Презентация на тему "Из древнерусской литературы"

Презентация: Из древнерусской литературы
1 из 26
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.6
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 4-6 класса на тему "Из древнерусской литературы" по литературе. Состоит из 26 слайдов. Размер файла 6.38 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

Содержание

  • Презентация: Из древнерусской литературы
    Слайд 1

    ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Слайд 2

           Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник

  • Слайд 3

    Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году во время княжения в Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги. На Русь письменность пришла из Болгарии, где братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и впервые перевели богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык.

  • Слайд 4

          Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской христианской литературы: житие, поучение, слово.        В XI веке на Руси возникает летописание. Во время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод», т. е. были записаны рассказы об основных событиях на Руси с древнейших времен.     

  • Слайд 5

      Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей, т. е. записей по годам. Повествование начиналось словами «В лето...» (т. е. «В год...») — отсюда и название летопись. Летопись. Летописание. Погодная запись (год).

  • Слайд 6

          В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерски й свод». В результате нескольких переработок возникает летописный свод, который мы сейчас называем «Повесть временных лет». Нам она известна по более поздним летописным сводам — Лаврентьевской и Ипатьевской летописям.      Летописи сложны по составу. В них есть погодные записи — краткие и развернутые; рассказы о походах и смерти князей, сведения о затмениях солнца, луны, об эпидемиях и пожарах. В летописи включались тексты грамот, договоров, переложения устных исторических преданий, жития, поучения.      В русской культуре летописание играло очень важную роль: оно помогало людям узнавать об истории своего народа, о том, что такое добро и зло, как надо и как не надо поступать человеку.

  • Слайд 7

     «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» (Комментированное чтение)

  • Слайд 8

    Повествование о подвиге отрока- киевлянина начинается словами: «В лето 6476 (968)». Это значит, что события происходили в 6476 году от Сотворения мира. В Древней Руси было принято летоисчисление не от Рождества Христова, как считаем мы года сейчас, а от Сотворения мира. В скобках современными учеными-историками для нашего удобства указан тот же год по современному летоисчислению.      

  • Слайд 9

    Святослав(?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.    

  • Слайд 10

       В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники — печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок.      В 970—971 гг. Святослав вновь оказывается на Балканах, где в союзе с венграми и болгарами ведет русско-византийскую войну. При возвращении домой в 972 г. князь Святослав был убит печенегами у днепровских порогов.      печенеги

  • Слайд 11

      Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая речка Лыбедь.        Печенеги окружили город, но на том берегу собрались русские люди — «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь осажденным.

  • Слайд 12

    Отрок (устар.) — мальчик-подросток в возрасте между ребенком и юношей, 9—15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг. В «Повести временных лет» речь идет не о подростке, а об одном из княжеских слуг. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

  • Слайд 13

    — Когда происходили описываемые события?       — Кто княжил в Киеве?       В Киеве в 968 г. княжил Святослав, сын убитого в Искоростене князя Игоря и княгини Ольги.       — Что вы знаете о княжении Святослава?       — Кто такие печенеги? Почему они напали на Киев?      Поговорим о прочитанном

  • Слайд 14

      — Как вы понимаете слово отрок?       — Как поступил отрок, чтобы спасти город?       — Что угрожало отроку, если бы враги догадались, что он киевлянин, а не печенег?       — В чем была хитрость воеводы Претича?       — С какими словами обратились жители города к Святославу? Поговорим о прочитанном

  • Слайд 15
  • Слайд 16

     Словарная работа       Перечитаем текст по абзацам, отмечая незнакомые и редкие слова, выписывая их и объясняя, подбирая синонимы.  Затворилась Ольга в Киеве — приказала закрыть, затворить ворота.      Изнемогали люди от голода и жажды — не могли больше терпеть голод и жажду.      Ладья — большая лодка.      Тужить — горевать.      Стан печенегов — становище, походный лагерь печенегов.      Дружина — отряд воинов на службе у князя.      Воевода — предводитель дружины.      Княжичи — дети князя.      Умчим — быстро перевезем.      Я муж его (князя) — я служу князю.      Пришел в сторожах — возглавил передовой отряд.      Отчина — владение, которое досталось по наследству от отца.      Сокрушался — сильно печалился.      Прогнал печенегов в поле — прогнал печенегов в степи в междуречье Днепра и Волги, где они обитали.      

  • Слайд 17

    Литература и изобразительное искусство Андрей Иванов

  • Слайд 18

          Андрей Иванович Иванов жил в 1776—1848 гг., т. е. в конце XVIII — начале XIX в. В это время в искусстве России царили принципы классицизма, который обращался к наследию Древней Греции и Древнего Рима как к норме и идеальному образцу. Одним из главных отличий русского классицизма было стремление художников отобразить в искусстве идеи гражданственности и патриотизма (любви к родине).      Картина А. И. Иванова «Подвиг молодого киевлянина» была создана около 1810 года (через два года после ее создания начнется Отечественная война 1812 года с Наполеоном). Художник берет сюжет из русской летописи, который перекликается с одним из сюжетов истории Древнего Рима о том, как молодой римлянин подобным образом спас город от нашествия галлов.      Художник не стремится к исторической достоверности костюмов и пейзажа. Для него важнее показать патриотический порыв юноши, спасающего свою родину от врагов.

  • Слайд 19

    А. И. Иванов. Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году

  • Слайд 20
  • Слайд 21

    Мы видим юношу, который, перебежав через стан врагов, на берегу реки скинул с себя одежду и торопится броситься в воду, чтобы переплыть реку. За фигурой юноши мы видим вороного коня с развевающимися хвостом и гривой, над ним на фоне грозно темнеющего вечернего неба распластались кажущиеся черными ветви дерева. Правее коня мы угадываем бледные силуэты вражеских всадников, скачущих, чтобы догнать героя. За ними — контур крепостных стен осажденного печенегами Киева.     

  • Слайд 22

      В нижнем левом углу мы видим полоску реки, окаймленную травой. На берегу, опершись рукой о речное песчаное дно, лежит русский богатырь в кольчуге, в груди его торчит оперенная стрела. Другую стрелу, уже вынутую из раны, он держит в правой руке. Лицо его выражает страдание и надежду, что юноша спасет родную землю, за которую воин пролил свою кровь. Левая рука его приподнята, словно своим жестом он хочет благословить отрока, но сил ему не хватает.

  • Слайд 23

      Главный герой картины, киевский отрок, изображен обнаженным. В правой руке у него уздечка, он придерживает алый развевающийся плащ, благодаря которому передается стремительность движения юноши. Алый цвет символизирует собой героизм. Русые кудри его развеваются, тело напряжено в беге так, что мы видим упругие мышцы героя. В лице его сосредоточенность, стремление, но не страх. Он хочет добраться до русского войска, но не желание остаться в живых движет им: его задача — передать воинам важную весть. Тело его освещено светом зари, которая занимается слева, за рекой, где стоят войска русского воеводы Претича.

  • Слайд 24

    А. И. Иванов "Единоборство Мстислава Удалого"

  • Слайд 25

      «Прошлое должно служить современности!» (Д. С. Лихачев)  Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери — Древней Руси?     Может ли повествование об отроке-киевлянине «служить современности»? Д. С. Лихачёв

  • Слайд 26

    Домашнее задание:       Вспомнить басни, которые изучали в начальной школе.      Индивидуальное задание      Подготовить рассказы о детстве М. В. Ломоносова, о годах его учения, о научных открытиях, о литературной деятельности;

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке