Содержание
-
Тема:Путешествие в мир поэзии.
Цель урока: понять отличие стиха от прозы, научиться выразительно читать стихи, повторить выразительные средства русского языка, научиться опыту сочинения. Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок –путешествие.
-
План урока.
Организационный момент. Экипажи- по машинам. Первая станция: «Чудо поэтического слова»-чтение стихотворений. Вторая станция: Лирика. Как возникло слово «лирика»? Третья станция: Поэтическая лаборатория. Четвертая станция: Выразительные средства языка. Пятая станция: Поэтическая мастерская. Шестая станция: Подведение итогов.
-
Отрывок из стихотворения А.С.Пушкина « Осень».
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч , и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
-
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.
-
И.И.Пущину
Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!
-
Узник
Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном. Клюёт, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно. Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»
-
Вторая станция
Лирика. Миф- это предание, сказание. Есть очень красивый древнегреческий миф о певце Орфее. Он пел так хорошо, что все были очарованы его голосом, пением. Даже дельфины плыли за судном, на котором пел свою песню Орфей. Однажды дельфин спас Орфея от смерти- вынес его на своей спине на берег. Орфей играл на музыкальном инструменте, который назывался Лирой. Отсюда и возникло слово «лирика». Lirihos- музыкальный, напевный (греч.). Произведения, в которых выражаются чувства, мысли и переживания людей, называются лирическими. Можно ли прочитанные ребятами стихи назвать лирическими?
-
Третья станцияПоэтическая лаборатория.
Ритм. Рифма. Ритм-это чередование ударных и безударных слогов. Бу’-ря/ мгло’-ю/ не’-бо/ кро’-ет. Ритм можно простучать. -’ -/-’ -/-’-/-’ -/ Рифма- это звуковые совпадения в конце слов: …кроет, …крутя; …завоет, …дитя. Двусложные размеры стиха: -’- хорей. - -’ ямб. Лирика обычно существует в стихотворной, ритмической форме. Ритм – это сердце лирики. Ты возбуждён- сердце бьётся чаще, грустен, раздумчив – медленнее. Когда звуки слова соединяются с ритмом, возникает музыка. Слушать надо музыку стихотворения.
-
Игра в рифмы.
Строчка- точка, дочка, кочка… Дружок- Лапка- Травинка- Зашумит- Лачужка- Туманы- Луна- Бежит-
-
Весна.
Вот уж снег последний в поле тает, Тёплый пар исходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. Юный лес в зелёный дым одетый, Тёплых гроз нетерпеливо ждёт, Всё весны дыханием согрето, Всё кругом и любит, и поёт. А.К.Толстой
-
Пятая станция.Поэтическая мастерская.
Напишите стихотворение по предложенным рифмам. …тает, …земли, …расцветает, …журавли. …одетый, …ждет, …согрето, …поёт
-
Выразительные средства русского языка.
Эпитет- красочное, художественное, образное определение, используемое для создания яркой картины(пейзажа, портрета, интерьера). Серебряная седина, шёлковые кудри, солнечная улыбка, мертвая тишина… Сравнение- изображение одного предмета путём сравнения с другим. Как алмазы, горят капли сдержанных слёз… Олицетворение-изображение неживых предметов в виде живых существ: «вьюга злится…».
-
Подберите эпитеты.
Мороз, тайга, небо, ночка, море, лес, слёзы, тишина, волк, берёза. Слова для справок: синее, трескучий, глухая, мёртвая, тёмная, дремучий, горькие, серый, кудрявая.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Послушаем музыку...
Проза Лирика Недаром злится зима, её пора прошла. Весна стучится в окно и гонит со двора. Зима недаром злится, Пришла её пора- Весна в окно стучится И гонит со двора.
-
Выводы:
Стихи -это ритм. Если убрать из стихов ритм, то исчезнет музыка, исчезнет красота. Ритм – везде… Звучит музыка- в ней ритм… Всходит и заходит солнце, подчиняясь космическому ритму… Своей чередой приходят осень, зима, весна, лето…Это ритм природы… Ритмично бьётся сердце, и продолжается жизнь… Лирика – это музыка жизни! Живите красиво!
-
Презентация к уроку «Путешествие в мир поэзии» в 6 классе.
Учитель русского языка и литературы Соловьёвской СОШ Чурапчинского улуса Республики Саха(Якутия). 228-341-130
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.