Содержание
-
Образ природы в стихах Пушкина
-
В лирике А. С. Пушкина присутствует много стихотворений, посвященных изображению русской природы. Но принципы ее изображения, художественный метод, начиная с лицейского периода, постоянно менялись в зависимости от эволюции творческого метода поэта. Таким образом, для каждого периода творчества характерны свои особенности восприятия и изображения картин русской природы
-
В таких ранних произведениях Пушкина, как “Воспоминания в Царском Селе” (1814), “Сраженный рыцарь” (1815), “Осеннее утро” (1816), прослеживается влияние классицизма. Общие для пейзажных зарисовок этого времени черты находят место в “Воспоминаниях в Царском Селе”. По жанру это стихотворение - ода, что во многом определяет его стилистические особенности. Здесь присутствуют богатые сравнения и эпитеты: “золотая луна”, “блистает бледный день”, тихая луна, “как лебедь величавый, плывет в сребристых облаках”; многочисленные метафоры: “с неба уже скатилась ночи тень”, “но утро денница выводит”, “чуть дышит ветерок, уснувший на листах”, “навис покров угрюмой нощи”; высокий слог и архаизмы: “денница”, “нощь”.
-
-
Чисто пейзажных стихотворений среди ранних произведений поэта нет, так как, согласно традиции классицизма, описание природы могло играть лишь роль фона. Кроме того, в стихотворениях лицейского и петербургского периодов заметно влияние сентиментализма. Так, в стихотворении “Лицинию” (1815) присутствует характерное для сентименталистов противопоставление порочного города естественности сельской жизни: С развратным городом не лучше ль нам проститься... В деревню принесем отеческие лары!..
-
Я здесь, от суетных оков освобожденный, Учуся в истине блаженство находить... Везде передо мной подвижные картины: Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда, За ними ряд холмов и нивы полосаты...
-
Сентиментальный пейзаж окрестностей Михайловского дан в светлом, спокойном и радостном тоне. Созерцание красот деревни приводит писателя к мысли о нарушенной гармонии природы и общества, о том, что “среди цветущих нив и гор” господствует “барство дикое” и “рабство тощее”. В этом стихотворении первая часть является образцом идиллического описания природы и дается по контрасту ко второй, памфлету, обличающему “невежества убийственный позор”.
-
Поместья мирного незримый покровитель, Тебя молю, мой добрый домовой, Храни селенье, лес и дикий садик мой И скромную семьи моей обитель!
-
Особенностью пушкинского идиллического пейзажа является статичность и неподвижность. Во время южной ссылки ведущим творческим методом Пушкина является романтизм. “Погасло дневное светило” было одним из стихотворений, ознаменовавших собой начало романтизма в пушкинской лирике. Первая романтическая элегия, написанная 24 сентября 1820 года, была “ночной”. С этим произведением в лирику Пушкина входит атмосфера юга, южной ночи, моря, звезд, морской стихии: Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
-
-
Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле... Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя... Роняет лес багряный свой убор, Сребритмороз увянувшее поле... Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя... Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она.
-
И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем...
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.