Содержание
-
И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа(по рассказу «Бежин луг»).
-
Задачи:
рассмотреть идейно-художественные особенности рассказа «Бежин луг»; показать роль портрета и пейзажа в раскрытии замысла писателя; показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; продолжить развитие навыков анализа текста и выразительного чтения;
-
Село Спасское - Лутовиново — «колыбель Тургенева» - один из самых привлекательных уголков средней России. Оно лежит среди обширной черноземной равнины, изрытой глубокими оврагами, с холмами, изредка покрытыми лиственными лесами, в двенадцати верстах от города Мценска, уездного города Орловской губернии. Тут узнал он природу, русских простых людей, жизнь животных и птиц…
-
«Записки охотника» «В 1847 г, когда Иван Тургенев обратился к прозе и опубликовал первый короткий рассказ, открывающий «Записки охотника», он стал самостоятельным писателем» В.Набоков
«…Тургенев знакомил читателей не столько с крестьянскою средою, сколько с русским национальным характером: благодаря «Запискам охотника» в нём раскрывалась какая-то таинственная, недоступная глубь…» М.Е.Салтыков-Щедрин «Автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него ещё никто не заходил» В.Г.Белинский
-
Идейно-композиционные особенности сборника «Записки охотника» Крестьяне внушают не только жалость, но и уважение(«Тургенев открыл высокие нравственные черты, роднившие крестьян с лучшими людьми из дворян» - Белинский) Тяжелая и простая жизнь крестьян дается на фоне поэтичных и волнующих картин русской природы. Пейзаж живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей. Рассказчик не только очевидец событий, но и активный участник.
-
«БЕЖИН ЛУГ»
Замысел рассказа – август- сентябрь 1850 года: Из дневника: «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь. – Огни». «Бежин луг» был написан в Петербурге в начале 1851 года, и феврале появился на страницах журнала «Современник».
-
Главная тема рассказа «Бежин луг» — человек и природа. «Лучшие герои Тургенева не просто изображаются на фоне природы…Они и есть часть природы, неразрывно связаны с ней. Природа загадочна, таинственна. Она умеет быть доброй и мстить…Счастье - в единении с ней , в ощущении себя частицей бесконечного целого природы» Г.Курляндская.
-
Словарь
Портрет – изображение внешности героя(лица, фигуры, одежды, мимики, жестов). Помогает понять социальное положение героя, его характер Пейзаж - картина природы в художественном произведении. Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия.
-
Словесное рисование
Тихая летняя ночь, неподалеку река, горит костер, поодаль щиплют траву кони. У костра несколько ребят. Они пасут коней и коротают время, рассказывая былички… Кто они? Чем интересны герою – рассказчику? Найдите портретные характеристики. Какую роль играет портрет в создании образа героев?
-
Крестьянские дети
Павел Илюша Костя Федя Ваня
-
«С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель заставляет задуматься над их дальнейшей судьбой» Якушин
-
Вывод:
Внешняя красота не важна. Главное в изображении крестьянских детей – их необычность, непохожесть, духовное богатство, их умение тонко чувствовать красоту природы, поэтичность, их талантливость, ум, трудолюбие. Портрет помогает понять авторский замысел, идею произведения: человек – это единое целое с природой.
-
Чтобы коротать время, дети рассказывают разного рода былички. - Что такое былички? - Какие былички они рассказывают?
-
Былички -фольклорный жанр — рассказ о якобы происшедшем в действительности чудесном событии (о мнимых столкновениях с домовыми, лешими, чертями, колдунами, одним словом, с представителями темной, нечистой силы)
Быличка про Домового Быличка про Русалочку Быличка про Ермила Быличка про барина Быличка про Тришку Быличка про Лешего Быличка про Водяного и Акулину
-
Пейзаж
Прекрасный июльский день Ночной пейзаж Второй ночной пейзаж
-
Определите, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы? Приведите примеры.
Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи», «могучее светило»… Сравнение: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», Метафоры: «утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «хлынули играющие лучи»…. Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….
-
Вывод:
Рассказ не случайно и начинается и завершается описанием картин природы. Понимание природы у Тургенева включает в себя народное толкование стихийных сил природы, и сама природа — стихия таинственного и непостижимого для человека. Пейзаж выполняет разные задачи в произведении – он может передавать или оттенять настроение героев, а может выражать отношение автора к происходящему. Красоте и гармонии природы противопоставлена зловещая и мёртвая сила, враждебная человеку – крепостное право. Но эта сила не способна уничтожить душу и человечность.
-
Пожалуй, лишь в общении с природой и простыми людьми он(Тургенев) чувствовал себя свободно. Спасское приволье стало его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых её проявлениях.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.