Презентация на тему "Литература средневековья"

Презентация: Литература средневековья
Включить эффекты
1 из 38
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.6
18 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по истории на тему: "Литература средневековья", созданная преподавателем специально для того, чтобы познакомить школьников с наиболее популярными жанрами, существовавшими в ту эпоху, и их особенностями.

Краткое содержание

  • Литература раннего западного Средневековья
  • Героический эпос
  • Эдды
  • Сага
  • Ирландская Сага
  • Литература Романской эпохи ХI-ХII вв
  • Куртуазная литература
  • Литература Готического периода
  • Лирическая поэзия трубадуров

Содержание

  • Презентация: Литература средневековья
    Слайд 1

    ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

  • Слайд 2

    Литература раннего западного Средневековья

    • Рассказы о жизни святых — агиографии.
    • Энциклопедические, научные и историографические труды.
    • Мифология , героический эпос, сага.
  • Слайд 3

    Героический эпос

    Героический эпоскак целостная картина народной жизни был самым значительным наследием литературы раннего Средневековья и занимал в художественной культуре Западной Европы важное место.

    Песни о богах и героях заменяли варварам историю.

    Самый древний — ирландский эпос.

  • Слайд 4

    сага

    • Особая форма эпических сказаний ——сагапоявилась в древней исландии.
    • Исландское слово «сага» происходит от глагола «сказать».
    • Складывали саги скандинавские поэтыIХ-ХII вв. — скальды.
    • Древнеисландские саги очень разнообразны: саги о королях, сага об исландцах, саги о древних временах .
  • Слайд 5

    Эдды

    Собрание этих саг дошло до нас в виде двух Эдд: «Старшей Эдды» и «Младшей Эдды».

    • Старшая Эдда— это сборник двенадцати стихотворных песен о богах и героях.
    • Младшая Эдда— это пересказ древнегерманских мифов и сказаний.
  • Слайд 6

    Главный из богов — одноглазый Один, который первоначально был богом войны.

  • Слайд 7

    Второй по значению — бог грозы и плодородия Тор.

  • Слайд 8

    Третий — зловредный бог Локи.

  • Слайд 9

    А самый значительный герой — богатырь Сигурд.

  • Слайд 10

    В основе героических песен «Старшей Эдды» лежат общегерманские эпические сказания о золоте Нибелунгов, на котором лежит проклятие и которое всем приносит несчастье.

  • Слайд 11

    Ирландская Сага

    Саги получили распространение и в Ирландии — самом крупном очаге кельтской культуры в средние века. Это была единственная страна Западной Европы, куда не ступала нога римского легионера. Ирландские сказания создавали и передавали потомкам друиды (жрецы), барды (певцы-поэты) и фелиды ( предсказатели).

  • Слайд 12

    В саге «Беовульф» — героическом эпосе англосаксов, фантастические приключения героев происходят на фоне исторических событий.

  • Слайд 13
  • Слайд 14

    Литература Романской эпохи ХI-ХII вв.

    Основные жанры:

    • «ученая» церковная литература;
    • рыцарская литература (героический эпос и куртуазный роман)
  • Слайд 15

    Героический эпос

    В германском эпосе «Песнь о нибелунгах», есть и историческая основа, и сказка-вымысел. В эпосе отражены события Великого переселения народов IV-V вв.

    В основу событий героического эпоса, прославляющего богатырскую силу и подвиги главных героев, положены реальные исторические события, которые переплетаются с вымыслом.

  • Слайд 16

    «Песнь о нибелунгах»

    Есть и реальное историческое лицо — грозный вождь Атилла, который в поеме превратился в доброго, безвольного Этцеля.

  • Слайд 17

    Действие поэмы переносит нас в мир придворных празднеств, рыцарских турниров и прекрасных дам.

  • Слайд 18

    . Главный герой поэмы — нидерландский королевич Зигфрид, юный рыцарь, который совершил множество чудесных подвигов.

    Он смел и отважен, молод и пригож, дерзок и самонадеян.

    Но трагично сложилась судьба Зигфрида и его будущей жены Кримхильды, для которых роковым стал клад с золотом Нибелунгов.

  • Слайд 19

    Куртуазная литература (от фр.— учтивый),

    Главными темами светской рыцарской, или куртуазной, литературы, которая возникла при дворах феодалов, были любовь к прекрасной даме, прославление подвигов и отражение ритуалов рыцарской чести.

  • Слайд 20

    Литература Готического периода.

    Характерная черта куртуазной - рыцарской поэзии Готического периода - вызов средневековому аскетизму, возросший интерес к миру человека, которой способен не только молиться и воевать, но и нежно любить, восхищаться красотой природы.

    Куртуазная поэзия представлена лирикой трубадуров и труверовво Франции, миннезингеров в Германии.

  • Слайд 21

    Трубадур

    Трубадур — вольный художник, свободный певец-странник. «Трубадурское художество» приносило певцу неплохой доход, если, конечно, песни его нравились. Трубадур не был ничьим слугой и свою музыку и стихи сочинял не по заказу, а по собственному усмотрению. Странствующие трубадуры пользовались большим почетом у феодалов.

  • Слайд 22

    Труверы

    Труверы-французские - придворные поэты-певцы .

    Родилось и искусство труверов при дворах крупных феодалов. Первоначально труверами становились бедные рыцари, но позже среди них были и простолюдины. Искусство труверов разнообразнее, чем трубадуров, в их песнях больше простого и понятного, они похожи на баллады.

  • Слайд 23

    Миннезингеры

    Миннезингеры — немецкие рыцарские поэты и музыканты (в переводе с немецкого Minnesinger означает «певец любви»). Миннезингеры, как и трубадуры, более всего пели о любви. Но по сравнению с трубадурами музыка их песен — простая и лаконичная — гораздо более строгая, даже суровая, а в самих песнях гораздо больше размышлений, чем чувств.

  • Слайд 24

    Лирическая поэзия трубадуров возникла на юге Франции в Провансе . Подразделялась на ­

    следующие жанры:

    • алъба— поэтический рассказ о расставании влюбленных утром после тайного ночного свидания;
    • пастурель — лирическая песнь о встрече рыцаря с пастушкой;
    • сирвента— стихотворение на моральную и политическую тему ;
    • тенсоны— стихотворные диспуты. (буквально “спор").
  • Слайд 25

    К каким формам поэзии относятся следующие отрывки поэтических произведений?

    Встретил пастушку вчера я,

    Здесь у ограды блуждая.

    Бойкая, хоть и простая,

    Мне повстречалась девица.

    Шубка на ней меховая

    И кацавейка цветная

    Чепчик — от ветра прикрыться.

    Я не ворчун и не злослов,

    А наглецам бы не прощал.

    Господь, помимо всех даров,

    Рассудок человеку дал,

    Чтоб скромным быть. Но не таков

    Любой из золотых мешков:

    Из грязи в графы прет нахал, —

    Уже и замок отмахал!

    Короны есть, но нет голов,

    Чтоб под короной ум блистал.

    О славе дедовских гербов

    Маркиз иль князь радеть не стал.

    А у баронов при дворах

    Я бы от голода зачах:

    Хоть богатеет феодал,

    Пустеет пиршественный зал.

  • Слайд 26

    Боярышник листвой в саду поник,

    Где дона с другом ловят каждый миг:

    Вот-вот рожка раздастся первый крик!

    Увы, рассвет, ты слишком поспешил!

    Ах, если б ночь господь навеки дал,

    И милый мой меня не покидал,

    И страж забыл свой утренний сигнал...

    Увы, рассвет, ты слишком поспешил!

    Бертран, пусть был бы выбор вам предложен:

    Отречься от изысканных утех

    Любви, забыв про прежний свой успех,

    Иль больше не вытаскивать из ножен

    Меча, притом что Дама-то как раз

    Лишь воина ценить и будет в Вас,

    Что предпочтете? Мой вопрос несложен

    На вид, но в нем всей жизни смысл заложен.

    Мой путь в любви, Сорель, был столь тревожен,Чинили дамы столько мне помех,Что я оставлю с радостью их всех;Мне кажется, ваш самый тезис ложен:Ведь от любви отказ - от мук отказ,Меж тем как список славных браней насУкрасит, и он может быть умножен;Иной ответ, пожалуй, невозможен.

  • Слайд 27

    В конце XII в. поэтов занимали больше не лирические стихи, а полные всяких авантюр стихотворные поэмы — рыцарские романы. Для многих из них материалом послужили легенды бретонского цикла, в которых действуют рыцари Круглого стола при дворе короля Артура.

  • Слайд 28

    Но самым популярным был роман о трагической любви — «Тристан и Изольда».

    Роман о Тристане имеет много каждый автор вносил в роман свои детали.

  • Слайд 29

    Героический эпос и рыцарская литература нашли отражение в музыкальном творчестве Рихарда Вагнера, которого вдохновили сюжеты эпоса «Песнь о нибелунгах» и «Валькирии»

  • Слайд 30

    Городская литература Готического периода.

    С развитием городов появились и новые формы литературных произведений.

    Светская городская литература позднего Средневековья представлена следующими жанрами:

    • во-первых - фаблио и шванки- реалистическими стихотворными новеллами;
    • во- вторых - лирикой вагантов— бродячих студентов, школяров, низшего духовенства,
    • в - третьих - народными сатирическими поэмами,
    • в – четвертых –баллады.
  • Слайд 31

    В отличие от куртуазной городская поэзия тяготела к обыденной жизни, к быту. Реалистические стихотворные новеллы, которые во Франции назывались фаблио, а в Германии — шванк,

    были светским жанром, и их сюжеты носили комический и сатирический характер, а главными героями были, как правило, хитрые, не лишенные авантюризма простолюдины.

    (фаблио «О Буренке, поповской корове» ).

  • Слайд 32

    Лирическая поэзия вагантов (от лат. vagantez — бродячие люди), воспевающая щедрые дары природы, плотскую любовь, радость винопития и азартные игры, создавалась на латинском языке. Ее авторами были озорные школяры, неунывающие клирики и обедневшие рыцари.

  • Слайд 33

    Нищий студент

    Я кочующий школяр... На меня судьбина свой обрушила удар, что твоя дубина.

    Не для суетной тщеты, не для развлеченья — из-за горькой нищеты бросил я ученье.

    На осеннем холоду, лихорадкой мучим, в драном плащике бреду, под дождем колючим.

    В церковь хлынула толпа, долго длится месса. Только слушаю попа я без интереса.

    К милосердию аббат паству призывает, а его бездомный брат зябнет, изнывает.

    Подари, святой отец, мне свою сутану, и тогда я наконец мерзнуть перестану.

    А за душеньку твою я поставлю свечку, чтоб господь тебе в раю подыскал местечко.

  • Слайд 34

    Народные поэмы

    («Роман о Лисе»).

    В XII в. появляются народные поэмы,созданные на основе устного народного творчества — фольклора.

  • Слайд 35

    Баллады

    В Англии были популярны баллады о Робин Гуде — благородном разбойнике, защитнике бедных и обездоленных.

  • Слайд 36

    Баллада о благородном рыцаре Айвенго

  • Слайд 37

    Робин Гуд и Айвенго упоминается в произведениях

    У. Шекспира, и В. Скотта.

  • Слайд 38
    • Героический эпос какой страны считается самым древним?
    • Что такое Сага?
    • Какая страна является родиной - саг?
    • Как называли поэтов слагающих саги?
    • В каком произведение раннего Средневековья рассказывается о золоте приносящим несчастье?
    • Назовите главные темы рыцарской литературы.
    • На какой основе были созданы многие рыцарские романы?
    • В какой стране возникла рыцарская поэзия?
    • Назовите жанры рыцарской поэзии.
    • Как называли поэтов во Франции и Германии?
    • Назовите жанры городской светской литературы в эпоху Готики.

    Ответь на вопросы.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке