Содержание
-
История России в произведениях А. С. Пушкина
Авторы: Михайлов Дмитрий (8 класс), Иванова Анна (8 класс) Научный руководитель: Михайлова Татьяна Викторовна, учительница русского языка и литературы МОУ «Норваш Шигалинская СОШ» Секция «Русская литература»
-
Цель работы:выявить историзм русского государства в произведениях А. С. Пушкина. Задачи: 1) умение обобщать и систематизировать материал;2) развивать навыки анализа текста;3) расширить представление учеников о творчестве А. С. Пушкина, о теме истории в его произведениях.
-
Методы исследования: детальный анализ произведений А. С. Пушкина; систематизация наиболее часто встречающихся типов изображения исторических лиц России; наблюдение и сопоставление различных исторических подходов к изображению полной личности.
-
Актуальность исследования:
в современной филологии и историографии актуальным был и остается вопрос изучения истории России, т. к. без прошлого нет настоящего и будущего. Тем более в сегодняшний день личность Пушкина по всей России выбирается и голосуется как «Имя Россия».
-
«Пушкин – наше всё: Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности…»
Пушкин - историк
-
Пушкин и история
Пушкина всегда интересовала история. Анализируя исторические события, исследуя действия, характерные исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом прогнозировали дальнейшую историю страны.
-
«Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы» А. С. Пушкин
Петр Великий и «Полтава»
-
Полтавская битва
Пушкин назвал поэму «Полтава», указывая на великий народный подвиг, совершенный в битве под Полтавой.
-
«Медный всадник»
«Медный всадник» стал уникальным произведением, своего рода «памятником нерукотворным» Петру, Петербургу, «петербургскому периоду русской истории».
-
Наводнение, одно из многих, обрушившихся на город со времени его основания, - центральное событие произведения.
Рассказ о наводнении формирует первый смысловой план поэмы – исторический. Документальность рассказа отмечена в авторском «Предисловии» и в «Примечаниях». Наводнение для Пушкина не просто яркий исторический факт. Он взглянул на него как своеобразный итоговый документ эпохи. Это как бы «последнее сказанье» в ее петербургской «летописи», начатой решением Петра основать город на Неве. «Медный всадник»
-
Фрагмент из к/ф «Арап Петра Великого»
-
Фрагмент из к/ф «Как Петр арапа женил»
-
«Песнь о вещем Олеге»
Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного». А. С. Дёмин. «Песнь о вещем Олеге» древнерусская летопись. Олег — первый князь киевский из рода Рюрика.
-
Со смертью Олега связано в летописи известное сказание, послужившее мотивом для стихотворения Пушкина: «Песнь о вещем Олеге». По счету летописца, Олег княжил 33 года, с 879 (год смерти Рюрика) по 912 г.;
-
Образ Пугачева – сложный сплав исторических, реально-бытовых, символических и фольклорных элементов, это образ-символ, развертывающийся, как и любой символический образ, в нескольких, порой взаимоисключающих, смысловых плоскостях.
Емельян Пугачев и «Капитанская дочка»
-
Фрагмент из к/ф «Капитанская дочка»
-
Екатерина II и «Капитанская дочка»
Автор изображает императрицу как бы возвысившуюся над всеми. В этом - дух той эпохи, которую писатель избрал предметом своего изображения: Екатерина II - великая императрица, которую он идеализирует.
-
Е. А. Кибрик. Борис Годунов. Фронтиспис. Черная акварель, карандаш. 1959 – 1964.
-
Сцена из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов». Шуйский – Н. Ханаев, Борис Годунов – А. Пирогов. Большой театр. 1948
Опера М. П. Мусоргского «Борис Годунов». Борис Годунов – Е. Нестеренко. 1973. «Борис Годунов» на сцене
-
Фрагмент из кинофильма «Борис Годунов»
-
Исторические лица в школе
-
Прошлое для Пушкина – всегда повод для размышлений не только о настоящем, но и о будущем.
Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А. С. Пушкин.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.