Презентация на тему "Летописи. Былины. Жития"

Презентация: Летописи. Былины. Жития
Включить эффекты
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.4
15 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Летописи. Былины. Жития" представляет набор иллюстраций на данную тему, представляется описание картины Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри", "Ильины три поездочки", "Видение отроку Варфоломею", также рассказывает о городе Сергиев Посад.

Краткое содержание

  1. Нестор-летописец
  2. О картине В. М. Васнецова «Богатыри»
  3. Ильины три поездочки
  4. Картина «Видение отроку Варфоломею»
  5. Город Сергиев Посад

Содержание

  • Презентация: Летописи. Былины. Жития
    Слайд 1

    Летописи. Былины. Жития

    Иллюстрации к учебнику «Литературное чтение».

    Составитель: Ларионова Г. А., учитель МОУ СОШ № 27, г. Тверь.

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Вот Нестор-летописец, монах Киево-Печерского монастыря, автор «Повести временных лет». Он изображён мудрым седовласым старцем, склонившимся над свитком. Во многом именно благодаря его трудам события, происходившие в домонгольской Руси, не канули в Лету, а дошли до нашего времени.

  • Слайд 3
    1. В. М. Васнецов. Встреча Олега с волхвом. Иллюстрация к "Песни о вещем Олеге" А.С.Пушкина 1899 г.,aкварель, Государственный Литературный музей, Москва.
  • Слайд 4
    • В. М. Васнецов. Прощание с конём. Иллюстрация к "Песни о вещем Олеге" А.С.Пушкина 1899 г.,aкварель, Государственный Литературный музей, Москва.
  • Слайд 5

    И вспомнил Олег коня своего

    • В. В. Васнецов. Олег у костей коня. Иллюстрация к "Песни о вещем Олеге" А.С.Пушкина 1899 г.,aкварель, Государственный Литературный музей, Москва
  • Слайд 6
    • В. Васнецов. Богатыри 1881-1898, холст, масло,295,3x446 см Государственная Третьяковская галерея, Москва.
  • Слайд 7

    О картине В. М. Васнецова «Богатыри»

    О картине В. М. Васнецова «Богатыри»

    Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут струги облаков. Орлы сторожат курганы. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз неистового Бурушки, любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь. Изготовлено копье. Вздета тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль. Насторожены други его - Добрыня Никитич, Алеша Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина. Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется.

    Над этой картиной Васнецов работал много лет. Он мучительно искал людей, с которых можно было написать былинных богатырей. Прототипом Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров, зимой подрабатывающий в Москве извозчиком. В лице Добрыни Никитича присутствуют черты самого Васнецова, его отца и дяди. Алёшу Поповича художник писал с юного сына Саввы Мамонтова.

    В русской былинной традиции существует множество богатырей. Но Васнецов выбрал именно этих троих. Наверное, потому, что они удачно дополняют друг друга. Мощный, суровый Илья Муромец, благородный Добрыня и смекалистый, изворотливый Алёша Попович все вмес­те составляют образ доброй силы — защитницы русских рубежей. Картина эта столь хорошо известна, что, где бы ни зашёл разговор о былинных витязях, каждый вспоминает именно этих троих, стоящих на заставе в пронизываемом ветрами поле. Кажется, что именно они самые популярные и любимые герои русского народа на все времена.

  • Слайд 8

    Ильины три поездочки

    • В. Васнецов. Илья Муромец. (Фрагмент картины «Богатыри»)
    • Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии. Этюд для фигуры Ильи Муромца в картине "Богатыри"1883г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
  • Слайд 9
    • В. Васнецов. Витязь на распутье. Холст, масло. 1882 г. Москва, Россия. Государственная Третьяковская галерея.
  • Слайд 10

    Сюжет о камне на развилке дорог встречается во многих сказках и былинах. Камень указывает путнику, какая судьба ожидает его на каждом из расходящихся путей.

    Васнецов, выбрав для картины такой сюжет, постарался сделать его максимально правдоподобным. Он хотел убедить зрителей, что всё рассказанное в былинах происходило на самом деле, правда, в далёком прошлом. Художник был хорошо знаком с археологическими изысканиями своего времени, поэтому в точности воссоздал облик витязя былинных времён. Пейзаж также показан с большой исторической точностью — дикая степь, усеянная валунами, которые притащил сюда последний ледник. На одном из камней диковинные полустёртые буквы. Чья рука выбила их? В какие незапамятные времена это произошло? Что за сила начинает управлять судьбами путников, едва они прочтут письмена, сулящие смерть, или женитьбу, или потерю коня? Витязь одинок в бескрайней степи, и некому подсказать ему, какую из дорог выбрать. Под камнем лежат два черепа, человеческий и конский. Это — единственная подсказка. Если слишком долго выбирать, можно сложить голову прямо здесь, так и не ступив ни на одну из дорог.

  • Слайд 11

    Житие Сергия Радонежского

    • Михаил Васильевич Нестеров. Видение отроку Варфоломею, 1889-1890
  • Слайд 12

    Картина «Видение отроку Варфоломею» написана на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего "Жития преподобного Сергия", написанного его учеником Епифанием Премудрым.

    Отроку Варфоломею, будущему Сергию, не давалась грамота, хотя он очень любил читать, и он втайне часто молился Богу, чтобы тот наставил и вразумил его. Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. Под дубом на поле отрок увидел некоего черноризца, святого старца, "светолепна и ангеловидна", прилежно со слезами творившего молитву. Старец взглянул на Варфоломея и прозрел внутренними очами, что перед ним сосуд, избранный Святым Духом, и спросил его: "Да что ищеши, или что хощещи, чадо?" Отрок отвечал: "Возлюби душа моя паче всего учитися грамоту сию, еже и вдан бых учитися, и ныне зело прискорбна есть душа моя, понеже учуся грамоте и не умею". Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он "умел грамоту". Старец, "сотворя молитву прилежну", достал из карманной "сокровищницы" частицу просфоры и подал ее отроку со словами: "Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати божия и разума святого писания". А когда отрок съел просфору, старец сказал ему: "О грамоте, чадо, не скорби: отсего дне дарует ти Господь грамоте умети зело добре". Так и случилось.

    Нестеров проникся наивным и поэтическим рассказом Епифания Премудрого, его простодушной верой в чудо: "Я был полон своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда" (писал Нестеров в "Воспоминаниях").

  • Слайд 13
    • В. М. Васнецов. Сергий Радонежский 1882, Икона для церкви в АбрамцевеГосударственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево", Абрамцево, Московская область
    • Памятник преподобному Сергию Радонежскому. г. Сергиев Посад
  • Слайд 14

    Город Сергиев Посад назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице-Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России

  • Слайд 15
  • Слайд 16
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке