Презентация на тему "История литературы"

Презентация: История литературы
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа на тему: "История литературы", адресованная студентам начальных курсов. Благодаря данной работе учащиеся познакомятся с основными терминами, понятиями и категориями литературоведения. Автор рассказывает о художественной литературе, как отдельном виде искусства.

Краткое содержание

  • Художественная литература как вид искусства
  • Фотографии первых книг и летописей
  • Автор как субъект художественной реальности
  • Хронотоп
  • Художественный образ
  • Литература и герменевтика
  • Теория жанра. Тайна жанра как тайна онтологии

Содержание

  • Презентация: История литературы
    Слайд 1

    Литература как вид искусства. Основные понятия и категории литературоведения

    Художественная литература как один из видов искусства, основанный на многоуровневой и многофункциональной специфике языка. Отличие литературы от других видов искусства: чудо художественного слова. Образ как средство художественной изобразительности: «сгущение» жизни в образе. Специфика художественного вымысла. Вопрос о жизнеподобии. Теории художественного вымысла (Аристотель, Жан-Поль, Гегель, Фрейд, Р. Якобсон).

  • Слайд 2
  • Слайд 3
  • Слайд 4
  • Слайд 5
  • Слайд 6
  • Слайд 7
  • Слайд 8
  • Слайд 9
  • Слайд 10
  • Слайд 11

    Тема

    Мир произведения как художественно освоенная и преображенная реальность с системой персонажей, временем и пространством. Тема как фундамент художественного мира. ТЕМА - (от греч. thema - то, что положено в основу) - предмет изображения в художественном произведении: круг жизненных явлений и событий, о которых пишет автор. Под Т. (в отличие от сюжета), понимают не то, что непосредственно изображено в произведении, а то, что «прочитывается» за событиями, конфликтом, взаимоотношениями героев и т. п. Вопрос о вечных темах: онтологические и антропологические универсалии. Темы-архетипы. Надиндивидуальные (национально-исторические и т.п.) и индивидуальные темы (духовно-биографические, экзистенциальные и т.п.).

  • Слайд 12

    Идея

    Идея: а) проблема объективности идеи как умопостигаемой сущности; б) идея как основа субъективного опыта. ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - (от греч. idea - идея, понятие, первообраз, представление) - главная мысль, лежащая в основе художественного произведения. И. х. реализуется через всю систему образов, раскрывается во всей художественной структуре произведения и таким образом дает представление об авторском отношении к изображенному. Специфика художественной идеи в сравнении с научными, философскими и религиозными: глубина и профетизм. Идея и автор: вопрос об авторской преднамеренности и непреднамеренности. Вдохновение.

  • Слайд 13

    Автор

    АВТОР - (от лат. au(c)tor - создатель) - следует разграничивать понятия:1) биографический А., писатель; 2) А. - создатель (творец) произведения литературы, чьи представления о мире и человеке отражаются во всей структуре создаваемого им произведения; 3) А. - образ, персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматриваемое в ряду других персонажей; может быть предельно сближен с биографическим А. или намеренно отдален от него; 4) А. – «знак художественной системы» (определение Г. Гуковского).

  • Слайд 14

    Автор как субъект художественной реальности. Проблема художественной целостности: художественная объективность и субъективность. Творческая свобода автора как основа подлинности художественного опыта и его воплощения. Концепция «смерти автора». Типы авторской эмоциональности в художественных произведениях: эпика, героика, трагизм, смех, ирония, сентиментализм, «умиление» (Достоевский), идиллия, романтика, «скорбное бесчувствие» (А. Сокуров).

  • Слайд 15

    Хронотоп

    ХРОНОТОП - (от греч. chronos - время и topos - место) - изображение (отражение) времени и пространства в художественном произведении в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии. Термин введен М.М. Бахтиным. Х. воспроизводит пространственно-временную картину мира и организует композицию произведения, но при этом не прямо, непосредственно отображает время и пространство, а рисует их условный образ, поэтому в произведении искусства художественное время и художественное пространство не тождественны реальным, это именно образы времени и пространства со своими признаками и особенностями. Различные составляющие Х. в произведениях зачастую могут иметь символический смысл. Виды хронотопов. «Борьба хронотопов».

  • Слайд 16

    Художественный образ

    Литература и семиотика. Литературно-художественный процесс как особый вид семиозиса. Образ как особый знак в типологии знаков. ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме, картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала. О. х. помогает не только воспроизвести то или иное явление действительности, но и выразить его сущность. Двойствен по своей природе: с одной стороны, представляет собою продукт предельно индивидуализированного художественного описания, с другой — обладает функциональностью символа и несет в себе обобщающее начало. О. х. создается с помощью типизации, обобщения, вымысла (условности) и имеет самостоятельное эстетическое значение.

  • Слайд 17

    Литература и герменевтика

    Герменевтика как искусство и теория понимания и истолкования текстов. Герменевтика как методологическая основа гуманитарного знания в целом и литературоведения в частности.

  • Слайд 18

    Теория жанра. Тайна жанра как тайна онтологии.

    ЖАНР ЛИТЕРАТУРНЫЙ - (от франц. genre - род, вид) - форма, в которой реализуются основные роды литературы: эпос, лирика и драма, характеризующаяся теми или иными общими сюжетными и стилистическими признаками. Различают Ж. л.: в эпосе - роман, повесть, рассказ, очерк, сказка, былина и др., в лирике - стихотворение, ода, элегия и др., в драме - трагедия, комедия, драма и др. Каждому Ж. л. свойственно определенное «жанровое содержание» (тематика, проблематика, масштаб охвата изображаемого мира).

  • Слайд 19

    Основная литература (учебники)

    Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Любое издание. (УБ, ч. з. N 1, НА). История зарубежной литературы XIX века. Под ред. Н.А.Соловьевой. Любое издание. (УБ, ч. з. N 1, НА). История зарубежной литературы XVIII века. Под ред Б.И.Пуришева. Любое издание. (УБ, ч. з. N 1, 4). Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX - начала XX в.. М., 1993. (УБ, ч. з. N 1, НА). Тронский М.И. История античной литературы. Л., 1991. (УБ, ч. з. N 1, 4).

  • Слайд 20

    Основная литература (художественные тексты)Первый семестр

    Чехов. Чайка. Вишневый сад. Гомер. Илиада. Одиссея (фрагменты). Эсхил. Орестея. Прометей прикованный. Софокл. Царь Эдип. Антигона. Еврипид. Ипполит. Вергилий. Энеида (фрагменты). Гораций. Послание к Пизонам. Овидий. Искусство любви. Скорбные элегии. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах (фрагменты). Роман о Тристане и Изольде. Данте. Новая жизнь. Божественная комедия (фрагменты). Петрарка. Слово, читанное Ф.Петраркой в Риме на Капитолии во время его венчания лавровым венцом. Канцоньеры (отдельные тексты). Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру. Сервантес. Хитроумный идальго Дон Кихота Ламанчский. Шекспир. Ромео и Джульетта. Гамлет. Отелло. Король Лир. Сонеты. Кальдерон. Жизнь есть сон. Корнель. Сид. Расин. Федра. Мольер. Тартюф. Дон Жуан.

  • Слайд 21

    Интернет-ресурсы:

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке