Содержание
-
ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
-
Литература раннего западного Средневековья
- Рассказы о жизни святых — агиографии.
- Энциклопедические, научные и историографические труды.
- Мифология , героический эпос, сага.
-
Героический эпос
Героический эпоскак целостная картина народной жизни был самым значительным наследием литературы раннего Средневековья и занимал в художественной культуре Западной Европы важное место.
Песни о богах и героях заменяли варварам историю.
Самый древний — ирландский эпос.
-
сага
- Особая форма эпических сказаний ——сагапоявилась в древней исландии.
- Исландское слово «сага» происходит от глагола «сказать».
- Складывали саги скандинавские поэтыIХ-ХII вв. — скальды.
- Древнеисландские саги очень разнообразны: саги о королях, сага об исландцах, саги о древних временах .
-
Эдды
Собрание этих саг дошло до нас в виде двух Эдд: «Старшей Эдды» и «Младшей Эдды».
- Старшая Эдда— это сборник двенадцати стихотворных песен о богах и героях.
- Младшая Эдда— это пересказ древнегерманских мифов и сказаний.
-
Главный из богов — одноглазый Один, который первоначально был богом войны.
-
Второй по значению — бог грозы и плодородия Тор.
-
Третий — зловредный бог Локи.
-
А самый значительный герой — богатырь Сигурд.
-
В основе героических песен «Старшей Эдды» лежат общегерманские эпические сказания о золоте Нибелунгов, на котором лежит проклятие и которое всем приносит несчастье.
-
Ирландская Сага
Саги получили распространение и в Ирландии — самом крупном очаге кельтской культуры в средние века. Это была единственная страна Западной Европы, куда не ступала нога римского легионера. Ирландские сказания создавали и передавали потомкам друиды (жрецы), барды (певцы-поэты) и фелиды ( предсказатели).
-
В саге «Беовульф» — героическом эпосе англосаксов, фантастические приключения героев происходят на фоне исторических событий.
-
-
Литература Романской эпохи ХI-ХII вв.
Основные жанры:
- «ученая» церковная литература;
- рыцарская литература (героический эпос и куртуазный роман)
-
Героический эпос
В германском эпосе «Песнь о нибелунгах», есть и историческая основа, и сказка-вымысел. В эпосе отражены события Великого переселения народов IV-V вв.
В основу событий героического эпоса, прославляющего богатырскую силу и подвиги главных героев, положены реальные исторические события, которые переплетаются с вымыслом.
-
«Песнь о нибелунгах»
Есть и реальное историческое лицо — грозный вождь Атилла, который в поеме превратился в доброго, безвольного Этцеля.
-
Действие поэмы переносит нас в мир придворных празднеств, рыцарских турниров и прекрасных дам.
-
. Главный герой поэмы — нидерландский королевич Зигфрид, юный рыцарь, который совершил множество чудесных подвигов.
Он смел и отважен, молод и пригож, дерзок и самонадеян.
Но трагично сложилась судьба Зигфрида и его будущей жены Кримхильды, для которых роковым стал клад с золотом Нибелунгов.
-
Куртуазная литература (от фр.— учтивый),
Главными темами светской рыцарской, или куртуазной, литературы, которая возникла при дворах феодалов, были любовь к прекрасной даме, прославление подвигов и отражение ритуалов рыцарской чести.
-
Литература Готического периода.
Характерная черта куртуазной - рыцарской поэзии Готического периода - вызов средневековому аскетизму, возросший интерес к миру человека, которой способен не только молиться и воевать, но и нежно любить, восхищаться красотой природы.
Куртуазная поэзия представлена лирикой трубадуров и труверовво Франции, миннезингеров в Германии.
-
Трубадур
Трубадур — вольный художник, свободный певец-странник. «Трубадурское художество» приносило певцу неплохой доход, если, конечно, песни его нравились. Трубадур не был ничьим слугой и свою музыку и стихи сочинял не по заказу, а по собственному усмотрению. Странствующие трубадуры пользовались большим почетом у феодалов.
-
Труверы
Труверы-французские - придворные поэты-певцы .
Родилось и искусство труверов при дворах крупных феодалов. Первоначально труверами становились бедные рыцари, но позже среди них были и простолюдины. Искусство труверов разнообразнее, чем трубадуров, в их песнях больше простого и понятного, они похожи на баллады.
-
Миннезингеры
Миннезингеры — немецкие рыцарские поэты и музыканты (в переводе с немецкого Minnesinger означает «певец любви»). Миннезингеры, как и трубадуры, более всего пели о любви. Но по сравнению с трубадурами музыка их песен — простая и лаконичная — гораздо более строгая, даже суровая, а в самих песнях гораздо больше размышлений, чем чувств.
-
Лирическая поэзия трубадуров возникла на юге Франции в Провансе . Подразделялась на
следующие жанры:
- алъба— поэтический рассказ о расставании влюбленных утром после тайного ночного свидания;
- пастурель — лирическая песнь о встрече рыцаря с пастушкой;
- сирвента— стихотворение на моральную и политическую тему ;
- тенсоны— стихотворные диспуты. (буквально “спор").
-
К каким формам поэзии относятся следующие отрывки поэтических произведений?
Встретил пастушку вчера я,
Здесь у ограды блуждая.
Бойкая, хоть и простая,
Мне повстречалась девица.
Шубка на ней меховая
И кацавейка цветная
Чепчик — от ветра прикрыться.
Я не ворчун и не злослов,
А наглецам бы не прощал.
Господь, помимо всех даров,
Рассудок человеку дал,
Чтоб скромным быть. Но не таков
Любой из золотых мешков:
Из грязи в графы прет нахал, —
Уже и замок отмахал!
Короны есть, но нет голов,
Чтоб под короной ум блистал.
О славе дедовских гербов
Маркиз иль князь радеть не стал.
А у баронов при дворах
Я бы от голода зачах:
Хоть богатеет феодал,
Пустеет пиршественный зал.
-
Боярышник листвой в саду поник,
Где дона с другом ловят каждый миг:
Вот-вот рожка раздастся первый крик!
Увы, рассвет, ты слишком поспешил!
Ах, если б ночь господь навеки дал,
И милый мой меня не покидал,
И страж забыл свой утренний сигнал...
Увы, рассвет, ты слишком поспешил!
Бертран, пусть был бы выбор вам предложен:
Отречься от изысканных утех
Любви, забыв про прежний свой успех,
Иль больше не вытаскивать из ножен
Меча, притом что Дама-то как раз
Лишь воина ценить и будет в Вас,
Что предпочтете? Мой вопрос несложен
На вид, но в нем всей жизни смысл заложен.
Мой путь в любви, Сорель, был столь тревожен,Чинили дамы столько мне помех,Что я оставлю с радостью их всех;Мне кажется, ваш самый тезис ложен:Ведь от любви отказ - от мук отказ,Меж тем как список славных браней насУкрасит, и он может быть умножен;Иной ответ, пожалуй, невозможен.
-
В конце XII в. поэтов занимали больше не лирические стихи, а полные всяких авантюр стихотворные поэмы — рыцарские романы. Для многих из них материалом послужили легенды бретонского цикла, в которых действуют рыцари Круглого стола при дворе короля Артура.
-
Но самым популярным был роман о трагической любви — «Тристан и Изольда».
Роман о Тристане имеет много каждый автор вносил в роман свои детали.
-
Героический эпос и рыцарская литература нашли отражение в музыкальном творчестве Рихарда Вагнера, которого вдохновили сюжеты эпоса «Песнь о нибелунгах» и «Валькирии»
-
Городская литература Готического периода.
С развитием городов появились и новые формы литературных произведений.
Светская городская литература позднего Средневековья представлена следующими жанрами:
- во-первых - фаблио и шванки- реалистическими стихотворными новеллами;
- во- вторых - лирикой вагантов— бродячих студентов, школяров, низшего духовенства,
- в - третьих - народными сатирическими поэмами,
- в – четвертых –баллады.
-
В отличие от куртуазной городская поэзия тяготела к обыденной жизни, к быту. Реалистические стихотворные новеллы, которые во Франции назывались фаблио, а в Германии — шванк,
были светским жанром, и их сюжеты носили комический и сатирический характер, а главными героями были, как правило, хитрые, не лишенные авантюризма простолюдины.
(фаблио «О Буренке, поповской корове» ).
-
Лирическая поэзия вагантов (от лат. vagantez — бродячие люди), воспевающая щедрые дары природы, плотскую любовь, радость винопития и азартные игры, создавалась на латинском языке. Ее авторами были озорные школяры, неунывающие клирики и обедневшие рыцари.
-
Нищий студент
Я кочующий школяр... На меня судьбина свой обрушила удар, что твоя дубина.
Не для суетной тщеты, не для развлеченья — из-за горькой нищеты бросил я ученье.
На осеннем холоду, лихорадкой мучим, в драном плащике бреду, под дождем колючим.
В церковь хлынула толпа, долго длится месса. Только слушаю попа я без интереса.
К милосердию аббат паству призывает, а его бездомный брат зябнет, изнывает.
Подари, святой отец, мне свою сутану, и тогда я наконец мерзнуть перестану.
А за душеньку твою я поставлю свечку, чтоб господь тебе в раю подыскал местечко.
-
Народные поэмы
(«Роман о Лисе»).
В XII в. появляются народные поэмы,созданные на основе устного народного творчества — фольклора.
-
Баллады
В Англии были популярны баллады о Робин Гуде — благородном разбойнике, защитнике бедных и обездоленных.
-
Баллада о благородном рыцаре Айвенго
-
Робин Гуд и Айвенго упоминается в произведениях
У. Шекспира, и В. Скотта.
-
- Героический эпос какой страны считается самым древним?
- Что такое Сага?
- Какая страна является родиной - саг?
- Как называли поэтов слагающих саги?
- В каком произведение раннего Средневековья рассказывается о золоте приносящим несчастье?
- Назовите главные темы рыцарской литературы.
- На какой основе были созданы многие рыцарские романы?
- В какой стране возникла рыцарская поэзия?
- Назовите жанры рыцарской поэзии.
- Как называли поэтов во Франции и Германии?
- Назовите жанры городской светской литературы в эпоху Готики.
Ответь на вопросы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.