Содержание
-
Катенин Павел Александрович
(22 .12.1792-04.06.1853)
-
Боевой офицер, Катенин становится членом "Союза спасения", а в 1817 - одним из руководителей Военного общества - тайной декабристской организации. В 1820, будучи полковником лейб-гвардии Преображенского полка, по политическим мотивам отправлен в отставку, в 1822 выслан из Петербурга. Долгие годы он провел в деревне, оторванный от литературной и общественной жизни, после разгрома декабристов лишенный единомышленников. В начале 1830-х Катенин пытался при содействии Пушкина вновь вернуться к литературной деятельности; писал стихи и статьи, стремясь решить проблемы народной жизни (идиллии "Дура", "Инвалид Горев"). Значительную роль Катенин сыграл в развитии русского театра, выступая как драматург, переводчик, критик, режиссер и театральный педагог (среди его учеников - В. А. Каратыгин). Умер в родном имении Шаево 23 мая (4 июня н.с.) 1853 г
-
Биография
Получил домашнее образование. С 1806 года числился на службе в Министерстве народного просвещения. В 1808—09 годах посещал салон А. Н. Оленина; познакомился с К. Н. Батюшковым, Н. И. Гнедичем, А. А. Шаховским. Участвовал в любительских спектаклях. С 1810 года на военной службе. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов. С конца 1816 года член декабристского Союза спасения; один из руководителей тайной декабристской организации Военное общество. В 1820 году по политическим мотивам отстранён от службы, уволен в отставку. В 1822 году за публичный скандал во время театрального спектакля по распоряжению императора был выслан из Санкт-Петербурга. Три года провёл в деревне. Похоронен в селе Бореево Чухломского уезда Костромской губернии. В 1955 году прах перенесён в Чухлому.
-
Творчество
Печататься начал перед Отечественной войной 1812 («Цветник», 1810). Переводил стихотворные произведения Биона, Гесснера, Вергилия, Гёте, Ф. Шиллера, Ариосто, «Романсы о Сиде» Гердера, отдельные песни из «Ада» Данте и Оссиана. В переработке Катенина ставилась трагедия Тома́ Корнеля «Ариадна» (1811). Возглавил одно из течений декабристского романтизма. В 1815 опубликовал баллады «Наташа», «Убийца», «Леший», в 1816 — «Ольга» (вольный перевод балладыГ. А. Бюргера «Ленора»), резко отличающейся по своим художественным принципам от поэзии карамзинистовиВ. А. Жуковского и вызвавшие полемику. Ориентация на изображение русского быта, на широкое использование просторечных форм языка сближала Катенина с А. С. Шишковым, но вместе с тем была связана с декабристской идеей борьбы за народность литературы. В 1810—1820-е годы много писал для театра, в частности переработки Ж. Расина, П. Корнеля, других французских драматургов. Единственная оригинальная трагедия Катенина «Андромаха» была поставлена в 1827. Выступал также как театральный педагог (среди его учеников — В. А. Каратыгин)
-
Литературная деятельность Катенина Павла Александровича была неотделима от его активной общественно-политической работы. Значительную роль Катенин сыграл в развитии русского театра, выступая как драматург, переводчик, критик и режиссер. Стихи Катенина часто затрагивали проблемы народной жизни.
-
Ранняя весна на родине
Прямятся ольхи на холмах,И соловьиные журчат и льются песни,И скромно прячется на молодых лугахДушистый гость, весны ровесник…Седеют ивняки пушистым серебром;Еще смолист и липнет лист березы,Круглятся капельки росистые, как слезы,И запад ласково алеет над Днепром…Уж озимь, огустясь, озеленила пашни;Касатка вьется подле башни;И вот, отлетные за дальний океанОпять к родным гнездам летят из чуждых стран!Весна!.. и кое-где блестят отрывки снега…Вдали Смоленск, с своей зубчатою стеной!..Откуда в душу мне бежит такая нега?Какой-то новый мир светлеет надо мной!..О, буду ль я всегда таким питаться чувством?Зовет, манит меня тот смутный дальний шум,Где издевается над сердцем колкий ум,Где клонится глава под тучей скучных дум, —Где всё природное поглощено искусством!..
-
МОСКВА.
Город чудный, город древний,Ты вместил в свои концыИ посады и деревни,И палаты и дворцы! Опоясан лентой пашен,Весь пестреешь ты в садах:Сколько храмов, сколько башенНа семи твоих холмах!.. Исполинскою рукоюТы, как хартия, развит,И над малою рекоюСтал велик и знаменит! На твоих церквах старинныхВырастают дерева;Глаз не схватит улиц длинных…Эта матушка Москва! Кто, силач, возьмет в охапкуХолм Кремля-богатыря?Кто собьет златую шапкуУ Ивана-звонаря?.. Кто Царь-колокол подымет?Кто Царь-пушку повернет?Шляпы кто, гордец, не сниметУ святых в Кремле ворот?! Ты не гнула крепкой выиВ бедовой своей судьбе:Разве пасынки РоссииНе поклонятся тебе!.. Ты, как мученик, горелаБелокаменная!И река в тебе кипелаБурнопламенная!И под пеплом ты лежалаПолоненною,И из пепла ты воссталаНеизменною!.. Процветай же славой вечной,Город храмов и палат!Град срединный, град сердечный,Коренной России град!
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.