Содержание
-
А.С. Пушкин
Презентацию подготовила Шарун Елена Викторовна Маленькие трагедии
-
«Маленькие трагедии», написанные как единый цикл о трагедии человеческих страстей, включают четыре пьесы: «Скупой рыцарь» «Моцарт и Сальери» «Каменный гость» «Пир во время чумы» Они были закончены друг за другом осенью 1830 года в Болдино. По словам В.А.Фаворского (автор иллюстраций), «Маленькие трагедии» - это кубок, наполненный страстями, «громокипящий кубок».
-
«Маленькие трагедии» действительно маленькие, короткие истории, но столь захватывающие, что прочитываешь их на одном вздохе. Сюжеты о Дон Жуане или о Моцарте и Сальери были известны и до Пушкина, не только он использовал их в своём творчестве, но именно Пушкин сумел преподнести эти легенды так ярко и выразительно, что они стали для большинства настоящей и непреложной истиной. Очень сильна эмоциональная сторона трагедий. Характеры героев, их поведение представлены чрезвычайно ясно. Читатель вместе с ними переживает их внутреннюю борьбу, сомнения, страх. Это творение Пушкина вдохновляет своими сильными образами, красивыми и жуткими сценами. Есть здесь и страх, и любовь, и страсть, и предательство.
-
Мы решили взять и рассмотеть одну из «Трагедий» Пушкина, а именно о Моцарте и Сальери.
Несмотря на то, что в названии трагедии имя Сальери стоит на втором месте, главным персонажем является всё же он, (если разобраться), а не Моцарт. С а л ь е р и «Родился я с любовию к искусству; Ребенком будучи, когда высоко Звучал орган в старинной церкви нашей, Я слушал и заслушивался - слезы Невольные и сладкие текли.» Официально его зовут Антонио Сальери, интересно, что с итальянского Антонио означает "неоценимый"... Французский актёр Флорент Мот в образе Сальери
-
Истинная же тема трагедии Пушкина не музыка, не искусство и даже не творчество, а сама жизнь творцов, и притом не конкретно кого-то одного Моцарта или Сальери, но Моцарта и Сальери, это загадочное и чудесное двуединство дружбы, осуществляемая ею двуипостасность. Словом, «Моцарт и Сальери» есть трагедия о дружбе, нарочитое же ее имя – «Зависть», как первоначально и назвал было ее Пушкин. Актёры Микеле Локонте и Флорент Мот в образах Моцарта и Сальери
-
«Многие ли из прошедших искус творчества способны сделать такое признание даже пред самими собой? В Сальери чрезвычайно обострена сознательность и честность мысли: он ясно мыслит, много знает. И он не может не знать, что его восторги, вдохновения, его искусство - только зов, только обетование или намек: душа его любит Моцарта, как цветок солнечный луч; "когда же мне не до тебя" - этот стон души Сальери есть вопль его художественного самосознания.» С. БУЛГАКОВ С а л ь е р и Когда великий Глюк Явился и открыл нам новы тайны (Глубокие, пленительные тайны!) – Не бросил ли я все, что прежде знал, Что так любил, чему так жарко верил, И не пошел ли бодро вслед за ним, Безропотно, как тот, кто заблуждался, И встречным послан в сторону иную?
-
Сальери не завистник по природе, как и сам он свидетельствует об этом. Сальери присуща черта истинного благородства духа - способность признавать свои ошибки и сознательно учиться у другого, признавая его превосходство. Но всё же... Теперь мы понимаем фразу "Убить в себе Сальери".
-
А Моцарт? В его отношениях к Сальери нельзя уловить чего-либо нездорового. Он - друг Сальери, доверчивый и ясный, в нем нет ни зависти, ни самопревознесения: "ведь он был гений, как ты да я", - этого не скажет Сальери. Моцарт несет ему на суд свои вещи и восхищается его любовью к искусству. Несомненно и Сальери представляет для своего друга в известном отношении высшую инстанцию, тоже высшее Я, и нельзя не верить искренности признаний и похвал Моцарта. Моцарт слышит, что происходит в Сальери, до его чуткого уха доносится душевный его раздор, но он не оскорбил своей дружбы нечистым подозрением и не связал своих переживаний с их источником; это может казаться наивным до глупости, но, вместе с тем, благородно до гениальности. Моцарт мучится мыслью о заказавшем ему реквием черном человеке: "мне кажется, он с нами сам-третей сидит", и однако он не допускает и мысли, что это - черная совесть самого Сальери. Он отвечает последнему на молчаливую муку его вопрошаний, гений ли он и совместимо ль с гением злодейство.
-
Моцарт слышит и эти вопросы и тем не менее заранее отвергает, в связи с рассказом о Бомарше, всякое подозрение против друга. И когда в ответ на эту дружбу Сальери его отравляет, он дарит его последним доверием и в отчаянном плаче Сальери видит лишь проявление исключительной его любви к музыке. "Когда бы все так чувствовали силу Гармонии!" Моцарт не изменил дружбе и умирает победителем.
-
Пушкин опускает занавес в тот момент, когда у Сальери зародилось уже роковое и последнее сомнение в своей гениальности. «Ты заснёшь Надолго, Моцарт! Но ужель он прав, И я не гений? Гений и злодейство Две вещи несовместные. Неправда: А Бонаротти? или это сказка Тупой бессмысленной толпы - и не был Убийцею создатель Ватикана?» Сальери цепляется за легенду о Бонаротти, но зыбучая почва уходит из-под ног: "иль это сказка пустой, бессмысленной толпы, и не был убийцею создатель Ватикана?" Дальнейший жизненный путь Сальери уже обозначен в этих скупых словах - его ждет известная судьба: "шед удавися". Он уже совершил духовное самоубийство, когда всыпал припасенный про черный день "последний дар Изоры", ибо не Моцарта, но себя отравил тогда Сальери...
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.