Презентация на тему "Образ бабочки в русской поэзии." 6 класс

Презентация: Образ бабочки в русской поэзии.
Включить эффекты
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Образ бабочки в русской поэзии." по литературе. Презентация состоит из 25 слайдов. Для учеников 6 класса. Материал добавлен в 2021 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 2.45 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    25
  • Аудитория
    6 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Образ бабочки в русской поэзии.
    Слайд 1

    Образ бабочки в литературе

    К урокам литературы в 5 классе Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №113 Приморского района г.Санкт-Петербурга Антиперович С.Н.

  • Слайд 2

    Образ бабочки уникален, потому что сочетает в себе хрупкость, бессилие и невероятное могущество, часто не подвластное ей самой. Бабочка летает на грани между жизнью и смертью, хрупкостью и могуществом, знанием и легкомыслием. Она неразрывно связана со смертью и возрождением. О бабочке и её таинственной связи с человеком, его душой размышляли многие поэты и философы, начиная с ЛаоЦзы, философа древности, который, проснувшись однажды, не мог понять: человек ли он, которому приснилось, что он бабочка, или бабочка, которой снится, что она человек. «По какой – то причине бабочки являются хранителями золотой пыли вечности… Эта пыль является пыльцой знания» (Карлос Кастанеда)

  • Слайд 3

    Бабочка – слово исконно – русское. В словарях встречается с 1780 года. В современном значении – «летающее насекомое, мотылек».

  • Слайд 4

    Афанасий Фет. Бабочка. Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я лёгкий опустилась И вот - дышу. Надолго ли, без цели, без усилья, Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И улечу. (1884) Бабочка в этом стихотворении олицетворяет беззаботность и легкомысленность. В этом стихотворении звучит тема любви к жизни, но бабочка созидает окружающий её красочный мир, не задумываясь о том, как и зачем живёт.

  • Слайд 5

    Фета по праву называют певцом русской природы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, высоких мыслей, он писал о самом простом и безгранично широком – о картинах природы. Природа поэта светла и многолика, она удивительно богата звуками и красками. Но главное, что она живет своей жизнью; здесь скрытый от невнимательного глаза существует целый мир обитателей природы: птицы, звери, насекомые. И именно последние заинтересовали нас как нельзя более, потому что именно насекомые чаще всего становились героями стихотворений поэта. Одной из ярких представителей поэзии Фета является бабочка, которая стала героиней одноименного стихотворения

  • Слайд 6

    В.В.Набоков. Энтомолог, но литература стала первой в его жизни, а бабочки – источником вдохновения. Открыл 20 видов бабочек, один из них носит его имя. Собрал коллекцию в 4324 экземпляра. Что прочтем о бабочке – траурнице в энциклопедии? Размах крыльев – 70 – 90 мм. Окраска темно-коричневая, вишнево – коричневая. Крылья с широкой светло – желтой каймой и рядом синих или голубых пятен перед ней.

  • Слайд 7

    Владимир Набоков. Бабочка. Бархатно-чёрная, с тёмным отливом сливы созревшей, вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой. Сладостно светится ряд васильково-лазоревых зёрен вдоль круговой бахромы, жёлтой, как зыбкая рожь, Села на ствол, и дышат зубчатые нежные крылья, То припадая к коре, то обращаясь к лучам… О как ликуют они, как мерцают Божественно! Скажешь: голубоокая ночь в раме двух палевых зорь, Здравствуй, о, здравствуй, грёза берёзовой северной рощи! Трепет, и смех, и любовь юности вечной моей, Да, я узнаю тебя в Серафиме при дивном свиданье, Крылья узнаю твои, этот священный узор.

  • Слайд 8

    Поэт создал яркий незабываемый образ прекрасной бабочки, воплощающей и трепет, и смех, и любовь юности вечной.. Бабочка помогает понять красоту природы. Эпитеты:бархатно-черна, глубокая ночь в раме двух палевых зорь Метафора:с теплым отливом сливы созревшей Сравнение: желтый, как зыбкая рожь Олицетворения: дышат зубчатые нежные крылья, как ликуют они

  • Слайд 9

    И.Бродский Я думаю, что ты — и то и это: звезды, лица, предмета в тебе черты. Кто был тот ювелир, что, бровь не хмуря, нанес в миниатюре на них тот мир, что сводит нас с ума, берет нас в клещи, где ты, как мысль о вещи, мы — вещь сама?

  • Слайд 10

    Та бабочка, слетевшая с небес, Была так трогательно невесома, Изящнокрыла. Шелковистый блеск Напомнил волосы твои. Как мне знакомо Касанье нежное. Так трудно уловить Момент прикосновения. Abovo, В который раз, я озадачен. Словно нить, Свисающую вольно, ветер снова Прижал ко мне. Доверчивость её Была сродни любви, но не бесстрашью. Витиеватый крыльев окаём, И спинка бархатистая. Что краше Быть может, чем причудливый узор, Открытый миру и доверенный наивно. Чем глубь души бездонная. Чем взор Из этой глубины - в мою.. . И. Бродский «Бесплотнее, чем время, беззвучней ты...»

  • Слайд 11

    Поэзия Бунина стилистически сдержанна, чеканна, гармонична. Поэт чужд поискам нового. Его поэзия традиционна, он последователь русской классики. Бунин — тонкий лирик, прекрасный знаток русского языка. И цветы, и шмели, и трава, и колосья,И лазурь, и полуденный зной…Срок настанет – Господь сына блудного спросит:“Был ли счастлив ты в жизни земной?”И забуду я все – вспомню только вот этиПолевые пути меж колосьев и трав –И от сладостных слез не успею ответить,К милосердным коленам припав.(Иван Бунин, 1918)

  • Слайд 12

    Настанет день — исчезну я, А в этой комнате пустой Всё то же будет: стол, скамья Да образ, древний и простой. И так же будет залетать Цветная бабочка в шелку, Порхать, шуршать и трепетать По голубому потолку. И так же будет неба дно Смотреть в открытое окно И море ровной синевой Манить в простор пустынный свой. Каковы тема и идея стихотворения? (Тема: стихотворение о неотвратимости смерти. Идея: смерть — это совсем не конец, не катастрофа: пусть человек и исчезнет, но весь Мир будет существовать, такой же вечный и прекрасный. Какие эмоции вызывает? (Эмоции: печаль и надежда.) Определите роль образа бабочки. (Роль образа бабочки: в образе бабочки представлена нескончаемая череда жизненного цикла, рождения новых людей (круговорот жизни и смерти (Буддистский мотив).

  • Слайд 13

    В древнегреческом языке слова «душа» и «бабочка» обозначают одно и то же. Древние люди верили, что когда человек умирает, его душа в виде бабочки улетает из тела в природу. У каждого своя душа, свой внутренний мир. Поэтому и бабочек существуют миллионы! 

  • Слайд 14

    Константин Бальмонт Бабочка Залетевшая в комнату бабочка бьется О прозрачные стекла воздушными крыльями. А за стеклами небо родное смеется, И его не достичь никакими усильями. Но смириться нельзя, и она не сдается, Из цветистой становится тусклая, бледная. Что же пленнице делать еще остается? Только биться и блекнуть! О, жалкая, бедная! 1927

  • Слайд 15

    В поэзии бабочки чаще всего выступали символом свободы, любви и надежды. О них писали В.Жуковский, А.Фет, А.Майков, И.Бунин, И.Бродский. Известны строки А.С.Пушкина о ветреном характере бабочек: Мы их любви в награду ждем, Любовь в безумии зовем, Как будто требовать возможно От мотыльков или лилей И чувств глубоких и страстей! Символическое значение – гибельная страсть – связана с особенностью этих насекомых лететь на свет, приводящей их к гибели. В фильме Э.Рязанова «Жестокий романс» (по пьесе А.Н.Островского «Бесприданница») звучат слова: Я, словно бабочка, к огню Стремилась так неодолимо В любовь, в волшебную страну, Где назовут меня любимой…

  • Слайд 16

    С древних времён разные народы связывали бабочек с любовью, душой, возрождением. В эпоху палеолита одним из насекомых, представлявших богиню «Великую мать», была бабочка. У ацтеков бабочка была одним из атрибутов бога растительности, весны и любви Шочипильи. По поверьям южноамериканских индейцев морфы — это души умерших людей, стремящиеся ввысь, а местное название этих бабочек можно перевести как «частица неба, упавшая на землю». Древние римляне считали, что бабочки — это цветы, которые сорвал ветер. Также они называли бабочек «feralis» — «свирепая», и верили, что они могут предвещать войны. Древние греки считали бабочку символом бессмертия души. Психея (греч. «душа») изображалась в образе девушки с крыльями бабочки.

  • Слайд 17

    В Китае бабочка является воплощением бессмертия, изобилия, влюблённости, лета. Бабочка, изображённая со сливой, символизировала долгожительство и красоту человека, с хризантемой — красоту в старости, а с пером — долголетие. Образ бабочки часто встречается в даосских притчах. И сегодня, жених перед свадьбой дарит невесте живую или нефритовую бабочку, как символ любви. С глубочайшим почтением относятся к бабочкам буддисты: ведь именно к бабочке обратился Будда со своей проповедью. В Японии нимфалида Sasakiacharonda является символом страны. По верованиям японцев, бабочка символизирует молодую женщину. Порхающие друг вокруг друга бабочки символизируют семейное счастье, а белая бабочка — душу умершего. Именно поэтому все торжественные шествия и праздники в этой стране начинаются с ритуального «танца бабочек», выражающего радость жизни. У христиан стадии жизненного цикла бабочки олицетворяли жизнь, смерть и воскресение, поэтому бабочку иногда изображали в руке младенца Христа как символ возрождения и воскресения души.

  • Слайд 18

    Древние славяне связывали с бабочками представлениями о душе, в том числе и о душах умерших, предвестниц смерти[66]. В ряде случаев у славян бытовало поверье о душе ведьмы в виде бабочки; а южные славяне часто называли ночных бабочек «ведьмами». Наибольшей дурной славой у разных народов, пожалуй, пользовался бражник мёртвая голова. С мрачным рисунком в виде черепа на его спинке связано немало легенд — так, по поверью, эта бабочка была предвестником несчастий, смерти, войн и эпидемий. Так, эпидемию 1733 года народ приписывал появлению этой бабочки. В Иль-де-Франс до сих пор верят, что чешуйка с крыльев этой бабочки, попав в глаз, причиняет слепоту и возможную скорую гибель. У славян представление об этих насекомых, как о душе, отразилось не только на его диалектных названиях — «душа» и «душечка», но и общеупотребительном название представителей данного отряда — «бабочка», восходящем к праславянскому «baba», означающее в древности предка. И по сей день во многих сёлах и деревнях их называют «бабуля», «бабушка», «бабучка», «бабурка», «бабка» и т. д. 

  • Слайд 19

    В 1972 году — в тот год, когда он покинул отечество, — Иосиф Бродский написал стихотворение «Бабочка», исполненное изумления перед зачаровывающей красотой. Бабочка нерукотворна, мало того, и в своих фантазиях человек, даже поэт, творец, не может представить себе это чудо:   Навряд ли я,бормочущий комокслов, чуждых цвету,вообразить бы этупалитру смог.   Не может вообразить и потому не называет ни одну из красок этой палитры: они божественны, и не слову изреченному или оттиснутому на плоскости листа, дано запечатлеть ее краски. Слову, дано лишь «чернеть на белом».

  • Слайд 20

    Но бабочка удивляет не только красками. На ее раскрытых, как фигурный мольберт, крыльях запечатлены таинственные рисунки:   На крылышках твоихзрачки, ресницы —красавицы ли, птицы —обрывки чьих,скажи мне, это лиц,портрет летучий?Каких, скажи, твой случайчастиц, крупицявляет натюрморт:вещей, плодов ли?и даже рыбной ловлитрофей простерт.             (II, 295)

  • Слайд 21

    Возможно, ты — пейзаж,и, взявши лупу,я обнаружу группунимф, пляску, пляж.Светло ли там, как днем?иль там уныло,как ночью? и светилокакое в немвзошло на небосклон?чьи в нем фигуры?Скажи, с какой натурыбыл сделан он?             (II, 295) Отдельные рисунки, загадочные очертания в этом калейдоскопе складываются в картину, в пейзаж:

  • Слайд 22

    Картина на тончайшей плоти насекомого в свернутом образе заключает весь мир, его небо (звезду), его душу и личность (лицо), его неживую материю (вещь):   Я думаю, что ты —и то, и это:звезды, лица, предметав тебе черты.Кто был тот ювелир,что, бровь не хмуря,нанес в миниатюрена них тот мир,что сводит нас с ума,берет нас в клещи,где ты, как мысль о вещи,мы — вещь сама?             (II, 296)

  • Слайд 23

    И бабочка, как чистая Красота, как создание Божественного Ювелира, принадлежит миру идеальному, а не вещественности, паря над «вещами» — людьми. Она — как бы эскиз замысла Творца о мире, лучший, чем его материальное воплощение. И она же сама — эмблема или полупрозрачное зеркало мира другого, обособленного от нашей грубой реальности. Там на берегу танцуют нимфы и восходит неведомое светило.

  • Слайд 24

    «По какой – то причине бабочки являются хранителями золотой пыли вечности… Эта пыль является пыльцой знания» (Карлос Кастанеда). Фрагмент из эссе Ф. Розинера к картине М.Чюрлёниса «Истина»: «миг – свеча – свет истины – бабочка – беззащитность – стремление к свету, знанию, счастью – человеческая душа – ангел – бесконечность - непознаваемость – вечность».

  • Слайд 25
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке