Содержание
-
Презентация на тему: "Образ черкесского воина в творчестве М.Ю. Лермонтова"
Презентация на тему:
-
Образ черкесского воина в творчестве М.Ю.Лермонтова
-
История доносит до нас различные характеристики, даваемые временем различным обстоятельствам и народам.
-
В характеристике черкесов время выделило их воинственность. На эту черту опирается память о черкесах, сохраняемая на Кавказе и во всех странах, куда бросала судьба черкесские племена.
-
Бесстрашные и суровые черкесские воины в течение многих веков держали в страхе своих врагов, сохраняя пределы своей страны труднодоступными для них.
-
Черкесия – почти мифическая страна – привлекала европейцев своей загадочностью и малодоступностью, как и люди, ее населявшие.
-
Те, кто по разным причинам посещали Северо-Западный Кавказ в XVIII – XIX вв., оставили многочисленные воспоминания о горном крае в стихах и прозе.
Особенно следует выделить произведения М.Ю.Лермонтова, сумевшего более других проникнуть в характер черкесов.
-
- Будучи на Кавказе в качестве офицера Кавказского корпуса и принимая участие в военных экспедициях в горы, Лермонтов имел возможность непосредственно наблюдать черкесов и оценить их воинские качества.
-
-
Черкесы-воины вызывали у него восхищение и уважение:
Как я любил, Кавказ мой величавый,Твоих сынов воинственные нравы…
Измаил-бей
-
Неудивительно, что образ черкесских воинов занимал много места в его творчестве.
В стихотворениях и поэмах:
- «Черкесы», «Кавказский пленник», «Каллы», «Измаил-бей», «Аул Бастунджи», «Хаджи Абрек», «Кинжал», «Дары Терека» - М.Ю. Лермонтов постоянно возвращается к этому образу.
-
И дики тех ущелий племена,Им бог – свобода, их закон – война; …Там поразить врага не преступленье;Верна там дружба, но вернее мщенье;Там за добро – добро, и кровь – за кровь,И ненависть безмерна, как любовь…
Измаил-бей
-
- Из качеств черкесских воинов М.Ю. Лермонтов на первое место ставил свободолюбие.
- Свобода была их главной святыней.
- Корни любви к свободе произрастали из любви к отечеству. Ради стороны родной черкесы могли пожертвовать жизнью.
- Даже будучи на чужбине, черкесы продолжали следовать им, сохранять и подчеркивать свою этническую принадлежность.
-
- Одно из центральных мест в жизни черкесов занимала война, в силу того, что свою свободу и свое отечество им необходимо было постоянно защищать от воинственных соседей.
- Влияние войны, военного быта, постоянно присутствовали и проявлялись во всем строе жизни черкесских обществ.
- Война естественным образом связывалась со смыслом их жизни.
-
- В любое время черкесы, вне зависимости от своего возраста и положения, были готовы к бою.
- Они никогда не расставались со своим оружием, издавна ставшим частью их повседневного быта.
- В случае начала войны черкесы быстро перестраивались на военный лад.
-
…Промчался клик: война! война!И пробудились племена.Насмерть идут они охотно.Умолк аул, где беззаботноНедавно слушали певца; Оружья звон, движенье стана:Вот нынче песни молодца,Вот удовольствия байрана!..
Измаил-бей
-
- Война не вызывала у черкесов печали.
- То, что стало частью повседневного быта, не может пугать или печалить. Напротив, война будоражила кровь, заставляла трепетать от ужаса и счастья, рождая в людях особенную, священную радость.
- Черкесы не боялись погибнуть в бою. Такая смерть считалась самой лучшей и достойной долей для воина.
-
М.Ю. Лермонтов представляет черкесов искусными и удалыми воинами.
Их тактика ведения боевых действий была тесно связана с природой местности и диктовалась ее обстоятельствами:
…безвестными горамиБлуждает он, дерется с казаками,И, заманив полки их за собой, Пустыню усыпает их костямиИ манит новых по дороге той.За ним устали русские гоняться,На крепости природные взбираться;Но отдохнуть черкесы не дают;То скроются, то снова нападут. Они как тень, как дымное виденье,И далеко и близко в то ж мгновенье.
Измаил-бей
-
Военная удаль неразрывна с умением владеть оружием. По свидетельству М.Ю. Лермонтова, лучше всего черкесы владели шашкой. С виртуозностью они наносили молниеносные и страшные по силе удары:
…Везде, налево и направо,Чертя по воздуху круги, Удары шашки упадают;Не видят блеск ее врагиИ беззащитно умирают!..
Измаил-бей
-
Военный образ жизни заставлял черкесов трепетно относиться к своему оружию, дорожить им, так как оружие было не только и не столько средством войны, но и главным его богатством и предметом особой гордости.
Оружием украшались стены черкесской сакли:
… Блистает по стенам кругомБогатство горца: ружья, стрелы,Кинжалы с набожным стихом…
-
- Оружие придавало воину уверенность и силу.
- М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Дары Терека» подчеркнул эту слитность черкесских воинов с их оружием.
- В состав комплекта оружия черкесского воина входили: кинжал, шашка, лук и стрелы, пистолет, ружье, а также кольчуга, панцирь, шлем и налокотники (носили знатные воины).
-
- Непременным качеством черкесских воинов была их храбрость. Подчеркивая эту сторону в характере черкесов, М.Ю. Лермонтов отмечал, что они не испытывали страха перед смертью и с достоинством встречали ее.
- В сражении рьяно атаковали своих врагов, делали это открыто и стремительно, вламываясь в ряды неприятеля:
-
Недолго Измаил стоял: Вздохнуть коню он только дал,Взглянул, и ринулся, и смялВрагов, и путь за ним кровавыйМеж их рядами виден стал! ...Как юный лев, разгорячась,В средину их врубился князь; ...За ним, погибель рассыпая,Вломилась шайка удалая...
Измаил-бей
-
- Храбрость черкесов в бою безрассудна. Они отчаянно бросались на врагов, не взирая на их превосходство.
- Воины-черкесы презирали трусов. Страшнее этого имени среди них ничего не было. Они предпочитали смерть в бою спасению бегством, так как немедленно превращались бы в изгоев не только в своем ауле, но и в своей собственной семье с несмываемой печатью позора .
-
- Черкесы были лихими наездниками.
- Черкес и его конь составляли одно неразделимое целое. Взаимопонимание человека и животного было настолько полным, что конь сам подстраивался под своего наездника и во всех обстоятельствах делал то, что необходимо было делать.
-
- На своих конях черкесы совершали опаснейшие трюки, которые для человека стороннего, казались безрассудными.
- Такое мастерство достигалось путем постоянных тренировок, которым уделялось много времени. Даже находясь уже в преклонном возрасте, черкесы не теряли своих наезднических навыков.
- Конь был равноправным товарищем черкесских воинов, непременной частью их ратной жизни. Черкесы доверяли своим коням также, как доверяли своему оружию:
Не изменит добрый конь:С ним – и в воду и в огонь;Он, как вихрь, в степи широкой,С ним – все близко, что далеко…
Измаил-бей
-
- Кровная месть была давним и суровым механизмом поддержания равновесия в горском обществе.
- Эту сторону жизни горцев М.Ю. Лермонтов отобразил в стихотворениях «Каллы», «Хаджи Абрек».
- Честь не позволяла черкесам уклониться от исполнения древнего и обязательного обычая мщения, исполнение которого могло занимать много времени. Иногда этому посвящали всю жизнь.
- Месть в этом случае становилась смыслом жизни черкеса.
-
- Месть как смысл жизни становилась делом всего народа, если его оскорбляли и унижали. И тогда не было покоя в черкесских селениях – каждый воин считал себя обязанным участвовать в возмездии и наказании обидчиков: позор оскорбления мог быть искуплен только кровью врагов.
-
- Поэтический талант М.Ю. Лермонтова создал во многом идеальный образ черкесского воина, окружив его ореолом романтизма и экзотики.
- При этом поэт сильно способствовал тому, что герои его произведений утратили свою литературность и превратились в живых людей.
-
- М.Ю. Лермонтов сохранил для потомков образ черкесов, и этот образ мы стали видеть его глазами.
- Лермонтов вольно или невольно, сделался защитником черкесов, призывая Россию к бережному и вдумчивому пониманию особенностей Кавказа.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.