никитин направился на запад к морю.
-
- Дабхол.
В 1471 г. пришёл в порт Дабул (Дабхол), где "устремился мыслию на Русь пойти".
-
Вянваре 1471 г. Никитин морским путём направился в Ормуз. Больше месяца находился Никитин в открытом море. Сильная буря прибила корабль к африканскому берегу Аденского залива (о. Сомали), где Никитин был снова ограблен, но отпущен. После чего добрался морем через Маскат до Ормуза. Отсюда Никитин двинулся на север по объятому войной Ирану и в октябре 1471 г. прибыл в Трапезунд, на южном берегу Чёрного моря. Турецкие власти его арестовали, т. к. пришёл Никитин из враждебного Ирана, и лишили остатков имущества.
-
Никитинс трудом пересёк Чёрное море, достигнув берегов Крыма у Балаклавы, и 5 ноября 1471 г. высадился в Кафе (Феодосии), генуэзской колонии, где жили русские купцы.
Зиму 1471 - 1472 г. Никитин провёл в Кафе, завершая свои записки, которые он назвал «Хожение за три моря».
- К. Богаевский. Кафа 1926 . Холст, масло. 83×145
-
- В. Нагорнов. Возвращение из похода.
Весной 1472г. с московскими купцами направился в Тверь днепровским путём, но, не дойдя до Смоленска, умер. Умирая, передал спутникам исписанные бумаги — с просьбой непременно сохранить их.
-
- И. С. Горюшкин-Сорокопудов. Старая Русь.
Купцы выполнили последнюю волю. В том же году спутники Никитина привезли его "тетради" в Москву, передали их великокняжескому дьяку Василию Мамыреву, ближайшему советнику Ивана III, которые и были включены в Летописный свод 80-х годов XV в.
-
Записки Никитина - законченное литературное произведение, основанное на собственных наблюдениях. Его главное достоинство - художественная простота языка и достоверность. «Хожение» - первое на европейском языке объективное описание Индии 15 века.
Текст " Хожения" издавался 10 раз, 6 раз переводился на иностранные языки. Записки содержат три группы сведений об Индии:
1) о торговле и географии (ярмарки, предметы торговли, цены на товары и способы их добывания, морские пути из Индии в другие страны Востока, длина путей между городами, заметки о климате Ирана, Аравии, Закавказья, Индии, Палестины);2) по военному делу и политике (состав войска и вооружение, война Вахманидов с империей Виджаянагар);3) о быте и религии (как живут, чем питаются, во что верят, каким богам поклоняются и т.д.).
-
Знаменитый русский литератор, историк Н. М. Карамзин поставил Никитина в один ряд с его великими современниками - землепроходцами:
«Индийцы слышали о ней (о России) прежде, нежели о Португалии, Голландии, Англии. В то время, как Васка да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара и беседовал с жителями о догматах их веры."
-
Индийский писатель и кинорежиссёр Ходжа Ахмад Аббас в I960 году посетил Тверь для сбора материала для фильма о Никитине.
Он выразил мнение индийской общественности:
«Ваш соотечественник был коммерсант, он открывал дорогу дружбы, он писал как сын великого народа о другом великом народе, Никитин относился к народу Индии не только с интересом, но с уважением. Этим проникнута книга..."
В краеведческом музее г. Бидара собран материал о Никитине.
- АББА́С Ходжа Ахмад (7 июня 1914 — 1 июня 1987), индийский кинорежиссер, продюсер, сценарист, писатель.
-
В ИНДИИ ОТКРЫТ ПАМЯТНИК АФАНАСИЮ НИКИТИНУ
- Гранитная стелла в Ревданде, штат Махараштра, в честь русского путешественника XV века. Земельный участок под памятник подарил индиец Датта Патиль
- Надписи на русском, хинди, маратхи и английском свидетельствуют, что обелиск «сооружен неподалеку от тех мест, где в 1469 году русский первопроходец, купец из города Твери Афанасий Никитин ступил на землю Индии, открыв тем самым первую страницу в летописи российско-индийской дружбы»
В ИНДИИ ОТКРЫТ ПАМЯТНИК АФАНАСИЮ НИКИТИНУ
-
23 июля 1997 г. Центральный Банк России выпустил в обращение две памятные монеты, посвященные 525-летию путешествия Афанасия Никитина в Индию, достоинством в 2 рубля (масса драгметаллов в чистоте 7, 78 г, проба сплава 500) и тиражом монет каждого вида 7, 5 тыс. штук.
-
- Подарочное издание «Хожения» с текстом на трех языках — русском, хинди и английском. СССР—Индия, 1960 год
-
- Памятник представляет собой чугунную скульптуру высотой 3,2 метра на постаменте, выложенном камнем.На памятнике надпись:«Афанасию Никитинукупцу-путешественникуавтору "Хожения за три моря"приидохшему в Кафу в лета 1474 ноября 5 дня».
В июле 2008 года в Феодосии был открыт памятник великому путешественнику. Скульптура установлена в районе Карантина у подножия средневековой Генуэзской крепости и древней церкви Иверской иконы Божьей Матери.
По преданию именно в ней отстоял молебен Афанасий Никитин, когда сошел на берег средневековой Феодосии (в те времена Кафы), возвращаясь из путешествия в далекую Индию.
-
Кроссворд
1. Это море раньше называлось Стамбульским.2.Море в Индийском океане.3. Это море раньше называлось Хвалынским4. Страна, в которой побывал и которую описал в своих записках русский купец Афанасий Никитин.5. Город, из которого отправился в своё путешествие Афанасий Никитин.6. Точное название дневника А. Никитина - « . . . за три моря».7. Около какого города умер Афанасий Никитин?
Кроссворд.
-
- В.В.Варжапетян. Повесть о купце, пегом коне и говорящей птице
- Ю. Качаев. За тридевять земель.
- Е. Мурашова. Афанасий Никитин.
- Тверская область. Энциклопедический справочник.
- Россия. Энциклопедический справочник.
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.