Содержание
-
Муниципальное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа №9 им. В.Т. СтепанченкоНаучно - практическая конференцияИсследовательская работа на тему: ’’История моего города в сборнике Г.В.. Степанченко ’’Россия’’. Опыт лингвистического анализа».
Выполнила Лиликина Анастасия Александровна, обучающаяся 5 «Б» кл. Учитель Зуева Людмила Васильевна Г. Ржев 2011г.
-
Вступление
На карте нашей родины много городов, больших и малых, провинциальных и столичных… Но есть городок в Тверской области, который стал моей малой родиной. Это Ржев, город Воинской славы, в котором я живу и которым горжусь. Многие русские писатели и поэты рассказали о моем городе. Но кто скажет о нём лучше, как ни живущие здесь поэты!
-
Цели
На примере сборника ’’Россия’’ проследить творческую историю развития моего родного города, его прошлое и настоящее; выявить отношение Г.В. Степанченко к малой родине; исследовать, какие художественные средства использует автор в создании образа Ржева; в ходе лингвистического анализа выявить лексическое своеобразие сборника, соотношение используемых в стихотворениях частей речи, выбор автором синтаксических конструкций.
-
Факты биографии Г.В. Степанченко
8 августа 1952 года. Образование: железнодорожная школа № 6, исторический факультет Калининского государственного университета. Редактор газеты ’’Высота’’. Член Союза журналистов России, автор 9-и книг стихов. Каждый сборник - это событие в культурной жизни Ржева. 2010 г. – сборник «Шекспир и компания»: новые стихи и посвящения ржевским поэтам.
-
Сборник «Россия»
Для меня важны : взгляд автора на прошлое Ржева, его военную биографию и настоящее; интересно поэтическое мастерство Г.Степанченко.
-
«Здесь будет город заложён…»
Как всё начиналось? (’’Основание града’’, ’’Ржева Володимирова’’).
-
’’Основание града’’
…застучали кругом топоры, Полетела щепа золотая - Град встает на вершине горы: Стены, башни, да церковь святая. Льется брага в шелом золотой- Все для буйного пира готово! Встал над яствами князь удалой И промолвил заздравное
-
Пусть стоит сей излюбленный град, Пусть живут в нем и множатся люди…
-
Мои наблюдения:
В работе я попыталась дать лингвистический анализ стихотворения, остановившись на лексическом богатстве, экспрессивных возможностях частей речи, синтаксическом своеобразии произведения. Лексическийпласт стих – ия: использование книжной и разговорной лексики. Старославянизмы (их более 10): «брашно», «шелом», «шуйца», «десница», «град», «заздравное» . Эпитеты(«весёлые тени», «щепа золотая»). Просторечные слова(«плюхает», «брага», «сей», «нахлебался» и др.). РОЛЬ в тексте: создают местный колорит, погружают читателя в атмосферу быта ржевичей.
-
Морфологические особенности: Предпочтение - существительным и глаголам. Сущ.-40%, они называют предметы изображения: костёр, град, шатёр, брёвна, храм, мечи, колосья и др. Более 60% слов – глаголы , с помощью которых автор показывает, как строился город: «зацепился», «застучали», «встаёт», «проплывают», «убегает», «льётся» и др. На мой взгляд, стих – ие с большим количеством глаголов является динамичным, экспрессивным. Благодаря использованию глаголов интонация стих – ия характеризуется напряжённостью, большей чёткостью. Синтаксический рисунок стих – ия разнообразен. Чаще используются сложные предложения.(Примеры – в работе). Все виды СП, но предпочтение отдаётся СПП и БСП. Они не производят впечатления тяжеловесности, нагромождённости. Напротив, эти виды пр – ий придают стих – ию выразительность и эмоциональность.
-
’’Ржева Володимирова’’
Был-де в городе князь- да лихой, удалой! Вряд ли сыщется где- то подобный такой… Он по городу ездит на белом коне. Он усы свои мочит в зеленом вине… Водит ржевичей в бой, рубежи сторожит, Да в светлице своей по ночам ворожит…
-
Дань уважения князю — основателю Ржева. В каждой строчке — преклонение перед князем Владимиром, безграничная любовь к нему.
Богатство лексики (эпитеты, сравнения, метафоры). Авторское отношение к происходящему, передача эмоционального состояния
-
МОИ НАБЛЮДЕНИЯ
Г.В.Степанченко изобретателен в выборе частей речи. Я обратила внимание, что в этом стих – ии автор использовал краткие прилагательные («дорог», «люб», «удал»), которые создают особый интонационный рисунок - плавный, спокойный. В этом стих – ии меньше глаголов, но они очень выразительные. Я разделила их на две группы: в 1- глаголы, не несущие активного действия. Глаголы второй группы динамичны, они характеризуют действия князя. (БОЛЕЕ ПОДРОБНО - В РАБОТЕ).
-
«Война», «Обелиски».
-
’’Обелиски’’1
Над горизонтом в тяжких ризах туч Всплывает солнце раскаленным диском- И падает литой звенящий луч На плиты под высоким обелиском. На них скупые выбиты слова О тех, кто пал на той войне великой… Их золотит старательно листва. Их обагряют трепетной гвоздикой. Вокруг- озер задумчивый простор, Деревьев шум, холмов непокоренность. Теченье туч прослеживает взор, Осознавая мира сотворенность; А под гранитным холодом плиты Лежат сыны возлюбленной Отчизны. Плач матерей, кровавые бинты… Вы слышите? Настало время тризны! Довольно суетиться и роптать. Довольно славить и негодовать. Настало время всей душой понять, Кем мы должны во имя павших стать.
-
’’Обелиски’’3
Прорастает земля обелисками- Над холмами, у рек, у дорог. Часовыми и стражами близкими Обступили родимый порог. Острия их граненые, вечные От земли устремляются ввысь… Мы порою бываем беспечными- Оглянись же на них, оглянись! Сколько павших под ними схоронено- Только письма остались от них, А еще- обелиски, и Родина, И бессмертная память живых. Сколько правды от них нам завещано, Сколько самой прекрасной любви, Сколько глинистых пашен замешано На живой их, горячей крови! Сколько надо трудиться иверовать, И любимых своих целовать, И вставать за Отечество-первыми, Чтоб пред ними себя оправдать.
-
Современный РЖЕВ
-
голуби» «Ржевские
-
От сизарей дымился небосвод, От белых голубиц вскипала пена…
-
Голуби- примета Ржева!
Во Ржеве всегда разводили голубей; городские мальчишки, выпуская их в небо, наблюдали за полетом этих красивых птиц. А город рос, хорошел, набирался сил. Подрастали дети, шли в школу, а перемены ,как всегда у всех поколений - пролетали незаметно. Детвора высыпала во двор и любовалась чудесными птицами. Даже гул пролетающих истребителей не заглушал ’’гром крыл’’. Автор словно описывает себя, свое детство, свои ощущения, а вместе с тем, детство всего послевоенного поколения, с их радостями, с их горестями. А жизнь набирала обороты. Все меняется, меняемся мы, меняются села, города… а вместе с тем - «вспорхнули в небо и исчезли птицы…»
-
’’ Новый мост’’
Вот - новый мост поставили, Автобусы пустили, КПСС прославили, ’’ура!’’- проголосили. Народу-то, народу-то! Кто вдрызг, а кто вполпьяна. Идет гульба по городу Под дружный стук стаканов. ’’Пошли-пошли, поехали!’’ Гарцует кавалькада. Прореха ли, потеха ли- А нам того и надо. Сверкает чья-то лысина, Летают чьи-то шарики И пьются-бьются истово Поллитры, ’’бомбы’’, шкалики. ’’Туда-сюда пошаркаем? ’’Большая, значит, польза нам!’’ И харкаем, и шмякаем, И по асфальту ползаем. Вот новый мост отгрохали, Вот новый мост открыли… Похлопали, потопали, Привыкли, позабыли. Катят себе автобусы, Бегут автомобили… ’’А помнишь, как по глобусу Мента кастетом били??’’
-
Использование слов в разговорном стиле речи: ’’пустили’’, ’’пошаркаем’’, ’’отгрохали’’, ’’шмякаем’’, ’’ползаем’’, ’’похлопали’’, ’’потопали’’, ’’катят’’. Жаргонизмы: ’’бомбы’’ (бутылки),’’по глобусу’’ ( по голове), ’’мент’’ и др. В отличие от других произведений Г.В. Степанченко, в стихотворении ’’Новый мост’’ нет возвышенной лексики, старославянизмов, эпитетов, удлиненной строки. Все обыденно и совсем не ярко. «НОВЫЙ МОСТ»
-
’’Храм Вознесения’’:
Автор сравнивает пустой кошелек с невзрачным городом. И в том и в другом случае появляется что – то новое, город растет и в кошельке серебро. Над обрывом старинным, над плакучей травой встает молодой храм, где тишина, покой и светится купол, где простой мужик становится священником, у которого нет ничего кроме веры
-
Подведём итоги:
Что же я открыла для себя? Г.В. Степанченко – истинный ржевитянин, хотя и не коренной, это человек, любящий свой город, всей душой болеющий за него. Я познакомилась с настоящим мастером своего дела, Поэтом с большой буквы, который не просто умело, а творчески использует все возможности языка. В его стих – ях смысловую и эмоциональную нагрузку несёт каждое слово, каждое предложение. Лингвистический анализ некоторых стихотворений помог мне почувствовать красоту слова, выразительность поэтической речи, помог соприкоснуться с магией творчества Г.В. Степанченко.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.