Презентация на тему "Ходасевич Владислав Фелицианович (1886 – 1939)"

Включить эффекты
1 из 23
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.7
2 оценки

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Ходасевич Владислав Фелицианович (1886 – 1939) рассказывает о семье, юности Ходасевича Владислава Фелициановича, критический опыта поэта, поиске места в новой России, интересе к творчеству Александра Пушкина. Состоит из двадцати трех слайдов.

Краткое содержание

  1. Семья
  2. Юность. В кругу символистов
  3. Критические опыты. Смена привязанностей (1910-е годы)
  4. Вера в обновление. «Прутем Зерна»
  5. Поиски места в новой России
  6. Интерес к творчеству А. Пушкина
  7. «Европейская ночь»
  8. Один из ведущих критиков эмиграции
  9. Творческое завещание

Содержание

  • Ходасевич Владислав Фелицианович (1886 – 1939) -  русский поэт, критик, мемуарист
    Слайд 1

    Ходасевич Владислав Фелицианович (1886 – 1939) - русский поэт, критик, мемуарист

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    • «Я считаюсь злым критиком…»

  • Слайд 3

    Семья

    • Отец, Фелициан Иванович - выходец из литовской обедневшей дворянской семьи.
    • Мать, Софья Яковлевна – дочь известного еврейского литератора Якова Александровича Брафмана.
    • Брат, Михаил ФелициановичХодасевич -известный адвокат.
    • Племянница, Валентина Ходасевич – известная советская художница.

  • Слайд 4

    Юность. В кругу символистов

    • 1904 - поступил на юридический факультет
    • 1905 - перешел на филологический факультет, знакомство с символистами
    • 1908 – первая книга стихов «Молодость» (влияние символизма)
    • 1914 - «Счастливый домик» (обращение к поэтике пушкинского стиха)

  • Слайд 5

    Критические опыты. Смена привязанностей (1910-е годы)

    • Рецензирует сборники литературной молодежи, осторожно приветствует первые книги А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама
    • Выделяет поэтические сборники Клюева, М. А. Кузмина, И. Северянина
    • Выступает против программных заявлений акмеистов и футуристов
    • Рецензия на книгу В. Брюсова (1916)«Семь цветов радуги» («самый умышленный человек», насильственно подчинивший «идеальному образу» свою настоящую природу)
    • Длительные (с 1904) отношения с А. Белым (человек, «отмеченный... несомненной гениальностью»)

  • Слайд 6

    Вера в обновление. «Путем Зерна»

    • «Выйдя из символизма, ни к чему и ни к кому не примкнули, остались навек одинокими, «дикими». Литературные классификаторы и составители антологий не знают, куда нас приткнуть». (Из очерка «Младенчество», 1933)
    • 1920 - книга «Путем Зерна», главной темой поэзии Ходасевича становится преодоление дисгармонии, по существу неустранимой

  • Слайд 7

    Поиски места в новой России

    • После революции Xодасевич читает лекции о Пушкине в литературной студии при московском Пролеткульте
    • Работает в театральном отделе Наркомпросса, в горьковском издательстве «Всемирная литература», «Книжной Палате»
    • Пишет мемуарные очерки сер. 1920–30-х гг.: «Белый коридор», «Пролеткульт», «Книжная Палата» и др
    • Выступает (вместе с А. А. Блоком) на чествовании Пушкина и И. Ф. Анненского с докладами «Колеблемый треножник» и «Об Анненском»

  • Слайд 8

    Интерес к творчеству А. Пушкина

    • 1915 – статья «Петербургские повести Пушкина»
    • 1918 – статья «О «Гавриилиаде»
    • 1921 – статья «Колеблемый треножник»
    • 1924 – книга «Поэтическое хозяйство Пушкина»

  • Слайд 9

    Эмиграция. В кругу А. М. Горького

    • 1922 - живет в Берлине, сотрудничает в берлинских газетах и журналах
    • 1923 - происходит разрыв с А. Белым
    • 1923-25 - помогает А. М. Горькому редактировать журнал «Беседа»
    • 1925 - переезжает в Париж
    • 1921 – выходит сборник «Тяжелая Лира» , в котором главенствует образ Петербурга эпохи краха всего привычного уклада жизни

  • Слайд 10

    • Становится редактором литературного отдела газеты А.Ф.Керенского "Дни" , печатается в "Последних новостях"
    • С 1927 - возглавляет литературный отдел газеты "Возрождение"

  • Слайд 11

    «Европейская ночь»

    • Печатается в журнале «Современные записки»
    • Приобретает репутацию придирчивого критика и неуживчивого человека, желчного и ядовитого скептика.
    • 1927 - выходит «Собрание стихов» включающее книгу «Европейская ночь»
    • После 1928 ставит «крест» на поэзии и других «гордых замыслах»

  • Слайд 12

    Один из ведущих критиков эмиграции

    • Откликается на все значимые публикации за рубежом и в Советской России
    • Ведет полемику с Адамовичем относительно ценности литературы как эстетического явления
    • Историю русской литературы рассматривает как «историю уничтожения русских писателей» (ст. «Кровавая пища»)
    • Анализирует все драматические аспекты бытования эмигрантской литературы (ст. «Литература в изгнании»)
    • Констатирует кризис поэзии

  • Слайд 13

    Творческое завещание

    • 1931 - художественная биография «Державин» (Париж)
    • 1939 - мемуарная проза «Некрополь» (Брюссель)

  • Слайд 14

    • «Внеэстетический, по существу, замах символизма безгранично расширить творчество, жить по критериям искусства, сплавить жизнь и творчество — определил «правду» символизма (прежде всего неотделимость творчества от судьбы) и его пороки: этически не ограниченный культ личности, искусственная напряженность, погоня за переживаниями (материалом творчества), экзотическими эмоциями, разрушительными для неокрепших душ» («Конец Ренаты» — очерк о Н.Н. Петровской).

  • Слайд 15

    • Умер Ходасевич в Париже 14 июня 1939.

  • Слайд 16

  • Слайд 17

    1922 г.

  • Слайд 18

    Особенности критической деятельности Ходасевича. Критика русской поры

    • Отношение к литературе как к духовному подвигу
    • Требование сотворчества от читателя как непременное условие здорового развития литературы
    • Ненависть к литературной "улице"
    • Видел здание поэзии - с парадными залами, боковыми покойниками, мезонинами и службами, перестраиваемыми новыми поколениями на свой лад

  • Слайд 19

    • «История русской литературы последнего двадцатилетия будет по преимуществу историей поэзии, так как именно здесь, а не в прозе произошли в это время изменения наиболее разительные" (PB. 1914. 10 декабря).
    • Символизм, по мнению Ходасевича, «самая определяющая позиция»
    • Валерий Брюсов - главный персонаж критической прозы "российского" периода
    • «...вижу, что совершенно правильно я почувствовал основной порок его: мещанство, отчасти неосознанное, отчасти затаенное под маской декадента, мага и демона; затаенное настолько глубоко, что он сам порой ощущал маску как подлинное свое лицо.» (О В. Брюсове)

  • Слайд 20

    • "Что же, как не фантом - этот мир, населенный масками?" "меняет костюмы и маски с такой быстротой, что сам Фреголи ему позавидовал бы"(о стихах С. Городецкого).
    • Не принял "Теннис" и "Кинематограф" Мандельштама
    • Приветствовал "Чужое небо" Н.Гумилева
    • В критической прозе Ходасевича лицо как выражение внутренней правды противостоит маске

  • Слайд 21

    • "Он отзвук, эхо современной души, мятущийся и быстрый в своих порывах" (Новь. 1914. 1 апреля) (Об И. Северянине)
    • В Бальмонте молодой критик приветствовал поэта "Космоса и всеобъемлемости"

  • Слайд 22

    Критика зарубежного периода

    • Ходасевич - садовод, обходящий "свое волшебное, благоуханное, наливающееся соками и расцветающее царство, которому скипетром служил острый кривой нож профессора, а мечом безжалостный секатор" (А. Куприн)
    • В 20-е гг. возненавидел в футуристах служащих советской власти, называя их "парнасскими большевиками" и "советскими рупорами"
    • «Блоку даны были гордая совесть и неподкупная лира" ; "Кажется, в Блоке все же осуществился идеал символизма: соединение поэта и человека» (ст. "Ни сны, ни явь" )

  • Слайд 23

    Источники:

    1. Богомолов Н . А. Георгий Иванов и Владислав Ходасевич// Богомолов Н . А . Русская литература первой трети ХХ века: Портреты . Проблемы. Разыскания. Томск, 1999. – 640 с.
    2. А.Куприн. Голос оттуда. 1919-1934.Рассказы. Очерки. Воспоминания. Статьи. Литературные портреты. Некрологи. Заметки.Сост., вступит. статья и примечания О.Фигурновой. М.: "Согласие", 1999.
    3. Литература русского зарубежья: Антология 1936-1940. Т. 4. Сост. В.В. Лавров; - М., 1998. – 560 с.

Посмотреть все слайды

Конспект

Технологическая карта урока.

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2.

Школа: МБОУ «Опольевская ООШ»

Учитель: Шилова Елена Юрьевна.

УМК: образовательная система «Школа России»

Тема урока

Милосердие в нашей жизни.

Николай Булгаков «Анна, не грусти!»

Цель урока

Раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в соучастии и сопереживании, путем осмысленного чтения и анализа рассказа «Анна, не грусти!»

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся

- познакомятся с рассказом как одним из видов литературного жанра;

- научатся:

• принимать и сохранять учебную задачу;
• прогнозировать содержание произведения;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
• оценивать правильность выполнения действий;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
• основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;
• осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи

Основные понятия

Дружба, сочувствие, сопереживание, милосердие, милосердный человек

Проблемный вопрос

О каком человеке мы говорим «милосердный»?

Варианты решения

Человек, который сочувствует другим, переживает за других.

Человек, который помогает другим.

Оптимальный вариант

Человек, готовый помочь кому- нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Межпредметные связи

Окружающий мир, изобразительное искусство.

Ресурсы

  1. Учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и другие «Литературное чтение»
  2. Презентация к уроку
  3. Приложения: светофоры, лист оценивания, таблица для рефлексии урока

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный момент

1.Проверка готовности к уроку.

2.Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.

Регулятивные: самоконтроль

Коммуникативные: согласованность действий с партнёром

- Посмотрите на себя, на свою парту. Готовы ли вы к уроку?

- Посмотрите на своего соседа. Подскажите, если что-то у него не так.

- Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки.

Самоконтроль готовности.

Реакция на учителя, внимание.

Актуализация знаний, постановка учебной задачи

1.Общая установка на урок.

2. Постановка учебной задачи.

3. Работа в группах.

4. Работа с толковыми словарями.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из текста

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении увиденного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

- уметь работать со словарем.

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию;

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

-Мы не случайно так необычно начали наш урок. Давайте вспомним название раздела, который мы изучаем.- на прошлом уроке у нас с вами получился вот такой « цветок дружбы».

- Какой же «Мой друг», прочитайте.

- Какое непонятное словосочетание вам встретилось?

-Значит, на какой вопрос нам надо ответить?

- Поработайте в группах. Запишите на листочках, как вы понимаете, что такое «милосердие».

- Посмотрите на экран. На экране картинки, которые вам помогут.

- Т.е. вы хотите сказать, что милосердие – это помощь другим людям, сопереживание, сочувствие.

- Где можно посмотреть точное значение этого слова?

- Два наших одноклассника уже поработали со словарем. Им слово.

- Что главное в объяснении значения слова?

- Как вы думаете, нужно ли милосердие в нашей жизни?

- Конечно, вы правы, милосердие – величайшая ценность нашей жизни.

-Какова тема урока?

- Тема урока: милосердие в нашей жизни.

- Поможет раскрыть эту тему и ответить на вопрос - о каком человеке мы говорим милосердный - рассказ учебника.

Настрой на работу.

- Я и мои друзья.

Ребята читают.

- готов помочь в беде;

- умеет хранить тайну;

- добрый, чуткий, милосердный человек;

- тот, кто посочувствует;

- верный и преданный;

- честный.

- милосердный человек

Принятие учебной задачи.

- Кто такой милосердный человек?

- О каком человеке мы говорим «милосердный»?

Работа в группах.

Демонстрация знаний, умений.

Учащиеся в группах обсуждают и записывают.

1 человек от группы зачитывает результат.

Милосердие – это…

- помощь пожилым людям;

- помощь животным;

- помощь малышам;

- помощь больным;

- утешить в горе;

- поделиться с другом.

- В толковом словаре.

Работа со словарем.

Восприятие информации.

1 ученик

- Словарь С.И.Ожигова.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

2 ученик

- Словарь Д.Н.Ушакова

Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Выражение своих чувств, мыслей.

- Готовность помочь.

- Оказать помощь.

- Да, нужно.

- милосердие

- милосердие в нашей жизни

Принятие учебной задачи.

Открытие нового знания

1.Работа с текстом до чтения

Антиципация чтения

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

- Как вы думаете, о чём мы будем читать?

- Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

По названию определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста.

-О двух девочках.

- Об Ане и Кате, их жизни.

Физкультминутка

Личностные:

- уметь применять правила охраны своего здоровья

Музыкальная физкультминутка для глаз.

2.Работа с текстом во время чтения.

Чтение отрывка( до слов … «После уроков Аня…») подготовленным учеником

Чтение отрывка( до слов …«Аня увидела Аню»)подготовленным учеником

Чтение отрывка ( до слов … «И Катя тут же всё поняла») подготовленным учеником

Чтение рассказа до конца учителем.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

- Какое несчастье произошло с Катей?

- Как описана в рассказе больница? Прочитайте.

- Какой Аня увидела палату Кати?

- Что делала Катя?

- Почему Аня заплакала?

- Аня мысленно представила себя на месте Кати, пережила вместе с ней её горе.

- Как девочки разговаривали через стекло?

- Какой мы видим Катю в начале рассказа и в конце?

- Чему радовалась Катя, лёжа в больнице?

- А почему Аня осталась печальной?

Восприятие текста.

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту.

-Упала с горки.

- Сломала ногу.

- У Кати перелом

Читают текст.

- В палате много детей.

- Одни дети лежали, другие медленно ходили или сидели.

- Играла с утёнком.

-Просто держала утёнка перед собой и смотрела на него.

- Держала утёнка и с ним разговаривала.

Выражение своих чувств, мыслей.

Анализируют текст.

- Что Катя уже долго так играет совсем одна.

- Что если бы Аня не пришла, то у Кати ничего не было, только утёнок

- Аня подставила ящик к окну, показывала Кате раскраску, открытку, апельсин. А потом они писали записки.

- Девочки разговаривали записками.

- Катя вначале грустная, а потом весёлая.

-Катя грустила, потом стала совсем счастливая.

- Что её не забыла Аня.

- Что её навестила Аня.

-Аня пришла в больницу и Катя не чувствовала себя одиноко.

- Что у неё есть такая подруга как Аня.

-Она подумала, что Катя останется одна, в больнице.

-Что Аня всё может делать, везде ходить, Катя нет.

-Аня пойдет домой, Катя останется в больнице.

3. Работа с текстом после чтения.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы

- Прочитайте имя, фамилию автора и заглавие произведения.

- Посмотрите на портрет писателя.

- Писатель Николай Булгаков в жизни священник. Он написал книгу про двух сестёр, которую назвал «Аня и Катя». Они учатся жить между собой в любви и мире. На конкурсе «Просвещение через книгу 2008» Издательского Совета Русской Православной Церкви книга заняла второе место в номинации «Лучшая детская и юношеская книга»

- Почему прогноз оказался неточным?

- Почему рассказ называется «Анна, не грусти!»?

- О ком из рассказа мы можем сказать «милосердный человек» и почему вы так думаете?

- О каком человеке мы говорим «милосердный»?

- Н.Булгаков «Анна, не грусти!»

Восприятие информации.

Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте.

- По заголовку мы не смогли точно определить, о чем рассказ.

- Только по тексту мы смогли узнать о поступке Ани.

-Катя тоже переживала за Аню.

-Катя увидела, что Аня печальная, и хотела подбодрить Аню.

- Катя не хотела, чтобы Аня грустила.

Участвуют в коллективной дискуссии.

- Об Ане, потому что она не забывала Катю, пришла к ней в больницу.

-Об Ане, она переживала за Катю и навестила её в больнице.

-О Кате, потому что она переживала за сестру, не хотела, чтобы Аня печалилась.

Демонстрация главного итога.

Ответ на проблемный вопрос.

- Который помогает другим.

-Который сопереживает другим, приходит на помощь.

-О сердечном, добром человеке.

-Который помогает от чистого сердца.

Итог урока.

Рефлексия.

Познавательные:

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;

- уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

- Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль рассказа? Чему вас научил Николай Булгаков?

- Возьмите полоски. Если вы считаете, что главная мысль выделена синим цветом, то покажите синюю полоску, если красным- красную, если зелёным- зелёную.

Не ссориться с друзьями;

Навещать больного в больнице;

Уметь сопереживать, оказать помощь в горе, в беде.

- Ребята, а какими вы были сегодня читателями?

- Оцените свою работу сигнальными карточками.

- Критерии самооценки:

- очень хорошо;

- хорошо;

- старался, но не всё получилось.

- Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал …

На этом уроке я похвалил бы себя за …

После урока мне захотелось …

Сегодня я сумел(а) …

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

Самостоятельное выделение основной идеи текста.

- Показывают полоски.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Домашнее задание.

(творческое)

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Домашнее задание распечатано на листочках.

1.Перечитать текст с.79-84

2.Ответить на вопрос 4 на странице 84 учебника.

ИЛИ

Ответить на вопрос:

Когда о человеке можно сказать, что он милосердный?

В скобках указаны слова, которые помогут тебе выразить свои мысли, выбери нужные.

О человеке ( злом, добром, ленивом, участливом, сердечном, душевном, понимающем, не умеющим прощать, бескорыстном) говорят, что это милосердный человек.

Милосердный человек всегда (требует награду за помощь, помогает от чистого сердца, спешит на помощь).

Вспомни, кому ты помог, кто тебе помог, напиши.

Восприятие и осмысление информации.

Технологическая карта урока.

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2.

Школа: МБОУ «Опольевская ООШ»

Учитель: Шилова Елена Юрьевна.

УМК: образовательная система «Школа России»

Тема урока

Милосердие в нашей жизни.

Николай Булгаков «Анна, не грусти!»

Цель урока

Раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в соучастии и сопереживании, путем осмысленного чтения и анализа рассказа «Анна, не грусти!»

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся

- познакомятся с рассказом как одним из видов литературного жанра;

- научатся:

• принимать и сохранять учебную задачу;
• прогнозировать содержание произведения;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
• оценивать правильность выполнения действий;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
• основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;
• осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи

Основные понятия

Дружба, сочувствие, сопереживание, милосердие, милосердный человек

Проблемный вопрос

О каком человеке мы говорим «милосердный»?

Варианты решения

Человек, который сочувствует другим, переживает за других.

Человек, который помогает другим.

Оптимальный вариант

Человек, готовый помочь кому- нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Межпредметные связи

Окружающий мир, изобразительное искусство.

Ресурсы

  1. Учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и другие «Литературное чтение»
  2. Презентация к уроку
  3. Приложения: светофоры, лист оценивания, таблица для рефлексии урока

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный момент

1.Проверка готовности к уроку.

2.Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.

Регулятивные: самоконтроль

Коммуникативные: согласованность действий с партнёром

- Посмотрите на себя, на свою парту. Готовы ли вы к уроку?

- Посмотрите на своего соседа. Подскажите, если что-то у него не так.

- Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки.

Самоконтроль готовности.

Реакция на учителя, внимание.

Актуализация знаний, постановка учебной задачи

1.Общая установка на урок.

2. Постановка учебной задачи.

3. Работа в группах.

4. Работа с толковыми словарями.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из текста

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении увиденного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

- уметь работать со словарем.

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию;

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

-Мы не случайно так необычно начали наш урок. Давайте вспомним название раздела, который мы изучаем.- на прошлом уроке у нас с вами получился вот такой « цветок дружбы».

- Какой же «Мой друг», прочитайте.

- Какое непонятное словосочетание вам встретилось?

-Значит, на какой вопрос нам надо ответить?

- Поработайте в группах. Запишите на листочках, как вы понимаете, что такое «милосердие».

- Посмотрите на экран. На экране картинки, которые вам помогут.

- Т.е. вы хотите сказать, что милосердие – это помощь другим людям, сопереживание, сочувствие.

- Где можно посмотреть точное значение этого слова?

- Два наших одноклассника уже поработали со словарем. Им слово.

- Что главное в объяснении значения слова?

- Как вы думаете, нужно ли милосердие в нашей жизни?

- Конечно, вы правы, милосердие – величайшая ценность нашей жизни.

-Какова тема урока?

- Тема урока: милосердие в нашей жизни.

- Поможет раскрыть эту тему и ответить на вопрос - о каком человеке мы говорим милосердный - рассказ учебника.

Настрой на работу.

- Я и мои друзья.

Ребята читают.

- готов помочь в беде;

- умеет хранить тайну;

- добрый, чуткий, милосердный человек;

- тот, кто посочувствует;

- верный и преданный;

- честный.

- милосердный человек

Принятие учебной задачи.

- Кто такой милосердный человек?

- О каком человеке мы говорим «милосердный»?

Работа в группах.

Демонстрация знаний, умений.

Учащиеся в группах обсуждают и записывают.

1 человек от группы зачитывает результат.

Милосердие – это…

- помощь пожилым людям;

- помощь животным;

- помощь малышам;

- помощь больным;

- утешить в горе;

- поделиться с другом.

- В толковом словаре.

Работа со словарем.

Восприятие информации.

1 ученик

- Словарь С.И.Ожигова.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

2 ученик

- Словарь Д.Н.Ушакова

Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Выражение своих чувств, мыслей.

- Готовность помочь.

- Оказать помощь.

- Да, нужно.

- милосердие

- милосердие в нашей жизни

Принятие учебной задачи.

Открытие нового знания

1.Работа с текстом до чтения

Антиципация чтения

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

- Как вы думаете, о чём мы будем читать?

- Молодцы! Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём.

По названию определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста.

-О двух девочках.

- Об Ане и Кате, их жизни.

Физкультминутка

Личностные:

- уметь применять правила охраны своего здоровья

Музыкальная физкультминутка для глаз.

2.Работа с текстом во время чтения.

Чтение отрывка( до слов … «После уроков Аня…») подготовленным учеником

Чтение отрывка( до слов …«Аня увидела Аню»)подготовленным учеником

Чтение отрывка ( до слов … «И Катя тут же всё поняла») подготовленным учеником

Чтение рассказа до конца учителем.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

- Какое несчастье произошло с Катей?

- Как описана в рассказе больница? Прочитайте.

- Какой Аня увидела палату Кати?

- Что делала Катя?

- Почему Аня заплакала?

- Аня мысленно представила себя на месте Кати, пережила вместе с ней её горе.

- Как девочки разговаривали через стекло?

- Какой мы видим Катю в начале рассказа и в конце?

- Чему радовалась Катя, лёжа в больнице?

- А почему Аня осталась печальной?

Восприятие текста.

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту.

-Упала с горки.

- Сломала ногу.

- У Кати перелом

Читают текст.

- В палате много детей.

- Одни дети лежали, другие медленно ходили или сидели.

- Играла с утёнком.

-Просто держала утёнка перед собой и смотрела на него.

- Держала утёнка и с ним разговаривала.

Выражение своих чувств, мыслей.

Анализируют текст.

- Что Катя уже долго так играет совсем одна.

- Что если бы Аня не пришла, то у Кати ничего не было, только утёнок

- Аня подставила ящик к окну, показывала Кате раскраску, открытку, апельсин. А потом они писали записки.

- Девочки разговаривали записками.

- Катя вначале грустная, а потом весёлая.

-Катя грустила, потом стала совсем счастливая.

- Что её не забыла Аня.

- Что её навестила Аня.

-Аня пришла в больницу и Катя не чувствовала себя одиноко.

- Что у неё есть такая подруга как Аня.

-Она подумала, что Катя останется одна, в больнице.

-Что Аня всё может делать, везде ходить, Катя нет.

-Аня пойдет домой, Катя останется в больнице.

3. Работа с текстом после чтения.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы

- Прочитайте имя, фамилию автора и заглавие произведения.

- Посмотрите на портрет писателя.

- Писатель Николай Булгаков в жизни священник. Он написал книгу про двух сестёр, которую назвал «Аня и Катя». Они учатся жить между собой в любви и мире. На конкурсе «Просвещение через книгу 2008» Издательского Совета Русской Православной Церкви книга заняла второе место в номинации «Лучшая детская и юношеская книга»

- Почему прогноз оказался неточным?

- Почему рассказ называется «Анна, не грусти!»?

- О ком из рассказа мы можем сказать «милосердный человек» и почему вы так думаете?

- О каком человеке мы говорим «милосердный»?

- Н.Булгаков «Анна, не грусти!»

Восприятие информации.

Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте.

- По заголовку мы не смогли точно определить, о чем рассказ.

- Только по тексту мы смогли узнать о поступке Ани.

-Катя тоже переживала за Аню.

-Катя увидела, что Аня печальная, и хотела подбодрить Аню.

- Катя не хотела, чтобы Аня грустила.

Участвуют в коллективной дискуссии.

- Об Ане, потому что она не забывала Катю, пришла к ней в больницу.

-Об Ане, она переживала за Катю и навестила её в больнице.

-О Кате, потому что она переживала за сестру, не хотела, чтобы Аня печалилась.

Демонстрация главного итога.

Ответ на проблемный вопрос.

- Который помогает другим.

-Который сопереживает другим, приходит на помощь.

-О сердечном, добром человеке.

-Который помогает от чистого сердца.

Итог урока.

Рефлексия.

Познавательные:

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;

- уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

- Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль рассказа? Чему вас научил Николай Булгаков?

- Возьмите полоски. Если вы считаете, что главная мысль выделена синим цветом, то покажите синюю полоску, если красным- красную, если зелёным- зелёную.

Не ссориться с друзьями;

Навещать больного в больнице;

Уметь сопереживать, оказать помощь в горе, в беде.

- Ребята, а какими вы были сегодня читателями?

- Оцените свою работу сигнальными карточками.

- Критерии самооценки:

- очень хорошо;

- хорошо;

- старался, но не всё получилось.

- Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал …

На этом уроке я похвалил бы себя за …

После урока мне захотелось …

Сегодня я сумел(а) …

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

Самостоятельное выделение основной идеи текста.

- Показывают полоски.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Домашнее задание.

(творческое)

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Домашнее задание распечатано на листочках.

1.Перечитать текст с.79-84

2.Ответить на вопрос 4 на странице 84 учебника.

ИЛИ

Ответить на вопрос:

Когда о человеке можно сказать, что он милосердный?

В скобках указаны слова, которые помогут тебе выразить свои мысли, выбери нужные.

О человеке ( злом, добром, ленивом, участливом, сердечном, душевном, понимающем, не умеющим прощать, бескорыстном) говорят, что это милосердный человек.

Милосердный человек всегда (требует награду за помощь, помогает от чистого сердца, спешит на помощь).

Вспомни, кому ты помог, кто тебе помог, напиши.

Восприятие и осмысление информации.

Скачать конспект

Предложить улучшение Сообщить об ошибке