Содержание
-
ТЕМА УРОКА
«ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ» (Н. ДОБРОЛЮБОВ)
ОБРАЗ КАТЕРИНЫ. ЕЕ ДУШЕВНАЯ ТРАГЕДИЯ. (ПО ДРАМЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)
pptcloud.ru
-
ЦЕЛЬ УРОКА
- Проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство, что это – проявление силы или слабости духа?
- Развивать умение работать с критической литературой. Прав ли Н. Добролюбов, назвав Катерину «лучом света в темном царстве».
-
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ
1823 – 1886 г.г.
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ
-
ЭПИГРАФ
«Гроза есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий…»
(Н. Добролюбов)
-
- И. Глазунов. Иллюстрация к пьесе А.Н. Островского «Гроза»
«В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» есть, по нашему мнению, фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства» (Н. Добролюбов)
-
«Луч света в темном царстве», - так назвал Катерину русский критик Н. Добролюбов.
«…самый характер Катерины… тоже веет на нас новой жизнью, открывающийся в самой ее гибели». (Н. Добролюбов)
«Прежде всего нас поражает необыкновенная своеобразность этого характера. Ничего нет в нем внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически». (Н. Добролюбов)
-
ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ КАТЕРИНЫ
I.Вступление.Пьесы А.Н. Островского – «пьесы жизни». (История создания драмы «Гроза»)II. Основная часть. Душевная трагедия Катерины.1. Жизнь Катерины в родительском доме.а) сердечное отношение родных.б) времяпрепровождение (посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок…)в) относительная свобода.
-
2. Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей:
а) болезненная впечатлительность, экзальтированность;б) романтическое отношение к жизни.
3. Жизнь Катерины в доме Кабановой.
а) жестокое отношение Кабанихи;б) постоянный духовный бунт;в) непонимание ее натуры и стремлений Тихоном.
-
4. Влияние жизни у Кабановых на Катерину.
а) осознание своей обреченности;б) замкнутость, разочарованность в семейной жизни;в) страстное стремление к свободе, любви, счастью.
-
5. Основные черты характера:
а) честность, непосредственность;б) моральная чистота;в) решительность, мужество;г) страстность натуры, глубина чувств;д) стремление к свободе;е) поэтичность натуры;ж) незаурядный ум;з) доброта, бескорыстие.
-
6. Речь Катерины – отражение богатства ее внутреннего мира.
7. Гибель Катерины – это слабость или ее сила?
III. Заключение. Образ Катерины в оценке критиков. Мое мнение о Катерине.
-
ДОБРОЛЮБОВ ОБ ОБРАЗЕ КАТЕРИНЫ:
«В сумрачной обстановке новой семьи… под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям, как нет свободы ее чувствам… Она ищет света, воздуха, хочет помечтать и порезвиться, полить свои цветы, посмотреть на солнце, на Волгу, а ее держат в неволе, в ней постоянно подозревают нечистые, развратные замыслы…»
«К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая в себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».
-
Д.И. ПИСАРЕВ О КАТЕРИНЕ (ст. «Мотивы русской драмы» (1864 г.)
Писарев называет Катерину «полоумной мечтательницей» и «визионеркой». «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою, собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нею под руками, она разрубает все затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством».
-
Нравственные переживания героини Писарев считает следствием того же неразумения героини:
«Катерина начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до полусумасшествия; а между тем Борис живет в том же городе, все идет по-старому, и, прибегая к маленьким хитростям, можно было бы кое-как видеться и наслаждаться жизнью. Но Катерина ходит как потерянная, и Варвара очень основательно боится, что она бухнется мужу в ноги да и расскажет ему все по порядку. Так оно и выходит…. Грянул гром – Катерина потеряла последний остаток своего ума…»
-
-
-
-
1. -духовно
богатая,поэтическая,возвышеннаянатура;
2. - сомневается в правильности
своих поступков,пробует остановить себя;
3. -не идет на
нравственныекомпромиссы(на «сделкус совестью»;
4. испытывает
отвращениеко лжи, обману;
5. -жаждет
свободыи счастья
1. -пугается силы и глубины своего чувства к Борису;2. -обладает обостренным чувством справедливости;3. -ощущает страх перед «своеволием» чувства любви;4. -переживает чувство вины перед Тихоном;5. -нравственные понятия религиозно окрашены
-
Н ДОБРОЛЮБОВ:
«Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо что нашлась в этой бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то «Гроза» и производит на нас впечатление освежающее… Без сомнения, лучше было бы, если бы возможно было Катерине избавиться другим образом от своих мучителей, или же окружающие ее мучители могли бы измениться…».
-
«Мы уже сказали, что конец кажется нам отрадным; легко понять, почему; в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с насильственными мервеющими началами. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое дают ей в обмен за ее живую душу…».
-
Образ Катерины в интерпретации актрис
Стрепетова в роли Катерины.
«Она создала нам мученицу, русскую женщину. И мы увидели это мученичество во всем его ужасе, во всей его нетленной красоте» (В.М. Дорошевич. Старая театральная Москва. – М. : Петроград, 1923г).
-
Заслуженная артистка ЕРМОЛОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА
«Ее Катерина, действительно, была не мимолетная искра, а»луч света в темном царстве», луч смелый, сильный, яркий, предвещающий восход солнца, разгоняющего мрак. Такую Катерину нельзя ни оплакивать, ни ни жалеть, как Катерину Стрепетовой, перед ней можно преклоняться, как перед трагической героиней, у нее можно учиться мужеству героической воли.» (С.Н. Дурылин).
-
«Ермолова доказала, что эта «бытовая драма» - могучая русская народная трагедия, а роль русской женщины из глухого городка – образ героический, раскрывающий и печальную судьбу русской женщины в прошлом, и ее способность к победе над этой злой долей». (С.Н. Дурылин)
И Стрепетова, и Ермолова в своих интерпретациях образа акцентировали внимание зрителя на разных сторонах личности Катерины. Стрепетова имела право рассматривать Катерину как жертву темного царства. Сам Островский высоко ценил игру Стрепетовой, т.к. актриса будила в душах зрителей протест против тех жизненных условий, которые привели Катерину к гибели. Катерина Ермоловой сама была олицетворением протеста против темного царства. Игра Ермоловой рождала ощущение новой жизни, звала к активной борьбе за счастье и справедливость.
-
«Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны» пьесы Островского – «это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьес жизни».(Н, Добролюбов)
-
pptcloud.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.