Содержание
-
"Очарованный странник"
-
«Очарованный странник»
Повесть "Очарованный странник" была написана Николаем Семеновичем Лесковым в 1872—1873 гг. Видимо, замысел вести возник у Лескова во время поездки летом 1872 г. в Валаамский монастырь на Ладожском озере. Впервые произведение Лескова было напечатано в газете "Русский мир" 8 августа — 19 сентября 1873 г. под заглавием "Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения", Год спустя вышло отдельное издание "Очарованный странник. Рассказ Н. Лескова". Лесков первоначально намеревался назвать "Очарованного странника" "Русский Телемак" и "Черноземный Телемак", сближая Флягина, ищущего смысл жизни и свое место в ней, с героем гомеровской "Одиссеи", разыскивающим отца. Однако, несмотря на эпическую установку, судьба Флягина не теряет своей единичности, конкретности.
-
Словарная работа:
Повесть- эпическое произведение, раскрывающее ряд эпизодов из жизни ведущего героя, характер которого раскрывается полно и разносторонне. Сказ- повествование это способ повествования, ориентированный на воспроизведение устной речи, имитирующей импровизированный рассказ, который рождается на глазах у слушателей. «Очарованный»- околдованный. Странник- человек, странствующий пешком, на богомолье. Праведник- 1. Верующий человек, живущий праведной жизнью. 2. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности, морали. Прототип- реально существующее лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера
-
а) Очаровать, очаровывать кого-то – обворожить, околдовать, отвести глаза…Прельщать или пленять – влюблять кого-либо в себя.Странники – скитальцы, бездомные бродяги, ищущие временного приюта, богомольцы.б) странник (устар.) – человек, странствующий пешком, обычно на богомолье.Очарование – чарующая сила, прелесть чего-нибудь.
-
«Очарованный» - околдованный. Странник – человек, странствующий пешком на богомолье. Праведник – 1. Верующий человек, живущий праведной жизнью. 2. На церковном языке названия святых, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни. 3. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали.
-
Жанрово-композиционное своеобразие повести
"Очарованный странник" — произведение сложного жанрового характера. Это повесть, использующая мотивы древнерусских жизнеописаний святых (житий) и народного эпоса (былин), переосмысляющая сюжетную схему распространенных в литературе XVIII в. романов приключений. "Очарованный странник" — это своеобразная повесть — биография героя, составленная из нескольких замкнутых, завершенных эпизодов. Сходным образом строятся жития, состоящие из отдельных фрагментов, описывающих разные события из жизни святых. Такой же принцип характерен и для авантюрного романа, романа приключений, с героем которого на его жизненном пути, в его странствиях по свету по воле судьбы случаются самые неожиданные происшествия. Между прочим, само название повести в первом издании было несомненно стилизовано под заглавия русских авантюрных философских и нравоописательных романов XVIII столетия.
-
Особенности сюжета повести. авантюрный роман Жанр хождения древнерусской литературы Житийная литература Повесть "Очарованный странник"
-
ЖИТИЯ СВЯТЫХ, биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Изучаются как исторические, литературные и лингвистические источники. В Римской империи сказания о христианских мучениках. Переработаны в 10 в. в Византии Симеоном Метафрастом. В Киевской Руси — переводные жития святых, от южных и западных славян и из Византии. Жития первых русских святых: книги Бориса и Глеба, Владимира I Святославича, Ольги, Феодосия Печерского (11-12 вв.). Жития святых включены Макарием в «Великие Четьи-Минеи».
-
СКАЗ, 1) фольклорная форма (в т. ч. устный народный рассказ), стоящая на грани бытовой речи и художественного творчества. Литературные сказы (Н. С. Лесков, П. П. Бажов) генетически связаны с фольклором. 2) Принцип повествования, основанный на имитации речевой манеры обособленного от автора персонажа — рассказчика; лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь (А. Веселый, рассказы М. М. Зощенко).
-
Элементы житийного жанра и романа приключений в "Очарованном страннике" очевидны. Герой повести, Иван Флягин подобно персонажу жития, покаявшемуся и преображенному грешнику, идет по миру от греха (бессмысленного "удальского" убиения монашка, убийства цыганки Грушеньки, пусть и совершенного по ее же молению, но все равно, по мысли Флягина, греховного) к покаянию и искуплению вины. "Пережив с гибелью цыганки глубокое нравственное потрясение, Иван Северьяныч проникается совершенно новым для него нравственным влечением "постраждовать". Если раньше долгие годы своей жизни он сам ощущал себя вольным сыном природы, то теперь он впервые преисполняется чувством долга перед другим человеком. По его собственному признанию, смерть Груши всего его "зачеркнула". Думает он "только одно, что Грушина душа теперь погибшая" и его обязанность — "за нее отстрадать и ее из ада выручить". Следуя этому убеждению, он и берет на себя добровольно тяжесть чужой рекрутчины, сам просит отправить его в опасное место на Кавказ, а там идет под пули, налаживает переправу через горную реку" Цыганочка. Иллюстрация к рассказу Н. Лескова "Очарованный странник". 1973
-
1.Флягин Иван Северьяныч, он же Иван Голован, отец Измаля, -господин Флягин - бывший конэсер, монах в «малом постриге», «очарованный странник», путешествующий в Соловецкий монастырь.2. Происхождение.3. От отца и других кучеров «постиг тайну познания в животном» и возлюбил коня.4. От форейторского (Форейтор-кучер, сидящий верхом на передней лошади) озорства Флягина погибает под лошадьми монах. 5. Истории из жизни Ивана Северьяныча.
План
-
-
Кто же такой Иван Северьяныч Флягин? Каким вы представляете его?
-
Тема богатырства, Тема Родины. Основные темы произведения:
-
«Богатырь в старорусских былинах немыслим без надежного друга — верного, хотя иногда и строптивого, коня. И если Иван Северьяныч в пылу укротительства приговаривает; «Стой, собачье мясо, песья снедь»,— то невольно вспоминается гнев Ильи Муромца на богатырского коня: «Ах ты, волчья сыть да травяной мешок». А когда оседлавший дикого коня Флягин охаживает его по бокам нагайкой, услужливая память русского человека подсказывает другой фрагмент из былины: Он бьет коня по крутым бедрам, пробивает кожу до черна мяса. Ретивый конь осержается. Прочь от земли отделяется... Неуемная жизненная сила Флягина, требующая выхода и прорывающаяся иногда в безрассудных поступках, разве не сродни оказывается былинному Святогору, которому не с кем силушкой померяться? А и сила-то по жилочкам так живчиком и переливается Грозно от силушки, как от тяжкого бремени.»
-
«Очарованный странник». Рассказ об укрощении коня. Художник Н. Кузьмин
-
«Очарованный странник». Конэсер и Грушенька. Художник Н. Кузьмин
-
«Очарованный странник». Грушенька. Художник И. Глазунов
-
«Русский человек со всем справится».Он безмерно одарен, талантлив и простодушен, добр, душевно щедр, силен физически, бесстрашен и стоек, всегда способен прийти на помощь слабому, ему присущи высокая нравственность и патриотизм, русскому человеку «за народ очень помереть хочется», « а просвещение его остаются до времени в руке скрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».Это основные черты русского национального характера.России и русскому народу суждено пережить множество горестей и бед, пока не найдут они свой единственный, праведный путь, ведущий к счастью.
-
Иван Флягин предназначен своему крестному пути. Словно колдовская сила влечёт его по жизни, какое – то предначертание; всё что суждено, должно исполниться, прежде чем человек обретёт покой.
-
Главный герой - Иван Северьяныч Флягин, крепостной крестьянин, судьба которого драматична потому, что он бесправный человек. Он прошел через жестокое пленение, через страшные русские недуги и, избавившись «от всякия скорби, гнева и нужды», обратил свою жизнь на служение Богу и народу. "Очарованный странник"
-
«Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета. Так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке…….он был богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца».
-
«Мне за народочень помереть хочется»
Н.С.Лесков. «Очарованный странник» Эпиграф:
-
Словарная работа:
Национальный – «народный, или народу свойственный» (В.И.Даль). Литературный национальный характер – носитель исторической идеи, которую автор «вложил» в образ своего героя.
-
С каким былинным богатырем сравнивает автор Флягина? а) Алеша Попович, б) Добрыня Никитич, в)Илья Муромец, г)Никита Кожемяка.
-
2.Как звали в детстве Ивана Северьяныча Флягина?
а) Измаил,б) Монах,в) Голован,г) Казачок,д) Иван.
-
3.Какую награду попросил главный герой за спасение графской семьи?
а) деньги,б) освобождение от крепостной зависимости,в) коня,г) гармонь.д) сапоги.
-
а) в поисках приключений,б) по предложению англичан,в) вслед за возлюбленной,г) из – за убийства татарина,д) был взят в плен. 4.Почему Флягин бежал в степь?
-
а) богатыми подарками, б) отдали Флягину в жены самую красивую девушку, в) держали в колодках в яме, г) «подщетинили» пятки. 5. Как удерживали главного героя в степи?
-
6. Сколько времени провел Флягин в плену?
а) один год,б) три месяца,в) пять лет,г) три года,д) десять лет.
-
8. Каковы планы героя – рассказчика в финале повести?
а) остаться в монастыре,б) пойти воевать, в) возвратиться на родину.
-
Иван рассказывает историю своей жизни своим попутчикам, плывя на корабле по Ладыжскому озеру в монастырь. "Очарованный странник"
-
Груша - цыганка из трактира, невеста князя, перед красотой которой преклонялся Иван-девушка, предопределившая путь "Очарованного странника". "Очарованный странник"
-
-
-
-
"... Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения вообще не достигаются без некоторых " падений ", вечное оплакивание подлинными и удостоверенными " праведниками " " грехов своих " - не есть только присказка и не есть уничижение , а есть плач о подлинных, настоящих грехах. Праведники наибольшие суть те, которые согрешили. Тогда их слово исполнится огнем правды, а сердце источается в любви к слабому, "братскому" в грехе ". В.Розанов
-
НУЖНЫ ЛИ СЕГОДНЯШНЕЙ РОССИИ ПРАВЕДНИКИ?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.