Содержание
-
Открытый урок по литературеСтрельцова Л.Ю.
ТЕМА: «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»
-
Литературная разминка
1. Раскройте литературоведческие понятия: - Послание - Гимн - Инверсия -Антитеза - Троп - Мотив - Баллада - Лирика
-
2. Схематически изобразите стихотворный размер: Ямб ___ ` ___ Хорей `___ ___ Дактиль `___ ___ ___ Амфибрахий ___ `___ ___ Анапест ___ ___ `___
-
Прочитайте наизусть одно из посланий А.С. Пушкина. К кому обращается в своих посланиях А.С.Пушкин? Какова отличительная особенность жанра?
-
Парус. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрипит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
-
ЛермонтовМихаилЮрьевич(1814-1841)
-
-
Утес Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.
-
ТЕМА:«Мотив одиночества в поэзии М.Ю.Лермонтова»
-
Задачи:
Вспомнить эпизоды биографии М.Ю.Лермонтова и попытаться найти причины зарождения мотива одиночества; Учиться определять основную тему лирического произведения; Анализировать и сравнивать литературные произведения; Повторить литературоведческие понятия.
-
Эпиграф к уроку
Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить, Делить веселье все готовы – Никто не хочет грусть делить… («Одиночество» М.Ю.Лермонтов)
-
Воспроизведите по ключевым словам факты биографии поэта
Москва 1814
-
Семья
-
3 года
Я сын страданья. Мой отец Не знал покоя, по конец, В слезах угасла мать моя…
-
Тарханы
-
Кавказ
Приветствую тебя, Кавказ седой! Твоим горам я путник не чужой: Они меня в младенчестве носили И к небесам пустыни приучили. И долго мне мечталось с этих пор Все небо юга да утесы гор.
-
«Смерть поэта»
Отмщенье, государь, отмщенье! Паду к ногам твоим! Будь справедлив и накажи убийцу, Чтоб казнь его в позднейшие века Твой правый суд потомству возвестила, Чтоб видели злодеи в ней пример.
-
Ссылка
-
Убит 15 июля 1841г. близ горы Машук Дуэль
-
Листок
Какое настроение пробудило в вас это стихотворение? На произведение какого жанра похоже оно? Обоснуйте свой ответ. Если бы вы были художником, какой пейзаж вы нарисовали по этому сюжету? А будучи композитором, какую мелодию вы сочинили к этому стихотворению?
-
-
Тема
бесприютность, одиночество листка Основная мысль скитание, поиск родной души, пристанища Композиция 1 строфа- судьба одинокого листка 2 строфа- благополучное существование молодой чинары 3 строфа и далее - диалог странника и чинары
-
Стихотворный размер
Ду-бо-вый- ли-сток- о-тор-вал-ся –от- вет-ки –ро-ди-мой И в-степь –у-ка-тил-ся-, жес-то-ко-ю- бу-рей –го-ни-мый Пятистопный амфибрахий ___ `___ ___
-
Средства выразительности
Эпитеты ветка родимая, бурей гонимый ,тоска глубокая, солнцем любима Олицетворения ветер шепчется, лаская зелёные ветки, листок молит ,море умывает корни Инверсия засох я, молит с тоскою глубокой, сынам моим свежим не пара Антитеза листок и чинара, степь и Чёрное море, холод и зной, песни райских птиц и рассказы мудреные и чудные
-
1.Оределите предметный ряд произведения Листок - Чинара Степь – Райский сад 2. Как показаны одиночество и бесприютность? Оторвался от ветки родимой», «жестокою бурей гонимый», «увял он от холода, зноя и горя», «докатился до Чёрного моря». 3.Почему чинара отказывается приютить странника? Не желает нарушать свой покой. 4. Какие мотивы звучат в этом стихотворении? Одиночества, странничества. 5.В каких ещё произведениях Лермонтова звучат эти мотивы? «Утёс», «На севере диком..», «Тучи», «Парус».
-
Сравним стихотворения В.А.Жуковского и М.Ю.Лермонтова с общим названием «Листок».
В.А.Жуковский. Тема Основная мысль Сюжет Лирический герой Композиция Настроение М.Ю.Лермонтов Тема Основная мысль Сюжет Лирический герой Композиция Настроение
-
Вывод:
Тема общая, судьба одинокого листка. Настроение в «Листке» В.А.Жуковского-исполнение предназначенного роком, судьбой; нет отчаяния, одиночества, а в стихотворении Лермонтова - поиски родной души, пристанища.
-
Подведём итоги.
Как вы понимаете литературоведческий термин «мотив лирики»? Какие мотивы лирики М.Ю.Лермонтова мы с вами сегодня определили? Вернёмся к эпиграфу. Какой жизненный урок мы можем извлечь из этого изречения? Чему оно учит нас?
-
Как страшно жизни сей оковыНам в одиночестве влачить,Делить веселье все готовы – Никто не хочет грусть делить… («Одиночество» М.Ю.Лермонтов)
Какой жизненный урок мы можем извлечь из этого изречения? Чему оно учит нас?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.