Содержание
-
«Одноименные стихотворения русских поэтов 20 векаД.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева».
-
Цели урока:
1.Обучающая: формировать навыки сравнительного анализа стихотворений. показать связи литературы с другими видами искусства; обогатить словарный запас пятиклассников. 2.Развивающая: формировать в каждом ученике творческого читателя, тонкого ценителя искусства; развивать коммуникативную, речевую деятельность учащихся. 3.Воспитательная: прививать интерес к искусству; воспитывать чувство прекрасного.
-
Как вы понимаете тему урока.
Стихотворение с одинаковым именем, названием. Дмитрий Борисович Кедрин (1907-1945) Александр Андреевич Прокофьев (1900-1971)
-
Догадались, как называется стихотворение….
Нам сказки бабушка читала Про беззаботного Емелю, Про Золушку простую, Про рыбку золотую И про бессмертного Кащея… Но лишь одна пришлась по сердцу. Нам эта сказка часто снится, Мы очень любим слушать, Как братика Ванюшу Спасает старшая сестрица… Картина «Алёнушка». В. Васнецов.
-
Словарная работа.
Дмитрий Борисович Кедрин (1907-1945 Стойбище – 1. в Сибири: временная стоянка кочевников; 2. место отдыха животных, находящихся на пастбищах. Вотчина – 1. в России – родословное наследственное земельное владение; 2. разговорное: место, где кто – либо чувствует себя полновластным хозяином. Нетленная– 1. не поверженная тлению, никогда не исчезающая, вечная. Омут- 1. глубокая яма на дне озера. «Алёнушка».
-
Родина Царевна Несмеяна Стойбище осеннего тумана Вотчина ночного соловья Метафоры. Мир особый, не познанный нами. Назовите основные образы.
-
Какую картину нарисовал автор?
Стойбище Вотчина сравнивается Кочевники на ночлеге В тумане видим странные фигуры, похожие на головы коней, на фигуры людей в необычных одеждах, на кибитки, крытые войлоком. Таинственная жизнь временность Песня соловья Песня любви, будет безраздельно владеть русской землей Постоянство
-
Почему поэт Родину называет неяркой?
Лихая сила – Глухая околица – Ножичек сапожный– Нетленная краса — разбойники изгородь вокруг селения, никто не увидит нож за голенищем красота, которая не истлевает, не умирает, вечная красота Родина не один раз подвергалась нападению, но «все вынесла» и снова поет песню Алёнушки. Глядя на картину Васнецова, поэт не представляет себе конкретную девушку, а видит в героине картины образ Родины.
-
Из истории написания стихотворения.
Стихотворение «Алёнушка» было написано Дмитрием Кедриным во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете 6-й воздушной армии «Сокол Родины». Что добавляет этот факт к пониманию стихотворения?Знаю, что не раз лихая силаУ глухой околицы в лесуНожичек сапожный заносилаНа твою нетленную красу. Воспоминание о сказочно -далёком детстве.
-
«Алёнушка».
Какую картину вы видите в этом стихотворении? Пруд- Милая Алёнушка – Кукушка, солнце, тропинка - А. А. Прокофьев (1900-1971) «заглохший весь в зелёной ряске», «тростник качается», «мертва вода». «прост венок», «красен от гвоздик, от лилий бел»; «платье синее»- «тополиный пух». «щедро золотые обручи кладёт». Осмысление картины Васнецова: очарование.
-
Сравните картину Васнецова и стихотворение Прокофьева. Похожи ли они?
Общее. «пруд заглохший», « тростник качается», «мертва вода». Цвет: зелёный. Различие «прост венок», «тополиный пух», «платье синее», сосна, тропинка солнечные лучи , отражающиеся в воде, золотые обручи. Цвет: красный, синий, белый, золотой. Надежда на счастье.
-
Как автор сближает образ Родины со сказочными мотивами?
Эпитеты – Олицетворения – Метафоры – Сравнения – Звукопись – Недосказанность, раздумья – «Родина неяркая». «Сила лихая». «Заглохший пруд». «Ты вынесла». «Тропинка ведёт». «Вотчина ночного соловья». «Золотые обручи». «Как в сказке… Алёнушка сидит». «Кукушка на сосне кукует». Песенку Алёнушки поёшь….
-
Можно ли считать стихотворения двух поэтов словесным пересказом картины В. Васнецова «Алёнушка»?
Близки по настроению, но разные по содержанию. Д.Кедрин и А. Прокофьев выразили своё впечатление от картины, передав в своих стихотворениях любовь к родной земле.
-
«Синквейн».
Родная земля. Таинственная нетленная Не умрёт вынесла очаровывает Поэт надеется на счастье Родина
-
Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение на выбор. Выполнила: Монгуш Е.М., учитель русского языка и литературы.
-
Использованные материалы.
Ерёмина О.А. Поурочное планирование. Иллюстрации: ресурсы Интернета.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.