Содержание
-
Ходасевич Владислав Фелицианович (1886 – 1939) - русский поэт, критик, мемуарист
pptcloud.ru
-
- «Я считаюсь злым критиком…»
-
Семья
- Отец, Фелициан Иванович - выходец из литовской обедневшей дворянской семьи.
- Мать, Софья Яковлевна – дочь известного еврейского литератора Якова Александровича Брафмана.
- Брат, Михаил ФелициановичХодасевич -известный адвокат.
- Племянница, Валентина Ходасевич – известная советская художница.
-
Юность. В кругу символистов
- 1904 - поступил на юридический факультет
- 1905 - перешел на филологический факультет, знакомство с символистами
- 1908 – первая книга стихов «Молодость» (влияние символизма)
- 1914 - «Счастливый домик» (обращение к поэтике пушкинского стиха)
-
Критические опыты. Смена привязанностей (1910-е годы)
- Рецензирует сборники литературной молодежи, осторожно приветствует первые книги А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама
- Выделяет поэтические сборники Клюева, М. А. Кузмина, И. Северянина
- Выступает против программных заявлений акмеистов и футуристов
- Рецензия на книгу В. Брюсова (1916)«Семь цветов радуги» («самый умышленный человек», насильственно подчинивший «идеальному образу» свою настоящую природу)
- Длительные (с 1904) отношения с А. Белым (человек, «отмеченный... несомненной гениальностью»)
-
Вера в обновление. «Путем Зерна»
- «Выйдя из символизма, ни к чему и ни к кому не примкнули, остались навек одинокими, «дикими». Литературные классификаторы и составители антологий не знают, куда нас приткнуть». (Из очерка «Младенчество», 1933)
- 1920 - книга «Путем Зерна», главной темой поэзии Ходасевича становится преодоление дисгармонии, по существу неустранимой
-
Поиски места в новой России
- После революции Xодасевич читает лекции о Пушкине в литературной студии при московском Пролеткульте
- Работает в театральном отделе Наркомпросса, в горьковском издательстве «Всемирная литература», «Книжной Палате»
- Пишет мемуарные очерки сер. 1920–30-х гг.: «Белый коридор», «Пролеткульт», «Книжная Палата» и др
- Выступает (вместе с А. А. Блоком) на чествовании Пушкина и И. Ф. Анненского с докладами «Колеблемый треножник» и «Об Анненском»
-
Интерес к творчеству А. Пушкина
- 1915 – статья «Петербургские повести Пушкина»
- 1918 – статья «О «Гавриилиаде»
- 1921 – статья «Колеблемый треножник»
- 1924 – книга «Поэтическое хозяйство Пушкина»
-
Эмиграция. В кругу А. М. Горького
- 1922 - живет в Берлине, сотрудничает в берлинских газетах и журналах
- 1923 - происходит разрыв с А. Белым
- 1923-25 - помогает А. М. Горькому редактировать журнал «Беседа»
- 1925 - переезжает в Париж
- 1921 – выходит сборник «Тяжелая Лира» , в котором главенствует образ Петербурга эпохи краха всего привычного уклада жизни
-
- Становится редактором литературного отдела газеты А.Ф.Керенского "Дни" , печатается в "Последних новостях"
- С 1927 - возглавляет литературный отдел газеты "Возрождение"
-
«Европейская ночь»
- Печатается в журнале «Современные записки»
- Приобретает репутацию придирчивого критика и неуживчивого человека, желчного и ядовитого скептика.
- 1927 - выходит «Собрание стихов» включающее книгу «Европейская ночь»
- После 1928 ставит «крест» на поэзии и других «гордых замыслах»
-
Один из ведущих критиков эмиграции
- Откликается на все значимые публикации за рубежом и в Советской России
- Ведет полемику с Адамовичем относительно ценности литературы как эстетического явления
- Историю русской литературы рассматривает как «историю уничтожения русских писателей» (ст. «Кровавая пища»)
- Анализирует все драматические аспекты бытования эмигрантской литературы (ст. «Литература в изгнании»)
- Констатирует кризис поэзии
-
Творческое завещание
- 1931 - художественная биография «Державин» (Париж)
- 1939 - мемуарная проза «Некрополь» (Брюссель)
-
- «Внеэстетический, по существу, замах символизма безгранично расширить творчество, жить по критериям искусства, сплавить жизнь и творчество — определил «правду» символизма (прежде всего неотделимость творчества от судьбы) и его пороки: этически не ограниченный культ личности, искусственная напряженность, погоня за переживаниями (материалом творчества), экзотическими эмоциями, разрушительными для неокрепших душ» («Конец Ренаты» — очерк о Н.Н. Петровской).
-
- Умер Ходасевич в Париже 14 июня 1939.
-
-
1922 г.
-
Особенности критической деятельности Ходасевича. Критика русской поры
- Отношение к литературе как к духовному подвигу
- Требование сотворчества от читателя как непременное условие здорового развития литературы
- Ненависть к литературной "улице"
- Видел здание поэзии - с парадными залами, боковыми покойниками, мезонинами и службами, перестраиваемыми новыми поколениями на свой лад
-
- «История русской литературы последнего двадцатилетия будет по преимуществу историей поэзии, так как именно здесь, а не в прозе произошли в это время изменения наиболее разительные" (PB. 1914. 10 декабря).
- Символизм, по мнению Ходасевича, «самая определяющая позиция»
- Валерий Брюсов - главный персонаж критической прозы "российского" периода
- «...вижу, что совершенно правильно я почувствовал основной порок его: мещанство, отчасти неосознанное, отчасти затаенное под маской декадента, мага и демона; затаенное настолько глубоко, что он сам порой ощущал маску как подлинное свое лицо.» (О В. Брюсове)
-
- "Что же, как не фантом - этот мир, населенный масками?" "меняет костюмы и маски с такой быстротой, что сам Фреголи ему позавидовал бы"(о стихах С. Городецкого).
- Не принял "Теннис" и "Кинематограф" Мандельштама
- Приветствовал "Чужое небо" Н.Гумилева
- В критической прозе Ходасевича лицо как выражение внутренней правды противостоит маске
-
- "Он отзвук, эхо современной души, мятущийся и быстрый в своих порывах" (Новь. 1914. 1 апреля) (Об И. Северянине)
- В Бальмонте молодой критик приветствовал поэта "Космоса и всеобъемлемости"
-
Критика зарубежного периода
- Ходасевич - садовод, обходящий "свое волшебное, благоуханное, наливающееся соками и расцветающее царство, которому скипетром служил острый кривой нож профессора, а мечом безжалостный секатор" (А. Куприн)
- В 20-е гг. возненавидел в футуристах служащих советской власти, называя их "парнасскими большевиками" и "советскими рупорами"
- «Блоку даны были гордая совесть и неподкупная лира" ; "Кажется, в Блоке все же осуществился идеал символизма: соединение поэта и человека» (ст. "Ни сны, ни явь" )
-
Источники:
- Богомолов Н . А. Георгий Иванов и Владислав Ходасевич// Богомолов Н . А . Русская литература первой трети ХХ века: Портреты . Проблемы. Разыскания. Томск, 1999. – 640 с.
- А.Куприн. Голос оттуда. 1919-1934.Рассказы. Очерки. Воспоминания. Статьи. Литературные портреты. Некрологи. Заметки.Сост., вступит. статья и примечания О.Фигурновой. М.: "Согласие", 1999.
- Литература русского зарубежья: Антология 1936-1940. Т. 4. Сост. В.В. Лавров; - М., 1998. – 560 с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.