Презентация на тему "Культура и быт конца 15-16 вв." 6 класс

Презентация: Культура и быт конца 15-16 вв.
Включить эффекты
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
16 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Культура и быт конца XV-XVI вв." знакомит с культурным развитие Древней Руси: каковы были особенности, как изменился фольклор, музыка, как развивалось просвещение и научные знания. Также рассмотрены архитектура, живопись и литература, быт русского народа.

Краткое содержание

  • Особенности развития;
  • Фольклор;
  • Жанр исторической песни;
  • Просвещение, научные знания;
  • Литература, архитектура, живопись;
  • Быт.

Содержание

  • Презентация: Культура и быт конца 15-16 вв.
    Слайд 1

    Культура и быт конца XV-XVI вв.​

  • Слайд 2

    Особенности развития:

    • местные культурные традиции уступают место общерусским;
    • более весомо заявляют о себе мотивы патриотизма, национальной гордости;
    • сказывается растущее влияние самодержавной тирании и крайностей крепостничества, опричного террора на культурную среду русского общества.
  • Слайд 3

    Фольклор

    События той славной эпохи получили отражение в сказках.В “Сказке о Борме-Ярыжке" ее герой, простой русский человек, добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоинства в Вавилоне-граде.Сказки прославляют ум, сметливость выходцев из народа (“Умный мальчик-судья", “Огненный змей", “Мудрая дева" и др.), некоторые сказки вошли в “Повесть о Петре и Февронии" .

  • Слайд 4

    Пословицы и поговорки

    Пословицы, которые вписал царь Грозный в свое послание старцам Кирилло-Белозерского монастыря: “Жалует царь, да не жалует псарь", “дати волю царю, ино и псарю".

  • Слайд 5

    Жанр исторической песни

    Народ прославляет взятие Казани, особенно героев штурма — пушкарей, Ермака Тимофеевича.Царя народ, с одной стороны, воспевает за воинские подвиги, расправы с боярами; с другой — отмечает его жестокий нрав; в целом же поддерживает за защиту единой России — “Московского царства"рис. Взятие Казани.

  • Слайд 6

    Просвещение

    • Центрами грамотности и просвещения оставались, как и прежде, монастыри;
    • “Мастера грамоты" появляются в городах и по деревням;
    • Учили сначала азбуку, потом—Часослов (молитвы, богослужебные тексты по часам церковной службы), письмо, Псалтирь (псалмы царя Давида). На этом учение обычно заканчивалось.
  • Слайд 7

    За нерадение учитель, в соответствии с обычаем, мог и должен был “сокрушать ребра", “учащать раны" ученикам своим. Той же цели - внушению “книжной премудрости" - служила и “душеспасительная" розга.

  • Слайд 8

    Учебники

    • Появлялись руководства по грамматике — труды Максима Грека: “Начало грамоты греческой и русской", “Предисловие о буковице, рекше о азбуце", “Беседа о учении грамоте...", “Сказание грамотичным степенем";
    • появляется первое пособие по арифметике — “Книга, рекома по-гречески Арифметика, а по-немецки Алгоризма, а по-русски цыфирная счетная мудрость"
  • Слайд 9

    1 апреля 1564 г., Иван Федоров издал в ней “Апостол”

    Поворотное для просвещения значение имело появление книгопечатания.

  • Слайд 10

    Научные знания

    • Составлялись пасхалии специальные таблицы с указанием дат Пасхи и других праздников по годам.
    • Знания в области физики, техники требовались мастерам-литейщикам при изготовлении пушек, пищалей, в том числе и нарезных орудий, созданных в России.
    • Солеварение и поташное производство, лечебное и иконописное дело требовали знаний из прикладной химии, медицины, и они отражены в рукописях рецептурного характера, травниках
  • Слайд 11
    • Во второй половине XVI — начале XVII в. появились детальные руководства по солеварению (“Роспись, как зачать делать новая труба в новом месте"), по писцовому делу (1556 г.), статья “О земном верстании, как землю верстать" (исчисление площади квадратов, прямо- и треугольников, параллелограммов, трапеций).
    • В “хождениях" авторы описывали страны, которые посетили.
  • Слайд 12

    Литература. Историческая и политическая мысль.

    • “Хронограф" (обзор всемирной истории) 1512 г;
    • “Повесть о Вавилонском царстве";
    • “Сказание о князьях Владимирских".
    • “Повесть о Молодинском сражении" 1572 г.,
    • “Повесть о прохождении Стефана Батория на Псков".
    • Грозный в письме к шведскому королю без тени сомнения утверждал: “Мы от Августа кесаря родством ведемся".
  • Слайд 13

    Многие публицисты обсуждают проблемы самодержавия и устроения государства, боярства и положения крестьян. И. С. Пересветов выступает сторонником сильной царской власти.Он писал: "Царю нельзя быть без грозы: как конь под царем без узды, так о и царство без грозы". Он выступает сторонником "правды" ("Бог не веру любит, а правду"), "книг", "мудрости", противником холопства, "которая земля порабощена, в той земле зло сотворяется... всему царству оскудение великое".

  • Слайд 14

    Сильвестр, протопоп Благовещенского собора в том же Кремле, в посланиях, "Домострое" (ему принадлежит окончательная редакция памятника) проповедует рациональное хозяйствование, получение "правильного стяжания" (прибыли).

  • Слайд 15

    «Нестяжатели» и «Иосифляне».

    • обличали стремление присвоить труд чужих рук, сребролюбие, чревоугодие, гордость, тщеславие и прочие пороки.
    • Нил Сорский.
    • Иосиф Волоцкий же говорил о другом: “Церкви богатство — Божье богатство".
  • Слайд 16

    Архитектура

    На рубеже XV—XVI вв. оформляется Кремлевский ансамбль в Москве — стены и башни, соборы и Грановитая палата. Возводили их итальянские архитекторы (Аристотель Фиораванти, ПьетроСолари, Марко Руффо, Алевиз Новый и др.)

  • Слайд 17

    Хоромы Строгановых в Соли-Вычегодской. Гравюра И. Ческого. 1842 г.

  • Слайд 18

    Живопись

    • На рубеже XV — XVI вв. в иконописи и фресковой живописи прославились Дионисий с сыновьями и соратниками.
    • Церковь после Стоглавого собора 1551 г. усиливает надзор за иконописцами.
    • В конце XVI в. получают известность иконы “строгановского письма". Они отличаются миниатюрностью, тонкостью и изяществом прорисовки, декоративностью и праздничностью.
  • Слайд 19

    Быт

    • С конца XV в. начинается расцвет искусства эмали, забытого во времена ордынского ига;
    • В церковном обиходе часто использовали изделия с художественным шитьем;
    • Знатные люди жили в хоромах, обычно двухэтажных, с разными пристройками, жилыми и хозяйственными, для себя, дворни, скота и птицы. Дома в основном — деревянные, но встречались и каменные.
  • Слайд 20

    Ссылки

    • http://pptcloud.ru/
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке