Презентация на тему "«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский - история создания"

Презентация: «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский - история создания
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 10-11 класса на тему "«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский - история создания" по литературе. Состоит из 16 слайдов. Размер файла 0.11 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

Содержание

  • Презентация: «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский - история создания
    Слайд 1

    Тема. История создания романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Выполнила: Н.С.Люфт, учитель русской речи, СОШИ № 7

  • Слайд 2

    Цели урока: Познакомить учащихся с историей создания романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Развивать умения обобщать, выделять главное, сопоставлять в прочитанном произведении. Воспитывать интерес к русской классической литературе. Задача урока: Сформировать представление у учащихся об истории создания, особенностях композиции и жанровом своеобразии романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

  • Слайд 3

    История замысла романа "Преступление и наказание",.Жанр, композиция. Система образов.

    – К моменту создания романа Ф.М. Достоевский был уже известным писателем, автором романов “Бедные люди”, “Униженные и оскорбленные”, “Записки из Мертвого дома”, повестей “Двойник”, “Белые ночи”, “Неточка Незванова”, “Дядюшкин сон”, “Село Степанчиково”.Уже знакомы читателю его взгляды на бедных людей, современники спорят о жизненности его произведений. Но вот в феврале 1866 года в “Русском вестнике” появилась первая часть романа “Преступление и наказание”, а в декабре печатается последняя, шестая часть и эпилог. Роман говорил о реальном времени, отражал это время, герои романа словно жили с читателем в одном городе, возможно, даже на одной улице, читали одни и те же модные книги, говорили о тех же социальных проблемах.

  • Слайд 4

    Игра с заглавием.

    – Обратимся к оглавлению романа. Сколько частей он имеет? (Шесть) “Роман, построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает катарсис. Первая такая точка - преступление. Вторая - наказание”.(П.Вайль, А.Генис “Страшный суд”) – Уточним, сколько частей отведено на преступление и на наказание? (Описанию преступления посвящена первая часть, а все остальные – наказанию). – Роман построен на антитезе преступления и наказания. Подберите синонимы к слову "наказание".

  • Слайд 5

    Преступление НаказаниеВозмездиеРасплатаРасчет Возникает вопрос: достаточно ли одного наказания, чтобы вернуть человека к прежнему образу жизни? (Нет). Чего не хватает? (Искупления своей вины, очищения, а на это необходимо время, возможно, целая жизнь). Как можно искупить свою вину? (Хорошими поступками, делами, любовью к людям). Рассказано ли, как искупил свою вину Раскольников, на страницах романа? (Нет). Все это осталось за кадром. Значит, роман имеет открытый финал!

  • Слайд 6

    Основной конфликт романа, общественная обстановка.

    – Какая общественная проблема породила роман? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к словам автора учебника Ю.Лебедеву. “Достоевский видел, как пореформенная ломка, разрушая вековые устои общества, освобождала человеческую индивидуальность от духовных традиций, преданий и авторитетов, от их исторической памяти. Личность выпадала из “экологической” системы культуры, теряла самоориентацию и попадала в слепую зависимость от “самоновейшей” науки, от “последних слов идейной жизни общества”. Особенно опасным это было для молодежи из средних и мелких слоев общества. Человек “случайного племени”, одинокий юноша-разночинец, брошенный в круговорот общественных страстей, втянутый в идейную борьбу, вступал в крайне болезненные отношения с миром. Не укорененный в народном бытии, лишенный прочной духовной почвы, он оказывался беззащитным перед властью “недоконченных” идей, сомнительных общественных теорий, которые носились в “газообразном” обществе пореформенной России”.

  • Слайд 7

    – Перед какими “недоконченными” идеями были беззащитны молодые люди того времени, в частности Раскольников? (Нигилизм. Разумный эгоизм. Наполеонизм).

    – Все эти философские идеи можно уместить всего лишь в одну фразу: “Бог умер - все позволено”. Она принадлежит немецкому философу и поэту Ф.Ницше, идеями которого “болели” многие интеллигенты Европы и России и с которыми Достоевский полемизирует почти во всех своих романах, в том числе и в романе “Преступление и наказание”. Воспоминания А.Сусловой , 17.09 1863 года: Когда мы обедали, он, смотря на девочку, которая брала уроки, сказал: “Ну вот, представь себе, такая девочка со стариком, и вдруг какой-нибудь Наполеон говорит: “Истребить весь город. Всегда так было на свете”.

  • Слайд 8

    Из романа “Преступление и наказание”. Слова Р.Раскольникова: Прав, прав “пророк”, когда ставит где-нибудь поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостаивая даже и объясниться… Слова Порфирия Петровича: Кто ж у нас на Руси Наполеоном себя не считает? – Эпоха была одержима наполеономанией. С этим явлением Достоевскому пришлось столкнуться лично. Прочитайте отрывок из книги Ю.Карякина “Достоевский и современность” «Возлюбленная Достоевского в те годы А.Суслова увлеклась одним студентом, а когда тот ее обманул, решила его убить. – Как можешь ты человеческое отношение решать кровопролитием?Выясняется, что свою месть она вздумала “превратить в подвиг”. – Не все ли равно, какой мужчина заплатит за надругательство надо мной? Но если уж мстить, так чтобы всему миру стало известно о единственной, неслыханной, небывалой, неповторимой мести. Она замышляет убить …царя. – Очень уж увлекает. Огромность шага. В конце концов, как просто. Подумай только – один жест, одно движение, и ты в сонме знаменитостей, гениев, великих людей, спасителей человечества…– Славу добывают трудом.– Или беспримерной смелостью.– А о муке ты не подумала?– Это-то и остановило меня. Вдруг подумала: казнят, а ведь прожить до 80 лет где-нибудь в тишине, на солнце, у южного моря, очень недурно».

  • Слайд 9

    – И все-таки, почему роман назван “Преступление и наказание”, а не “Раскольников”, например? (Достоевского, видимо, больше интересовал не сам герой, а то, что он чувствует, переживает во время преступления и после него).

  • Слайд 10

    Поэтому сейчас уместнее всего поговорить о жанре романа:

    Философский Нравственно-психологический Исторический Полемический Фантастический Социальный детективный Политический Приключенческий Роман-трагедия Роман-исповедь Сатирический Биографический Семейный Автобиографический Идеологический Роман можно охарактеризовать, как философский, идеологический, нравственно-психологический, как роман-трагедию, роман – исповедь. – Все определения верны, в современном литературоведении нет единой точки зрения в определении жанра романа.

  • Слайд 11

    Задание: познакомьтесь с различными точками зрения на роман современников. Как отнеслось к писателю и его роману русское общество? Запишите в тетради мнение, с которым вы согласны и которое вам кажется правильным. Обоснуйте свой выбор.

    Перечитываешь “Преступление и наказание” - и недоумеваешь, как раньше, читая одно, понимаешь совсем другое, как могли видеть в романе истасканную “идею”, что преступление будит в человеке совесть и в муках совести несет преступнику высшее наказание. (В.Вересаев “Живая жизнь”, 1910) Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что, читая его, – как будто не другого кого читаешь, а слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда. (В.Розанов “Чем нам дорог Достоевский”, 1911) Невозможно себе представить большего фантаста, чем Достоевский, и никто не умел так живо изобразить реальную ситуацию. (Д. Голсуорси, 1911) Я испытываю чувство некоторой неловкости, говоря о Достоевском. В своих лекциях я обычно смотрю на литературу под единственным интересным мне углом зрения, то есть как на явление мирового искусства и проявление личного таланта. С этой точки зрения Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустотами литературных банальностей. (В. Набоков “Лекции по русской литературе”)

  • Слайд 12

    - Писатель в России всегда пользовался огромным доверием. Так А.С.Пушкин возводил его к роли Пророка. Через столетие Е.Евтушенко скажет: “Поэт в России больше, чем поэт”, говоря о месте писателя в обществе. Наша цель состоит в том, чтобы понять эпоху, которая рождает великих писателей и великие произведения литературы, прислушаться к мнению современников, живущих духовной, интеллектуальной жизнью, чувствующих свое право строго судить или хвалить великих писателей.

  • Слайд 13

    Система образов романа.

  • Слайд 14

    Композиционные элементы.

    – Следует помнить, что роман писался о событиях настоящего времени. В этом его уникальность. Любое произведение неразрывно. Композиция – это не набор отдельных элементов, а единая ткань плавно переходящих из одной в другую сцен, описаний, диалогов, портретов и других формальных элементов. Пронумеруйте нужные в списке композиционных элементов в соответствии с местом, которое они занимают в композиции романа: Портрет Пейзаж Описание местности Авторская характеристика Лирическое отступление Диалог Внутренний монолог Повествование (история жизни, поступки)

  • Слайд 15

    Внутренний монолог. Диалог, так как герои постоянно спорят друг с другом. Портретные описания и авторская характеристика, она во многом дается через портрет. Повествование (история жизни, поступки). Описание местности и пейзаж, их немного, они схематичны, так как интерес писателя сосредоточен на психологических аспектах убийства и нравственных страданиях. Лирическое отступление.

  • Слайд 16

    Итог урока.

    Почему роман Достоевского вызывает до сих пор споры, мысли, неоднозначные суждения? – Наверное, потому, что он о вечных проблемах человечества Домашнее задание. Восстановить по тексту "экспозицию романа«. События жизни Р.Раскольникова до преступления: Детство Учеба в университете Дружба Любовь Помощь окружающим, Работа над статьей в газету и т.п.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке