Презентация на тему "Михаил Булгаков и его творчество" 11 класс

Презентация: Михаил Булгаков и его творчество
Включить эффекты
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Михаил Булгаков и его творчество"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 16 слайдов. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по литературе для 11 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Михаил Булгаков и его творчество
    Слайд 1

    Михаил БулгаковЛичность. Творчество

    Урок литературы 11 класс

  • Слайд 2

    Цель урока

    Познакомиться с основными периодами жизни и творчества М.А. Булгакова Обозначить своеобразие художественного мира писателя Оборудование: фотографии писателя, видеофильм о Булгакове.

  • Слайд 3

    Вступление

    Речь идет о писателе, личность которого вот-вот станет легендой, а легенда вот-вот сложится из свидетельств самых разных, иногда случайных, иногда преднамеренных. В такой момент совершенно особый смысл приобретает слово человека, который знает больше других и не заинтересован ни в чем, кроме того, чтобы сказать правду. К таким свидетельствам относится Сергей Ермолинский. Автор, который считал, что дружба с Булгаковым стала для него тем уроком, который помог ему выдержать все удары судьбы.

  • Слайд 4

    Эпиграф урока

    Люди выбирают разные пути. Один, спотыкаясь, карабкается по дороге тщеславия, другой ползет по тропе унизительной лести, иные пробираются по дороге лицемерия и обмана. Иду ли я по одной из этих дорог? Нет! Я иду по крутой дороге рыцарства и презираю земные блага, но не честь! М. Булгаков. Дон Кихот

  • Слайд 5

    Случай 1

    Вечерело. Катили мы по лыжне Москвы-реки и продолжали рассуждать. Он любил повторять, как ненавидит трусость. От нее, говорил он, происходит вся подлость человеческая. И в литературе тоже: от трусости, ну еще конечно, от мелкого тщеславия. Тоже еще и от зависти. Эй, страшная вещь! Не могу привыкнуть, а пора бы,- сокрушался он, - все время чувствую недоверие к себе, подозрительность, придирку к каждому написанному слову. Наверное, преувеличиваю, ну, да тут нечему удивляться – чехлы на нервах поистрепались. Когда я приехал в Москву, литература наша начиналась с ручейков, крикливых и шумных, и лишь постепенно сливалась в большую реку. Казалось бы, плыть стало просторнее, а ведь нет, не легче. Тут потребовалось особое умение, его у меня не оказалось. Другие умерли, а я, о нет, решительно не умел. Позже он скажет жестче: Литература, приспособленная для того, чтобы поспокойнее и побогаче устроить свою жизнь, самый отвратительный вид делячества. Писатель должен быть стойким, как бы ни было ему трудно. Без этого литературы не существует.

  • Слайд 6

    Страницы из жизни

    Начал он свою самостоятельную жизнь вполне нормально. В 1916 году, в разгар 1-ой мировой, окончил медицинский факультет Киевского университета со званием «лекаря с отличием», был направлен земским врачом на Смоленщину. Ему приходилось совмещать терапевта и хирурга, акушера и окулиста. Именно там, в сельской больнице, когда в борьбе за человеческую жизнь требовались мгновенные и твердые решения, именно там, может быть и начал складываться характер будущего писателя М. Булгакова. В 1918 году вернулся в Киев, где впервые столкнулся с разбушевавшейся стихией революции. «Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй» - первые строки романа «Белая гвардия». Вместе со своим родным городом он пережил все кровавые смуты на Украине (немцев, гетмана Скоропадского, Петлюру, белую армию). Он не только многое увидел, но и многое понял за это время.

  • Слайд 7

    Случай 2

    И когда деникинцы, бросив Киев и отступая на юг, мобилизовали его как врага, он все более убеждался, что ему с ними не по пути. Где-то между Пятигорском и Грозным его, заболевшего тифом, в бреду тащили в обозе, «спасая от большевиков», но он бежал. «Быть интеллигентом вовсе не значит обязательно быть идиотом», - саркастически напишет он впоследствии. Так кончился военврач М.А. Булгаков, до конца дней своих уважающий медицину, но пожелавший шире охватить мир.

  • Слайд 8

    В своем творчестве он всегда исходил из того, что подсказывала ему жизнь. Он смотрел на нее не равнодушными глазами. Его писательская позиция была неизменной и тем более непримиримой, когда он сталкивался с любым проявлением беспринципности и угодничества, нечестности и бесстыдного хамелеонства. Он не был бытописателем. По-своему переворачивая быт, он обнажал зловещие корни мещанства, хлынувшего с НЭПом, а следом за ним и послереволюционной обывательщины, стяжательства, карьеризма.

  • Слайд 9

    1924 год – роман «Белая гвардия». В нем запечатлелись еще не остывшие, жгучие воспоминания о Киеве времен гражданской войны. Тут были куски личной жизни, втянувшей его в бурный поток событий и превратившей его, врача, в литератора… Художественный театр заинтересовался романом, и автор сделал его инсценировку «Дни Турбиных». Просмотр видеофильма «Булгаков в Киеве»

  • Слайд 10

    «Дни Турбиных»

    В пьесе, как и в романе, Булгаков выступил адвокатом и прокурором русской интеллигенции. Он всегда почитал ее как одно из высших проявлений духовной силы русского народа и никогда не изменял этой вере. Но он смотрел исторической правде в глаза и именно поэтому клеймил изменников и трусов из своей среды, судил их беспощадным судом. Тальберг мерзок и жалок. (Акт 1, стр. 116) Алексей Турбин полон чистоты и благородства (Акт 3, стр. 141)

  • Слайд 11

    Вот именно за этот «объективизм» критика и обрушилась на театр и на Булгакова. Слова А. Турбина, которыми тот останавливал юнкеров: «В бой я вас не поведу, потому что в балагане не участвую, тем более что за этот балаган заплатите своей кровью и совершенно бессмысленно, вы все!...», этих слов не услышали. Почему? Лицом к лицу Булгаков столкнулся с читателем и зрителем, который только что прошел тяжелейшие дороги гражданской войны. Ее раны еще кровоточили. Слова «офицер», «золотопогонник», «генерал» вызывали ненависть. Понятия «Россия», «Отечество», «Родина» не отрывались от имен Колчака, Деникина, Врангеля.

  • Слайд 12

    И тут же на сцене идет спектакль с героями – белыми офицерами, и автор рассказывал о них с горестным сочувствием к их трагической судьбе. Как могли воспринимать «Дни Турбиных» люди, вчерашние бойцы? Их отношение было непримиримо, в их понимании смысл пьесы, естественно, искажался. Требовалось время, чтобы историческая правда его пьес стала очевидной.

  • Слайд 13

    Гонение писателя вызвало к жизни письмо 1924 года к Сталину, Калинину, Свидерскому, Горькому. Читаем «Избранное» (стр. 331) Не кривя душой и негодуя, он писал, что ему со всех сторон подают «дружеские» советы сочинить коммунистическую пьесу, написать покаянное письмо и громко объявить, что отныне он будет работать, как преданный идее коммунизма писатель-попутчик. «Навряд ли, - писал он, - мне удалось бы представить перед Правительством в выгодном свете, написав письмо, представляющее неопрятный и к тому же наивный политический курбет» (прыжок верховой лошади с поджатыми передними ногами). Он говорил далее о праве своем, как писателя, думать и видеть по-своему. На письмо последовал звонок Сталина. Чем был вызван этот разговор? Что повлияло на решение Сталина? Может быть, прямота взглядов.

  • Слайд 14

    Личная жизнь

    Снова творческий взлет. Любовь к чужой жене. Булгаков уважал гордость и благородство этих людей и не мог допустить пошлости и двойной игры. Он написал ее мужу: «Дорогой Евгений Александрович, я виделся с Еленой Сергеевной по ее вызову, и мы объяснились с нею. Мы любим друг друга так же, как и любили раньше». Ему исполнилось 40 лет, в такие годы не так просто начинать жизнь заново. И ведь у него было по-прежнему шаткое литературное положение, а у нее благоустроенная семья и двое детей. Тем не менее оба были тверды в своем решении быть вместе.

  • Слайд 15

    Последние годы

    У Булгакова появился дом, и дом этот дышал и жил его тревогами и его надеждами. Здесь он чувствовал себя не неудачником, а писателем, талантливым писателем. Его дом, словно назло всем враждебным стихиям, сиял довольством и счастьем! А были, пожалуй, одни лишь долги при самом туманном будущем. Хозяйка была энергична и легкомысленна. И жизнь перестала быть страшной. Счастье начинается с повседневности. «Славьте очаг»,- всегда говорил Булгаков. Над своим главным романом «Мастер и Маргарита» писатель работал с 1928г. по 1940г. до самой смерти. Это «закатный» роман, заплачено за него жизнью автора.

  • Слайд 16

    Домашнее задание

    Перечитать первые главы романа «Мастер и Маргарита» ИНД. Подготовить сообщение об истории создания произведения и его публикации. ИНД. Провести сравнение и выявить отличия между историей Иешуа Га-Ноцри и библейским сюжетом.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке