Презентация на тему "«Элегия» Н.А. Некрасов"

Презентация: «Элегия» Н.А. Некрасов
Включить эффекты
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "«Элегия» Н.А. Некрасов" по литературе, включающую в себя 30 слайдов. Скачать файл презентации 0.23 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Для учеников 9-11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе

Содержание

  • Презентация: «Элегия» Н.А. Некрасов
    Слайд 1

    Н.А.Некрасов «Элегия»Опыт анализа

  • Слайд 2

    Цели:

    продолжить ознакомление с тематикой лирики Н.А. Некрасова; показать значение элегии в творчестве поэта; совершенствовать навыки анализа поэтического текста. Словарная работа: элегия, синекдоха, пауза, эмоциональный тон, эпитет, синонимы, антонимы, сравнения. Методические приемы: групповая работа, сообщения учеников, выразительное чтение.

  • Слайд 3

    Некрасов – целое поэтическое государство, живущее по своим законам… Р. Гамзатов

    План: 1.Своеобразие лирики Н.А. Некрасова. 2. «Самые задушевные и любимые стихи» 3.Композиция стихотворения: а) эмоциональный тон первой части; б)вторая часть элегии; развитие темы поэта и поэзии; в)третья часть; размышления о жизни людей; г)четвертая часть; призыв поэта. 4. Элегия – живой жанр.

  • Слайд 4

    Н.А. Некрасов – один из гигантов русской поэзии XIX века. Продолжив традиции своих великих предшественников – А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. Он прокладывал свои пути в литературе как поэт – новатор. Его поэтические произведения вызывали бурные споры: его стихи называли приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя.

  • Слайд 5

    «Словарь литературоведческих терминов»

    Элегия – лирическое стихотворение, окрашенное грустью, печалью, горестью; посвященное любовным мотивам или содержащее размышления о жизни, людях. Элегия – стихотворение – раздумье, грустное по тональности.

  • Слайд 6

    «Элегия» (1874 год)

    Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая – «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна,- Не верьте, юноши! не стареет она. О, если бы ее смогли состарить годы! Процвел бы божий мир!.. Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!.. Толпе напоминать, что бедствует народ В то время, как она ликует и поет, К народу возбуждать вниманье сильных мира – Чему достойнее служить могла бы лира?..

  • Слайд 7

    Докажите, что это элегия. Кому посвящена «Элегия»? Что вы знаете о ней? Кому посвящен роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»? И почему?

  • Слайд 8

    Сообщение ученика Александр Николаевич Ераков (1817 – 1886) - инженер, друг Некрасова, муж его сестры. Был инженером – путейцем, человеком отзывчивым и добрым, с большим художественным вкусом. После смерти его первой жены сестра Некрасова – Анна Алексеевна – воспитывала детей Еракова, а позже вышла замуж за него. 29 августа 1874 года Некрасов писал: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».

  • Слайд 9

    Композиция стихотворения показывает путь исследования: от одной части к другой (каждая представляет интонационно – смысловое единство). .Кому адресована элегия? «Не верьте, юноши!» Юноши – синекдоха, и речь идет о молодом поколении в целом.

  • Слайд 10

    «Словарь – справочник лингвистических терминов» Синекдоха (греч. synekdoche – соподразумевание) – перенос значения с одного явления на другое; употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот, единственное число вместо множественного числа. Юноши – молодое поколение в целом. Молодежь -будущее страны.

  • Слайд 11

    «Элегия» - полемика с теми, кто считал, что «тема старая – страдания народа». Поэт не случайно употребил кавычки? «Не верьте, юноши! не стареет она» Для чего здесь пауза? «Словарь – справочник лингвистических терминов» Пауза (лат. pausa от греч. pausis – прекращение). Временная остановка звучания, разрывающая поток речи. Пауза – перерыв в звучании, служащий словоразделом.

  • Слайд 12

    Признаки жанра «Элегии»:

    I. Каков эмоциональный тон первой части? Настроение лирического героя? Увы – междометие; восклицание, обозначающее сетование, сожаление. Увы – настроение горечи, печали.

  • Слайд 13

    II. Размышления о жизни людей, о жизни целых народов. …народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам. 1) «Влачатся» - в чем смысл глагола? – I группа. 2) Подберите синоним к эпитету ТОЩИЙ– II группа. «Словарь синонимов» ТОЩИЙ– отощалый, худущий, худой, мощи, одни кости, можно ребра пересчитать, худой, как щепка. ВЫВОД: точность, емкость, неожиданность эпитета – один из показателей мастерства художника.

  • Слайд 14

    Найдите сравнения. Сравнение – сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. Почему народы уподоблены стадам? Почему поэт пишет «пока народы»?

  • Слайд 15

    Вопрос о положении народа = вопросу о роли поэта в обществе. муза = лира поэзия синонимы Лира должна служить обездоленным, «оплакивать их рок», «к народу возбуждать вниманье сильных мира», тех, кто имеет власть.

  • Слайд 16

    Площадь заполнена народом Площадь заполнена толпой В каком значении употреблены здесь слова народ толпа «то же, что люди, скопление людей» синонимы

  • Слайд 17

    Лира должна«Толпе напоминать, что бедствует народ, / В то время, как она ликует и поет?» Кому должна? 1.Толпа = богатые, влиятельные люди Кто «ликует или и поет»? 2.Толпа = народ

  • Слайд 18

    Вывод: Толпа – действительно скопление людей, но живущих исключительно мелочными заботами, равнодушных ко всему, это не затрагивает их личного благополучия. «Толпа ликует и поет», не обращая внимания на страдания ближних. «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей», - писал М.П.Мусоргский Тогда: народ толпа антонимы

  • Слайд 19

    II часть элегии

    Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен… Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба… Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленьи… «Довольно ликовать в наивном увлеченьи, - Шепнула муза мне. – Пора идти вперед: Народ освобожден, но счастлив ли народ?...»

  • Слайд 20

    Как развивается здесь тема поэта и поэзии? Воин враг поэзия для Некрасова – грозное оружие вред бой Что значит служить народу с точки зрения лирического героя «Элегии»? Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба… Вывод: «Элегия» - обращенный к молодежи призыв бороться за подлинное счастье народа.

  • Слайд 21

    .Как воспринял лирический герой реформу? ликует как и толпа Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленье. .Когда лирический герой перестал быть человеком толпы? Народ освобожден, но счастлив ли народ? - вопросительное предложениев конце второй части.

  • Слайд 22

    III часть элегии Размышление о жизни людей .Свобода, наконец, внесла ли перемену в народные судьбы? Лирический герой должен увидеть все: жизнь крестьянина от младенчества до старости, женскую долю, судьбу мужчин Есть ли в «Элегии» ответ на вопрос, поставленный в стихотворении?

  • Слайд 23

    Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою, Старик ли медленный шагает над сохою, Бежит ли по лугу, играя и свистя, С отцовским завтраком довольное дитя, Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы – Ответа я ищу на тайные вопросы, Кипящие в уме: «В последние года Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев? Иль так же горестен нестройный их напев?...»

  • Слайд 24

    Парадокс «Элегии»

    Ответ содержится в самом начале стихотворения: Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая- «страдания народа» И что поэзия ее забыть должна, - Не верьте, юноши! не стареет она. О, если бы ее смогли состарить годы! Лирический герой уверен, что тема «страданий народа» не устарела обращено стихотворение к молодежи. Н.А.Некрасову важно было показать, как он пришел к выводу о необходимости продолжения борьбы за народное счастье, важно чтобы ему поверили!

  • Слайд 25

    Уж вечер настает. Волнуемый мечтами, По нивам, по лугам, уставленным стогами, Задумчиво брожу в прохладной полутьме, И песнь сама собой слагается в уме, Недавних, тайных дум живое воплощенье: На сельские труды зову благословенье, Народному врагу проклятия сулю, А другу у небес могущества молю, И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы, И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся… Природа внемлет мне, Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта – Увы! не внемлет он – и не дает ответа…

  • Слайд 26

    IV часть Призыв поэта не услышан .Поиск ответов на «тайные вопросы» выливается в громкую, широкую песню: …И песнь сама собой слагается в уме …И песнь моя громка! .Услышан ли призыв поэта в последней части? Но! Тот, о ком пою в вечерней тишине Кому посвящены мечтания поэта- Увы! Не внемлет он - и не дает ответа.

  • Слайд 27

    Но →Можно не услышать призыв поэта?! ↓ Противительный союз Увы → Проявляется свойственное жанру настроение ↓ грусти, горечи, печали Междометие Природа → ? ← Народ ↓↓ ( «…внемлет мне») («…не внемлет мне и не дает ответа») .Так когда же будет счастлив народ?

  • Слайд 28

    Когда перестанет безмолвствовать, «покорствовать бичам», послушным стадом влачиться в нищете ↓ То есть перестанет быть толпой! Какой знак стоит в конце стихотворения? Каждая часть «Элегии» заканчивается этим знаком, напоминает отрывок, обозначает, что все еще может измениться. Каков он сам, поэт Н.А.Некрасов в стихотворении «Элегия»? Что можно сказать о поэте, прочитав «Элегию»?

  • Слайд 29

    Тезисы ответа

    Дайте доказательства: Н.А.Некрасов - Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. - Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. - В главном он, человек и поэт, уверен: жить можно только в служении народу – не себе. Нельзя быть счастливым, пока «народ в беде» Ему никогда не была безразлична судьба молодежи, ее пути в жизни. Вспомните признаки , присущие элегии, особенности жанра, позволившие автору лучше всего передать его «самые задушевные мысли»

  • Слайд 30

    Литература

    Русская литература 19 века.10класс. Учебник для ОУ в 2 ч. ч.2.(В.И.Коровин, Н.Л.Вершинина и др.),2006 «Просвещение» Русская литература 19 века. 10 класс Практикум. Учебное пособие для учащихся ОУ.(Г.И.Беленький, Э.А.Красновский), «Просвещение» Литература. 10 кл.Учебное пособие для ОУ. В 2 ч. (В.Г.Маранцман, М.А.Мирзоян), «Просвещение» Русская литература 19 века. 10 кл. Учебник для ОУ. В 2 ч. (Ю.В.Лебедев), «Просвещение» Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н.А.Некрасова Словарь – справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. М., «Просвещение» Литература в школе. № 1, 2001 В.А.Морар – Стихотворение Н.А.Некрасова «Элегия» Поурочные разработки по литературе 19 в. : 10 класс – М.: ВАКО, 2007г.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке