Содержание
-
«Мастер и Маргарита»
Подготовил учитель Русского языка и литературы Старченко Наталья Дмитриевна
-
«Мастер и Маргарита» - итоговое и самое значительное произведение писателя М.Булгакова.
-
Долгая работа над романом (8 редакций) с зимы 1928/29 года до самой смерти писателя в 1940 году.
-
На одной из рукописей он сделал пометку: «Не умереть, пока не закончу».
-
«Мастер и Маргарита» - это плод отчаяния и выход из отчаяния сильного человека. Это философский итог жизни, и это духовное возмездие бюрократии, навеки заспиртованной в свете вечности. Как в поэме великого итальянца, здесь каждый навеки пригвожден к своему месту. Поражает благородная завышенность требований к художнику, то есть к самому себе» Фазиль Искандер
-
Название романа
Существовали варианты названия романа такие, как: «Черный маг» «Сатана» «Черный богослов» «Князь тьмы» «Копыто инженера»
-
Роман не был опубликован при жизни писателя. Впервые напечатан в журнале «Москва» в 1967 году (№№ 1-2). Роман вызвал и вызывает острую полемику, различные гипотезы, трактовки. Он удивляет своей неисчерпаемостью. Не укладывается в традиционные, привычные схемы.
-
Перекличка с «Фаустом» Гете пронизывает все действие романа М.А.Булгакова;
-
Из «Драматических сочинений» С.Ермолинского
«Слушали его с изумлением. Еще бы! Неожиданность каждой новой главы ослепляла…Но потом некоторые говорили мне шепотком: «Конечно, это необыкновенно талантливо. И, видимо, колоссальный труд. Но посудите сами, зачем он это пишет? На что рассчитывает? И ведь это же может…навлечь! Как бы поосторожнее ему сказать, чтобы он понял. Не тратил силы и времени так расточительно и заведомо зря…»
-
Роман Булгакова посвящен вечным проблемам, существующим в настоящем так же, как и много веков назад:
Истина и справедливость как высшие общечеловеческие ценности Человек и власть Внутренняя свобода и несвобода человека Добро и зло, вечное их противостояние и борьба Верность и предательство Пагубная страсть людей к наживе Милосердие и всепрощение
-
Проблема веры как величайшей нравственной ценности
Различные «лики» веры: Вера в мнимые ценности – Босой Страх потери веры – Мастер Всесильность веры в любовь и добро – Маргарита, Иешуа
-
Жанр романа
Роман можно назвать и бытовым, и фантастическим, и философским, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим. Он многожанров и многопланов. Все тесно переплетено, как в жизни. Жанр романа можно определить как роман-миф (по мнению М.Элиаде, миф представляет такую художественную структуру, которая воплощает всё, систематически повторяющееся в жизни человечества)
-
Своеобразие композиции романа
-
Роман включает в себя два повествовательных плана. Их сочетание позволяет создать полотно, отличающееся эпическим размахом и философской глубиной. Каждому плану соответствует своя временная система
Сатирический(бытовой) план: Москва 20-30гг. настоящее Действие продолжается четыре дня и время течет в традиционных рамках. Символический (библейский или мифологический) план: древний Ершалаим прошлое Действие продолжается в течение одного дня (бесконечная полночь или вечный день) и наступает «вечный покой» Воспоминания о прошлом и предсказание будущего
-
Композиционный принцип «роман в романе»
Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа. Связующая роль Мастера, написавшего роман об Иешуа Ряд отражений создает впечатление перспективы, уходящей в глубь исторического времени, в вечность.
-
С точки зрения композиции необычно и то, что герой, Мастер, появляется лишь в 13 главе («Явление героя») Сознательно, порой демонстративно подчеркивая автобиографичность образа Мастера, автор говорит о том, что судьба Мастера-Булгакова закономерна: в стране «победившего социализма» нет места свободе творчества, есть лишь запланированный «социальный заказ». Мастеру нет места в этом мире – ни как писателю, ни как мыслителю, ни как человеку. Этим Булгаков ставит диагноз обществу.
-
Наличие в романе различных пространственных и временных уровней, смешение прошлого и настоящего, реального и потустороннего: Три пласта: настоящее, прошлое и вневременное измерения Взаимосвязь трех пластов повествования через решение общих философских, нравственных и социальных проблем
-
Общий принцип построения романа – многоплановость, переплетение разнообразных начал: трагического (гибель Иешуа) комического (сцена в театре «Варьете») реального фантастического сатирического лирического
-
Принцип «зеркальности» событий
Наличие для каждого события пласта «двойника» в другом: беседа о вере Понтия Пилата и Иешуа – беседа о вере Воланда и Берлиоза две «версии» смерти Мастера и Маргариты
-
Принцип «сквозных» персонажей
Присутствие отдельных персонажей в разных планах повествования: Воланд на своем балу, на балконе Понтия Пилата, в театре «Варьете»
-
Взаимопроецирование образов романа
Существование триад персонажей: Понтий Пилат – Воланд – профессор Стравинский Пес Пилата – кот Бегемот –милицейская собака Тузбубен Азазелло – Кот – Фагот Афраний – Крысобой – Банга Гелла – Наташа - Низа
-
Персонажи–«двойники»: Иешуа – Мастер (нравственный или творческий подвиг, учение Иешуа и роман Мастера) Левий Матвей и Иван Бездомный (продолжатели дела своих учителей) Иуда и АлоизийМогарыч (предательство ради выгоды)
-
Принцип объединяющих образов-символов и образов-лейтмотивов:
Изнуряющая жара на Патриарших прудах (солнце «разбито на куски») и в Ершалаиме (солнце «лопнуло» в момент казни) Очистительная гроза, обрушившаяся на Москву и Иудею Вечные символы – солнце, луна, туча, молния – силы природы Хронологические совпадения состояния природы – утреннее солнце, послеобеденные тучи, вечерняя гроза
-
-
Наличие «скреп»
«Скрепы» - повторяющиеся предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую – подчеркивают объективность происходящего
-
Цветовые переклички
Тревожно-желтые цветы в руках Маргариты Плащ Понтия Пилата с кровавым подбоем Невысыхающая черно-красная лужа у ног Понтия Пилата
-
Стилистические совпадения
Сходство отдельных деталей, ритма фраз в описании Ершалаима и Москвы
-
Сложная трехмирная структура романа с разветвленной системой действующих лиц позволила автору максимально замаскировать сатирический пафос произведения. Переключив внимание читателя на хитросплетения поступков героев и их сложные взаимоотношения, Булгаков дает яркую картину московского быта конца 1920-х годов, решенную как гротеск, переходящий в фантасмагорию.
-
Основным средством создания гротеска становится художественная деталь: бытовая портретная символическая Детали придают необходимую автору достоверность происходящего и локализуют повествование в пространстве.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.