Презентация на тему "Николай Алексеевич Некрасов(1821-1877)"

Презентация: Николай Алексеевич Некрасов(1821-1877)
Включить эффекты
1 из 35
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "Николай Алексеевич Некрасов(1821-1877)", состоящую из 35 слайдов. Размер файла 1.37 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    35
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Николай Алексеевич Некрасов(1821-1877)
    Слайд 1

    Николай Алексеевич Некрасов(1821-1877)

  • Слайд 2

    Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года (по новому стилю) в местечке Немирове, Каменец – Подольской губернии, ныне Винницкой губернии. Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, служил здесь в 36-м егерском полку в чине капитана. Через три года после рождения сына он, выйдя в отставку майором, навсегда переселился в свое родовое поместье в ярославском селе Грешневе, которое находилось недалеко от Волги.

  • Слайд 3

    Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Здесь, в деревне, поэт провел свое детство. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни – непосредственное общение с крестьянскими детьми, оказал влияние на его творчество. Музыкантская в Грешнево

  • Слайд 4

    Мальчик рано начал развивать в себе волю, упорство, настойчивость – качества, которые он постоянно развивал и сохранил до конца жизни. Сестра поэта Анна Алексеевна вспоминала, как брат учился ездить верхом: «Приучали его к верховой езде очень оригинально и не особенно нежно. Он сам рассказывал, что однажды восемнадцать раз упал с лошади. Дело было зимой – мягко. Зато после всю жизнь он не боялся никакой лошади, смело садился на клячу и на бешеного жеребца». Еще один случай произошел на охоте. Случилось ему подстрелить утку. Дело было зимой, собака не захотела лезть в холодную воду. Но молодой охотник сам поплыл и достал утку. «Это стоило ему горячки, но от охоты не отвадило»,- писала сестра. Сестра поэта

  • Слайд 5

    Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в ту пору многолюдной и бойкой - столбовая ярославско-костромская дорога. Мальчик, выбравшись тайком за ограду усадьбы, знакомился на дороге со всяким рабочим народом: с печниками, малярами, кузнецами, землекопами, плотниками, переходившими из деревни в деревню, из города в город в поисках работы. И. Левитан «Владимирка»

  • Слайд 6

    Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и вслед увидел бурлаков, которые брели вдоль реки… Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.

  • Слайд 7

    Еще одно горе постоянно было рядом с ним. Это горе в родной семье. Его мать, Елена Андреевна, принадлежавшая к роду польских дворян Закревских, кроткая женщина, очень страдала в замужестве. Она была человеком высокой культуры, а ее муж был человеком грубым, жестоким, невежественным. Целыми днями сидела она дома одна, а ее муж постоянно разъезжал по соседним помещикам: его излюбленными развлечениями были карты, попойки, псовая охота на зайцев. Бывали такие дни, когда она целыми днями сидела за роялем, пела и плакала о своей горькой участи. Она нередко принимала участие в вопросах, связанных с крестьянами, заступалась за них перед мужем. Но он нередко накидывался на нее с кулаками и избивал. Как ненавидел его Некрасов в такие минуты! Елена Андреевна была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала сыну отрывки из произведений великих писателей, которые он мог понять. Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к женщине, то и ненависть к ее угнетателям.

  • Слайд 8

    Учеба В 1832 году Николай со своим братом Андреем поступил в первый класс ярославской гимназии. Некрасову не нравилось учиться, он посещал гимназию с большой неохотой. Ему нравилось лишь чтение, и он пристрастился к нему. Читал что придется, в основном журналы, но попадались и серьезные книги. Большое впечатление на него произвела революционная ода Пушкина «Вольность». Отец не хотел платить за обучение, ссорился с учителями, и после 5-го класса Некрасов ушёл из гимназии.

  • Слайд 9

    В июне 1837 года Некрасов ушел из гимназии. Отец решил отправить его в Петербург, в Дворянский полк – так называлась военная школа, славившаяся бессмысленной и жестокой муштрой. Но Некрасова привлекала другая судьба. Он хотел поехать в Петербург, чтоб учиться. Он несколько лет тайно писал стихи и хотел напечататься в столичных журналах. В конце 1838 года шестнадцатилетним подростком после многодневного путешествия в ямщицкой телеге он приехал в Петербург. «За славой я в столицу торопился»,- шутя вспоминал он в позднейших стихах, так как с детства хотел стать поэтом.

  • Слайд 10

    В Петербурге Некрасов стал готовиться к вступительным экзаменам. Отец узнал, что его сын не поступил в Училище и направил ему грубое письмо, в котором писал, что не будет давать сыну денег. В октябре 1837 года он напечатал свои первые стихи в столичном журнале «Сын Отечества» с примечанием «Первый опыт 16-летнего юного поэта». Отец привел свою угрозу в исполнение, и Некрасов остался без денег. Это был самый трудный период жизни Некрасова. Он жил в убогой комнатушке в подвале, питался черным хлебом, а когда хозяйка пригрозилась его выгнать, переселился к художнику Дананбергу, такому - же бедняку, как и он сам. В июле 1839 года пытается сдать вступительные экзамены на факультет восточных языков Петербургского университета, но потерпел неудачу. Однако в сентябре того же года он поступил «вольным слушателем» по первому отделению философского факультета.

  • Слайд 11

    В 1840 году Некрасов напечатал свой первый сборник юношеских стихов «Мечты и звуки» под псевдонимом «Н.Н». Но вскоре стали появляться отрицательные отзывы на первый сборник. Поэт скупил почти весь тираж своей книги и уничтожил его. Неуспех книги не остановил поэта. В 40-е годы было написано огромное количество стихов, пьес, фельетонов, водевилей, сказок, критических статей, рецензий, комедий, и все под псевдонимами. Но так мало платили поэту за его титаническую работу. Он продолжал испытывать нужду еще пять лет. Именно в этот момент жизни он научился смотреть на жизни иначе, найти свое предназначение в литературе. Он видел, каково живется бедноте в условиях рабства, навсегда возненавидел притеснителей трудового народа.

  • Слайд 12

    Знакомство с Белинским В 1843 году знакомится с великим русским критиком, революционным демократом Белинским. В начале 1845 года Некрасов пришел к Белинскому и стал читать ему свое стихотворение «В дороге». Когда были прочитаны последние строки, «у Белинского засверкали глаза, - вспоминает присутствующий при этой сцене писатель И.И. Панаев, - он бросился к Некрасову, обнял его и сказал чуть ли не в слезах: - Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?» Этот день, видимо, следует считать днем рождения Некрасова как поэта. Белинский подолгу беседовал с ним и открыл ему глаза на все злое, что совершается вокруг.

  • Слайд 13

    Живя постоянно в Петербурге, Некрасов частенько бывал в Грешневе. Он любил бродить по лугам и лесам в одиночестве или с кем-нибудь из деревенских друзей. Поэт расспрашивал их о радости и горе, бедах и невзгодах. В общении с народом, вдали от города и городского шума Некрасов отдыхал и стряхивал с себя заботы. И.И. Шишкин «Перед грозой»

  • Слайд 14

    Неподалеку от Грешнева, на взгорье, находилась село Абакумцево. На краю села была похоронена безвременно умершая мать Некрасова. Она оказала благотворное влияние на формирование взглядов поэта, на его духовное развитие. Поэт не раз приезжал на могилу матери, постоянно страдал, что не смог повидаться с матерью перед ее смертью. Так получилось, что поэт собирался на свадьбу сестры, а попал на похороны матери. Могила матери в Абакумцево

  • Слайд 15

    Карабиха Господский дом, приобретённый Н.А. Некрасовым в 1861 году

  • Слайд 16

    Поэзия Некрасова, начиная с 1845 года, стала поэзией обличения. Он обличал в своих стихотворениях помещиков («В дороге», «Родина», «Псовая охота»), чиновников («Чиновник», «Колыбельная песня», «Современная ода»), богатеев - купцов ( «Секрет» ). Также в этот момент он много писал о простых зависимых крестьянах. Кроме стихов Некрасов также писал прозу. В 40-е годы появляется очерк «Петербургские углы», который, однако, был сильно изрезан цензурой.

  • Слайд 17

    В конце 1846 года он раздобыл взаймы денег и вместе с писателем Иваном Панаевым взял в аренду журнал «Современник», основанный еще Пушкиным. В «Современник» перешел он со своими приверженцами – молодыми передовыми писателями. Таким образом, в журнале Некрасова собрались лучшие литературные силы, объединённые ненавистью к крепостному праву. Первая книжка «Современника» вышла 1 января 1847 года. Впервые в России появился журнал с ярко выраженной революционно – демократической программой. В первых же книжках «Современника» были напечатаны «Кто виноват?», «Сорока –воровка», Герцена, многие из «Записок охотника» Тургенева, «Псовая охота» Некрасова, статьи Белинского и другие произведения, заключавшие протест против строя. И.С.Тургенев, В.А. Соллогуб, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Д. Григорович, И.И. Панаев

  • Слайд 18

    Работа была титаническая. Чтобы выпустить одну книжку «Современника», Некрасов читал около двенадцати тысяч страниц разных рукописей, правил до шестидесяти печатных листов корректуры (то есть девятьсот шестьдесят страниц), из которых половину уничтожала цензура, писал множество писем цензорам, сотрудникам – и порой сам удивлялся, «как паралич не хватил его правую руку». Принимаясь за издание «Современника», Некрасов надеялся, что Белинский будет играть руководящую роль в издательстве. Но в 1847 году Белинский умер. Не было тогда в России другого писателя, который мог бы стать таким же «властителем дум» целого поколения, каким был Белинский. Но через несколько лет после смерти Белинского Некрасов призвал на работу его учеников, продолжателей дела русской революционной демократии – Добролюбова и Чернышевского.

  • Слайд 19

    В 1848 году правительство было испугано восстаниями и революцией во Франции и ужесточило полицейские меры против распространения всяческих прогрессивных идей, сделав выпуск передового журнала практически невозможным. Наступил цензурный террор. Не пропускали в печать практически ничего, во всем видели проявление прогрессивных идей. Под красными чернилами цензора погибало больше половины произведений, предназначенных для печати в «Современнике». Нужно было срочно добывать статьи и рассказы, которым грозила такая же участь. Некрасов срочно засел вместе с А.Я. Панаевой за новый роман «Три стороны света», который писал по ночам, так как днем был занят своим журналом. Роман был написан исключительно для того, чтобы заполнить страницы романа, но и здесь удались выразить протест против ненавистного строя.

  • Слайд 20

    Авдотья Яковлевна Панаева (гражданская жена до 1863 года)

  • Слайд 21

    Начиная с 1855 года у Некрасова наступил расцвет творчества. Появляется поэма «Саша». В 1856 году Некрасов выпустил свой сборник «Стихотворения Н. Некрасова» – первый стихотворный сборник поэта, для которого он отобрал свои лучшие стихотворения, написанные им в период с 1845 по 1856 год. ( «Поэт и гражданин», «В дороге», «Псовая охота», «Саша», «Современная ода», «Родина», «Огородник», «Забытая деревня» и другие стихотворения поэта, обличающие ненавистный политический режим, помещиков, крепостное право)

  • Слайд 22

    Поэма «Коробейники» была связанна с реальными фактами и реальным лицом Г. Я. Захаровым, которому Некрасов посвятил свое стихотворение. Однажды Гаврила Яковлевич рассказал ему историю об убийстве двух коробейников, которое произошло в лесу. Этот рассказ с незначительными изменениями лег в основу поэмы. Это была первая поэма, написанная не только о народе, но и для народа. В начале 60-х годов Некрасов работает над поэмой «Мороз, Красный нос». В ней поэт рассказывает пореформенную жизнь крестьянина, характер его труда, народные обычаи и нравы. В августе 1863 года Николай Алексеевич из Ярославля ездил в Нижний Новгород на ярмарку на пароходе. Во время поездки Некрасов и закончил поэму, которую посвятил вскоре своей сестре Анне Алексеевне.

  • Слайд 23

    В 1865 году Некрасов опубликовал в «Современнике» цикл стихотворений «О погоде», представляющих собой сатирическое изображение пореформенной российской действительности. В нем поэт дает исторически полную характеристику Петербурга 60-х годов с точки зрения революционера – демократа. В конце 60-х Некрасов создает цикл стихотворений, посвященных русским детям: «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы». «Дедушка Мазай и зайцы» имеет под собой реальную основу. Но в 1861 году умирает Добролюбов. Через год арестован и сослан в Сибирь Чернышевский. Правительство решает раз и навсегда разделаться с ненавистным журналом. В 1865 году «Современник» был запрещен. Но долго без журнала Некрасов обходиться не мог. Через два года он основывает журнал «Отечественные записки», его соавтором становится Салтыков - Щедрин.

  • Слайд 24

    «Отечественные записки» Цензура жестоко преследовала журнал, и Некрасову приходилось вести такую же упорную борьбу, как и во времена «Современника». В начале 70 – х годов автора захлестнула важная тема – декабристы. До тех пор цензура не пропускала ни одного произведения, посвященного декабристам. Но в 1870 год цензурный гнет был немного ослаблен, и Некрасов воспользовался первой возможностью, чтоб напомнить молодому поколению о великих начинателях революционной борьбы. Интерес к этой теме воплотился в две поэмы, объединенные под общим названием «Русские женщины». В этих произведениях рассказывается о женах декабристов, которые поехали за своими мужами, сосланными с Сибирь за революционную деятельность. Поэмы «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская» Некрасов сначала назвал «Декабристки», но вскоре заменил его на более общее – «Русские женщины».

  • Слайд 25

    Поэма «Княгиня Трубецкая» была написана в Карабихе летом 1871 года и опубликована в 4-м номере «Отечественных записок» за 1872 год. Несмотря на то, что поэма была исковеркана цензурой, публика приняла ее очень хорошо. Вскоре Некрасов задумал написать еще одну поэму о декабристках. Он приехал к Михаилу Сергеевичу Волконскому и попросил его показать ему записки его матери. Но сын отказался, сославшись на то, что записки слишком личные. Но Некрасов сказал, что образ княгини Волконской в его новой поэме будет сильно искажен. Михаил согласился. Волконский писал, как Некрасов во время чтения вскакивал с места и криком: «Довольно, не могу» садился к камину и плакал навзрыд. Поэма «Княгиня Волконская» была закончена летом 1872 года. Она подверглась цензурным переделкам несколько в меньшей степени, чем «Княгиня Трубецкая», но все же весьма значительным. Поэма появилась в январской книжке «Отечественных записок» за 1873 год и была высоко оценена публикой. «Моя поэма «Кн. Волконская», которую я написал летом в Карабихе, имела такой успех, какого еще не имело ни одно из моих прежних писаний.- сообщал Некрасов своему брату, - литературные шавки меня щиплют, а публика читает и раскупает».

  • Слайд 26

    Последнее произведение Некрасова. Величайшее произведение поэта «Кому на Руси жить хорошо» создавалось в 60 - 70 годы прошлого столетия в эпоху социальных конфликтов. Некрасов начал писать его на сорок восьмом году жизни, то есть в рассвет своих сил. «Я задумал, - говорит Некрасов, - изложить в связанном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне пришлось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни». Героем поэмы не является какой-то один человек, героями поэмы является весь русский народ.

  • Слайд 27

    Кроме этой поэмы Некрасов уже при смерти создал цикл стихов, где слышится та же боль народа. В своих «Последних песнях» поэт говорил: Скоро стану добычею тленья. Тяжело умирать, хорошо умереть. Ничьего не прошу сожаленья, Да и некому будет жалеть.

  • Слайд 28

    Зинаида Николаевна Некрасова

  • Слайд 29

    Поэту стали приходить прощальные приветы от друзей, студентов, соратников. Особенно растрогал поэта привет, присланный из далекой Сибири Чернышевским в августе 1877 года. «Скажи ему, - писал Чернышевский одному литератору, - что я горячо любил его как человека, что я благодарю его за доброе расположение ко мне, что я целую его, что я убежден: его слава бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов. Я рыдаю о нем. Он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума». Умирающий выслушал этот привет и сказал еле слышно: - Скажите Николаю Гавриловичу, что я очень благодарю его. Я теперь утешен. Его слова мне дороже, чем чьи-либо слова. Некрасов умер 27 декабря 1877 года. Его гроб, несмотря на сильный мороз, провожало множество народа.

  • Слайд 30

    Темы лирики Н.А. Некрасова

  • Слайд 31

    Тема народа и Родины

    «В дороге» «Тройка» «Несжатая полоса» «Забытая деревня» «Размышления у парадного подъезда» «Железная дорога» «Родина»

  • Слайд 32

    Тема города

    «Еду ли ночью по улице тёмной» «Вор» «Нравственный человек» «Вчерашний день в часу седьмом»

  • Слайд 33

    Тема поэта и поэзии

    «Муза» «Умру я скоро. Жалкое наследство…» «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода, что тема старая…») «Блажен незлобивый поэт» «Поэт и гражданин»

  • Слайд 34

    Тема природы

    «Перед дождём» «На Волге» «Рыцарь на час»

  • Слайд 35

    Любовная лирика

    «Я не люблю иронии твоей» «Мы с тобой бестолковые люди» «Горящие письма» «О письма женщины, нам милой!» «Ты всегда хороша несравненно»

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке