Содержание
-
9 класс
Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»
-
Цели урока:
- Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»
- Повторить понятия: романтизм, элегия.
- Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.
- Проследить композицию и сюжет стихотворения.
- Сопоставить стихотворение А.С. Пушкина и картину И.Е.Репина и И.К.Айвазовского «Прощай, свободная стихия!» (А.С.Пушкин у Черного моря)
Цели урока:
-
Романтизм:
1. Романтическая страстная личность.
2. Конфликт между личностью и обществом.
3. Сильный характер романтического героя.
4. Исключительные обстоятельства.
5. Экзотическая природа, романтический пейзаж.
6. Стремление к абсолютной свободе.
7. Поиск непостижимого идеала в сочетании с пониманием несовершенства мира.
-
Элегия -
жанровая форма лирики, представляет собой философские размышления, грустные раздумья о жизни, о судьбе человека
-
Море -
« свободная стихия», «гордая краса» , « ропот заунывный», «грустный шум», «шум призывный», «своенравные порывы», «торжественная краса», « и блеск, и тень, и говор волн…»
-
Основная тема элегии -
Тема свободы, т.к. все атрибуты моря это в равной степени и атрибуты свободы – «гордая краса», «своенравные порывы» и т.д.
-
Композиционный план стихотворения:
- 1-5 строфа – воспоминание о море;
- 6 строфа – порыв к личной свободе, желание вырваться на волю;
- 7-8 строфа – о страсти, которую испытал поэт;
- 9-10 строфа – образ Наполеона;
- 10-12 строфа – образ Байрона;
- 13 строфа – размышление о своей судьбе и судьбе мира;
- 14-15 строфа – обещание не забыть торжественной красоты моря.
-
2 группа:
Задание: 1. Найти средства художественной выразительности, которыми пользуется автор в изображении моря.
2. Какое настроение они передают?
3. Почему поэт, говоря о море, называет его: «Моей души предел желанный»?
-
3 группа:
Задание: 1. 7-я строфа начинается словами: «Ты ждал, ты звал…»
Что это – грамматическая ошибка или стилистическая фигура?
Почему к морю поэт обращается в мужском роде?
2. Как образы Байрона и Наполеона связаны с образом моря?
-
П.А.Вяземский:
«Наполеон на скале Святой Елены и Байрон в Миссолунгах! Вот два поэтических фароса, которые освещают нашу глубокую ночь».
-
- Лорд Байрон
- Наполеон Бонапарт
-
4 группа:
Задание: 1. Синтаксис стихотворения. Какими приемами пользуется Пушкин?
2. Звукопись стихотворения. Найти примеры аллитерации, ассонанса.
Что придают звуковые повторы стихотворению?
Как помогают раскрыть тему моря?
3. В одном из первоначальных вариантов 5-я строфа начиналась так:
«Беспечный парус рыбарей». Слово беспечный Пушкин заменяет на «смиренный», зачем он это делает?
-
5 группа:
Задание: 1. Найти приемы контраста в стихотворении. Как они помогают в раскрытии сюжета стихотворения? ( Строфы 4, 5,7)
2.Почему оказалась нереализованной мечта поэта о свободе?
-
- Композиция – построение произведения.
- Сюжет – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.
-
6 группа:
Задание: 1. Сопоставьте картину И.Е.Репина и И.К. Айвазовского «Пушкин у моря. «Прощай свободная стихия!» со стихотворением Пушкина «К морю».
Какие мотивы стихотворения нашли отражение на полотне Айвазовского и Репина?
Какие слова стихотворения созвучны картине?
2.Как антитеза брег, берег – море реализуется в стихотворении и находит символическое воплощение на картине?
3.Вчитайтесь в пушкинское стихотворение, всмотритесь в полотно И.Е. Репина и И.К.Айвазовского. В какой степени лишенная звуков картина заставляет вспомнить звукопись, музыкальность стихотворения?
-
И.Е. Репин, И.К.Айвазовский
Пушкин у моря. «Прощай, свободная стихия!»
-
Черты романтизма в элегии:
- Пронизана романтическим настроением.
- Романтический пейзаж.
- Гордое одиночество поэта.
- Романтичны скорбные думы о судьбах человечества.
- Обращением к морю, океану стирается грань между природой, стихией и человеком.
-
М.И.Цветаева:
«Прощай, свободная стихия…» - стихотворение романтическое, наиромантичнейшее из всех мне известных – сама Романтика: Море, Любовь, Неволя, Наполеон, Байрон, Обожание…»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.