Презентация на тему "«Евгений Онегин» А.С. Пушкин - композиция"

Презентация: «Евгений Онегин» А.С. Пушкин - композиция
Включить эффекты
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.4
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "«Евгений Онегин» А.С. Пушкин - композиция" по литературе, включающую в себя 19 слайдов. Скачать файл презентации 1.79 Мб. Средняя оценка: 4.4 балла из 5. Для учеников 9-10 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе

Содержание

  • Презентация: «Евгений Онегин» А.С. Пушкин - композиция
    Слайд 1

    Композиция романа А.С.Пушкина«Евгений Онегин»

    Презентация была выполнена учителем Русского и Литературы Михайловой Ольгой Евгеньевной МОУ «Оранжерейнинская СОШ»

  • Слайд 2

    Жанр произведения

    Жанр – роман в стихах, т.е. лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно. Где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. ВЫВОД: жанр свободного романа во многом определил композицию «Евгения Онегина».

  • Слайд 3

    Сюжетные линии романа

    1 сюжетная линия Онегин – Татьяна: Знакомство – вечер у Лариных (Пора пришла – она влюбилась) Разговор с няней – письмо Онегину Через два дня объяснение в саду Сон Татьяны. Именины Татьяна приходит в дом Онегина Отъезд в Москву Вечер у Татьяны (Сомненья нет увы! Евгений в Татьяну как дитя влюблен…) Письмо к Татьяне. Объяснение 2 сюжетная линия Онегин – Ленский: Знакомство в деревне Разговор после вечера у Лариных (Неужто ты влюблен в меньшую? А что? Я выбрал бы другую, Когда б я был как ты поэт) Именины Татьяны Дуэль

  • Слайд 4

    Композиция

    Глава 1 – развернутая экспозиция Глава 2 – завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским) Глава 3 – завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной) Глава 6 – дуэль (кульминация и развязка II сюжетной линии) Глава 8 – развязка I сюжетной линии

  • Слайд 5

    Открытость романа – важная композиционная особенность

    Необычность развязки – отсутствие определенности – два пути Ленского: Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден… А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел Развязка I линии: И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим, Надолго… навсегда.

  • Слайд 6

    Принцип организации романа

    Основной принцип романа – симметрия и параллелизм. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в 3 и 8 главах: встреча – письмо – объяснение Татьяна и Онегин как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче ее Пушкиным: в первом случае Пушкин с Татьяной, во втором – с Онегиным.

  • Слайд 7

    Параллелизм романа

    Цельность Татьяны противопоставляется натуре Онегина Онегин - Но я не создан для блаженства, - Пред вами в муках замирать Ему чужда душа моя. Бледнеть и гаснуть … вот блаженство! Напрасны ваши совершенства: Их вовсе недостоин я… Татьяна Я вас люблю (к чему лукавить?)…

  • Слайд 8

    2. Два письма, композиция которых параллельна Ожидание ответа – реакция адресата – два объяснения 3. Петербург играет обрамляющую роль(появляется в 1 и 8 главах) 4. Ось симметрии романа – сон Татьяны (5 глава)

  • Слайд 9

    Антитеза частей романа

    Глава 1 - Петербург – жизнь Онегина Глава 2 - Деревня – жизнь Татьяны

  • Слайд 10

    Основная композиционная единица романа - глава

    Каждая новая глава – новый этап в развитии сюжета. Строфа – более мелкая, но тоже завершенная единица сюжета, всегда знаменующая новый этап развития мысли.

  • Слайд 11

    Композиционная роль лирических отступлений

    Лирические отступления связаны с сюжетом романа. Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам: Я знал красавиц недоступных, Холодных, чистых, как зима, Неумолимых , неподкупных, Непостижимых для ума… 2. Разный размер лирических отступлений – от одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру») до нескольких строф (глава 1, LVII – LX).

  • Слайд 12

    Часто лирические отступления начинают или заканчивают главу. Начало 8 главы: В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал… Конец 1 главы: Иди же к невским берегам Новорожденное творенье. И заслужи мне славы дань: Кривые толки шум и брань. Лирические отступления используются для перехода от одного повествовательного плана к другому. У нас теперь не то в предмете: Мы лучше поспешим на бал, Куда стремглав в ямской карете Уж мой Онегин поскакал…

  • Слайд 13

    Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия. Перед объяснением с Онегиным; Перед сном Татьяны; Перед дуэлью. Часто содержат обращения к читателю, что позволяет сочетать лирическое и эпическое: Все это значило, друзья: С приятелем стреляюсь я.

  • Слайд 14

    Композиционная роль пейзажа

    Показывает ход времени в романе. Характеризует духовный мир героев. Часто сопутствует образу Татьяны.

  • Слайд 15

    Роль вставных элементов

    Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг с другом. Сон Татьяны – ось симметрии романа, пародия на гостей. Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является выражением авторской позиции. Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Они даны перед поворотными моментами в ее судьбе: - песня девушек – перед объяснением с Онегиным; - сон – перед именинами и дуэлью с Ленским.

  • Слайд 16

    Композиционная роль внутреннего времени романа

    Не всегда романное время соотносится с реальным ходом времени, хотя определенные вехи (например, смена времен года) обозначают и реальное время в «Евгении Онегине». В Петербурге время лети, и автор это подчеркивает, используя глаголы: поскачет, помчался, полетел; стремглав… поскакал; стрелой взлетел по мраморным ступеням. В деревне время стоит почти на месте: между объяснением Татьяны с Онегиным и дуэлью проходит полгода.

  • Слайд 17

    Композиционная роль предметно-бытовой детали

    Новые вещи знаменуют новый этап в жизни героя и, соответственно, в организации романа

  • Слайд 18

    Авторское отношение к композиции

    Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней легко и небрежно – поэт пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку. Все это соответствует принципам поздней лирики. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение «свободного» романа.

  • Слайд 19
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке