Презентация на тему "ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ" 9 класс

Презентация: ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ" по литературе. Презентация состоит из 31 слайда. Для учеников 9 класса. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.41 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    31
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
    Слайд 1

    ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

    Учитель Попова Л.А., МБОУ СОШ.№32

  • Слайд 2

    Готовимся к экзаменам по литературе

  • Слайд 3

    КОГДА НАЧИНАТЬ ПОДГОТОВКУ К ЭКЗАМЕНУ?

    Виды работы при изучении поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Теоретическая разминка Поэма (от греч. - «делаю, творю») – лироэпическое произведение большого объёма, стихотворное произведение. Вопрос для обсуждения. Обоснуйте свой ответ. - Что общего и в чём отличие лироэпических жанров: баллады и поэмы?

  • Слайд 4

    Литературоведческая пирамида

  • Слайд 5

    Тематика «Мцыри»

    Тематика «Мцыри» Тема свободы, воли Тема Земли и Неба Тема изгнания Тема одиночества Тема гармонии Тема природы

  • Слайд 6

    Поэтика заглавия «Мцыри»

    Сомнения поэта при выборе заглавия поэмы Даже в год окончания в рукописи он назвал её «Бэри» (по-грузински «монах»). Но издал под названием «Мцыри» – «неслужащий монах». ПРИМЕЧАНИЕ На грузинском языке это слово имеет дополнительное значение: «пришелец, чужеземец; человек, не имеющий родных, близких». - Определите вид заглавия поэмы. Обоснуйте свой выбор.

  • Слайд 7

    Жанр «Мцыри»

    «Мцыри» - лирическая поэма, так как в ней даётся изображение сложных переживаний героя, а не внешних событий. Докажите примерами из текста. Поэма-исповедь, так как повествование от имени героя даёт возможность наиболее глубоко и правдиво раскрыть его духовный облик. - Докажите примерами из текста.

  • Слайд 8

    Сюжет «Мцыри»

    В основе сюжета – традиционная романтическая ситуация: бегство из неволи, главный герой – беглец. Творческое задание Нарисуйте схему, по которой развивается сюжетная линия.

  • Слайд 9

    Образ Мцыри

    «Увы! – за несколько минут Между крутых и тёмных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял…» «Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил – и жизнь моя Без этих трёх блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей…» Творческое задание «Нарисуйте» психологический портрет Мцыри, используя его монологи. Почему герой не имеет имени?

  • Слайд 10

    Стилистические особенности «Мцыри»

    Яркие средства художественной выразительности использует Лермонтов как для пейзажного изображения, так и для раскрытия внутренних переживаний героя. Поэма насыщена эпитетами, сравнениями, метафорами, гиперболами, риторическими вопросами, восклицаниями, обращениями, элементами фольклора

  • Слайд 11

    Заполните таблицу

  • Слайд 12

    Контрольная работапо поэме М.Ю Лермонтова «Мцыри»1 вариант

    Дайте односложный ответ на вопрос. 1.     Какой приём применяет автор располагая слова следующим образом: «Чешуёй была покрыта золотой её спина»?   Дайте развёрнутый ответ на вопрос. 2.     Какое изобразительное средство и с какой целью используется М.Ю Лермонтовым: «она, как червь во мне жила», «люди вольны, как орлы», «в снегах, горящих, как алмаз».   Дайте развёрнутый связный ответ на вопрос (объём 3-5 предложений), аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения. 3.     Какие черты романтического героя присущи Мцыри? 4.     Как эпиграф связан с темой и идеей произведения? 5.     Можно ли действительно считать монолог Мцыри исповедью? Обоснуйте свой ответ.

  • Слайд 13

    2 вариант

    Дайте односложный ответ на вопрос. 1.     Какой приём звукописи использует автор в описании грозы? …О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнии ловил…   Дайте развёрнутый ответ на вопрос. 2.     Какое изобразительное средство и с какой целью используется М.Ю Лермонтовым: «она (страсть) изгрызла душу и сожгла», «объятья каменные их (гор)».   Дайте развёрнутый связный ответ на вопрос (объём 3-5 предложений), аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения. 3.     Как вы думаете для чего М.Ю Лермонтову в поэме «Мцыри» необходим был именно «кавказский материал»? 4.     Какую роль играет пейзаж для понимания внутренних стремлений героя, его характера? 5.     Что такое кульминация? Что является кульминацией поэмы и почему?

  • Слайд 14

    С ЧЕГО НАЧАТЬ?

    1. Внимательно изучите систему изобразительно-выразительных средств фонетики, лексики, синтаксиса. 2. Выучите определения изобразительно-выразительных средств. 3. Постарайтесь запомнить роль средств выразительности в художественном тексте. 4. Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора. 5. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их, не забывая о требованиях грамматики и культуры речи.  

  • Слайд 15

    Карточки - задания

    1. Какую роль в стихотворении играют эпитеты? (А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье…») 2. Какие эпитеты наиболее важны в характеристике Ленского и почему? (А.С. Пушкин «Евгений Онегин») 3. Почему лирический герой стихотворения часто прибегает к риторическим вопросам? (В.А. Жуковский «Невыразимое»)

  • Слайд 16

    ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

    НАЙДИТЕ И ИСПРАВЬТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Реалистический жанр. Чацкий – персонаж, направление «разговор глухих», диалог Чацкого. Закон реализма о «трёх единствах»: единстве времени, порядка и места. Фронтальный монолог, драма»Горе от ума», фраза Софьи, Фамусов – резонёр, одна сюжетная линия в «Горе от ума».

  • Слайд 17

    КЛЮЧ К ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОМУ ДИКТАНТУ

    Реалистический метод, Чацкий – герой, комический приём «разговор глухих», монолог Чацкого. Закон классицизма о «трёх единствах»: единства времени, места и действия. Фронтальный конфликт, комедия «Горе от ума», реплика Софьи, Чацкий – резонёр, две сюжетные линии в «Горе от ума».

  • Слайд 18

    Поэтика заглавия пьесы «Горе от ума»

    Виды работы при изучении пьесы «Горе от ума» Теоретическая разминка. Осмысление данных определений. Заглавие - название, наименование литературного произведения. Обычно в заглавие выносится либо имя главного героя, либо идея произведения, либо основной конфликт. Заглавие – название литературного произведения, издания, серии, определяющее тему, идею, предмет, центральный образ.

  • Слайд 19

    Аналитический вопрос

    - К какому виду относится заглавие комедии? (Дополните схему примерами) ВИДЫ ЗАГЛАВИЙ

  • Слайд 20

    Задание - эксперимент

    Назовите русскую пословицу – «перевёртыш» заглавию комедии «Горе от ума». («Дуракам счастье») Но разве Чацкого окружают одни дураки? Много ли глупцов в пьесе? Художественный детали Реплика Монолог Диалог Психологический портрет

  • Слайд 21

    Теоретическая разминка

    Восстановите пропуски в определениях Реплика(в переводе с латинского…) – краткий ответ действующего лица в произведении,… фраза в диалоге, возникшая как отклик на слова партнёра. Монолог (в переводе с греческого…) речь действующего лица в произведении, обращённая к собеседнику или … Психологический портрет («портрет» в переводе с греческого…) – описание внутреннего мира героя, персонажа литературного произведения.

  • Слайд 22

    Ключ к теоретической разминке

    Реплика(в переводе с латинского – «возражаю») – краткий ответ действующего лица в произведении, ответная фраза в диалоге, возникшая как отклик на слова партнёра. Монолог (в переводе с греческого «один»+ «слово») речь действующего лица в произведении, обращённая к собеседнику или самому себе. Психологический портрет («портрет» в переводе с греческого - «изображение») – описание внутреннего мира героя, персонажа литературного произведения.

  • Слайд 23

    Узнайте персонажей по их психологическому портрету

    1. «Человек он светский, Отъявленный мошенник, плут… При нём остерегись, переносить горазд, И в карты не садись: продаст!» 2. «А впрочем, он дойдёт до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных…» 3. «Тогда не то, что ныне, При государыне служил Екатерине. А в те поры все важны! В сорок пуд… Раскланяйся – тупеем не кивнут. Вельможа в случае – тем паче: Не как другой, и пел и ел иначе».

  • Слайд 24

    Творческая работа. «Литературное рисование»

    Задание для 1 группы: «нарисовать» психологический портрет Фамусова Задание для 2 группы: «нарисовать» психологический портрет Софьи Задание для 3 группы: «нарисовать» психологический портрет Чацкого Задание для 4 группы: «нарисовать» психологический портрет Молчалина

  • Слайд 25

    Психологический портрет Молчалина

    Речевая манера Молчалина раскрывает нам внутренний мир героя: его стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие. Он немногословен, «не богат словами». Это объясняется боязнью высказать своё суждение. В его речи нет иностранных слов и выражений. Молчалин старается выбирать слова деликатные, прибавляет почтительно «с»: «с бумагами-с, нет-с». С Фамусовым, своим начальником, обращается почтительно, с Хлёстовой – льстиво и вкрадчиво, с Софьей – с великой скромностью, с Чацким – с насмешкой, а с Лизой не стесняется в выражениях.

  • Слайд 26

    Инструкция по выполнению работы

    Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей. Часть 1включает в себя два альтернативных варианта, содержащих текст художественного произведения и вопросы к нему. Вам необходимо выбрать ОДИН из двух вариантов. Первый вариант ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения, второй - на анализ лирического стихотворения (или басни). Выбрав для работы один из вариантов, прочитайте предложенный текст и последовательно выполните три задания, которые требуют написания развёрнутого ответа ограниченного объёма. Выполняя первые два задания (1.1.1-1.1.2 или 1.2.1-1.2.2), дайте ответ в примерном объёме 3-5 предложений с опорой на текст. Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в экзаменационной работе (примерный объём ответа - 5-8 предложений). Выполняя задания части 1, постарайтесь сформулировать прямые связные ответы, избегая пространных вступлений и характеристик, соблюдая нормы речи. Указание на объём ответов в части 1 условно; оценка ответа зависит от его содержательности.

  • Слайд 27

    ГИА: рекомендации к заданиям 1.1.3 и 1.2.3

    1. Помните: основной фрагмент и предложенный отрывок или произведение для сопоставления объединены, как правило, общей темой, но раскрывается она по-разному в зависимости от авторского замысла, творческого метода поэта или писателя. Именно поэтому сначала нужно выявить сходства, а затем различия (если они есть).   2. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы. Это поможет избежать пересказа. 3. Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора.  

  • Слайд 28

    КЛИШЕ

    1. Произведения (стихотворения, фрагменты, отрывки) объединены мотивом (темой)...  2. Одна и та же тема в двух произведениях (стихотворениях, фрагментах, отрывках) раскрывается совершенно по-разному и развивается в противоположных аспектах. 3. Для обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков) характерна ещё одна особенность. 4. Нужно отметить ещё одно существенное несходство... 5. Различия стихотворений выражаются не только в эмоциональной окраске, в пафосе, но и в строении, форме произведений.  6. Ритмическое звучание стихотворений также контрастно. Стихотворные размеры, которые выбирают поэты, передают... (динамичность, движение; плавность, напевность) 7. В отличие от первого, второе стихотворение имеет... 8. Стихотворения во многом контрастные, и в основу контраста автор положил противоположность чувств ( Пр.: любви и влюблённости). Различия этих чувств обусловлены различиями лирических героев. 9. Стихотворения ... , казалось бы об одном и том же, но как по-разному представлена в них  позиция лирического героя и совершенно разные  настроения. 10. Мне кажется, из сопоставления обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков)   можно сделать следующий вывод.  

  • Слайд 29

    Характеристика художественного образа или персонажа Примерный план 

     I. Место персонажа в системе образов произведения. II. Характеристика персонажа как определённого социального типа     1. Социальное и материальное положение.     2. Внешность.     3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг интересов, привычек, склонностей:            А) характер деятельности и основные жизненные устремления;            Б) влияние на окружающих.     4. Область чувств:            А) отношения к окружающим;             Б) особенности внутренних переживаний.     5. Авторское отношение к персонажу.     6. Личные черты, которые выявляются в произведении:           А) с помощью портрета;           Б) в авторской характеристике;           В) через характеристику других действующих лиц;           Г) предысторией или биографией;           Д) через цепь поступков;           Е) в речи;          Ж) окружающей обстановкой.III. Какая общественная проблема привела автора к созданию подобного образа?

  • Слайд 30

    Инструкция по выполнению работы

    Часть 2содержит четыре темы сочинений, требующие развёрнутого письменного рассуждения. Выберите ОДНУ из предложенных Вам тем и напишите сочинение объёмом не менее 200 слов, аргументируя свои рассуждения и ссылаясь на текст художественного произведения (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). При выполнении всех заданий опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Во время экзамена разрешается пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики. На выполнение работы даётся 235 минут. Рекомендуем 2 часа выделить на выполнение заданий части 1, а оставшееся время отвести на написание сочинения (часть 2).

  • Слайд 31

    Часть 2. Сочинение

    Вступительная и заключительная части сочинения Приступая к сочинению, помните о том, что лучше всего оценивается и воспринимается то, что и как сказано в самом начале и конце. Поэтому необходимо привлечь  какую-нибудь оригинальную мысль, которая придаст своеобразие вступлению.  Это могут быть сведения об эпохе, факты из биографии писателя или какие-то общие рассуждения по поводу темы.  В соответствии с этим выделяют следующие виды вступления: • историческое (эпоха); • аналитическое (анализирующее какое-либо понятие, входящее в формулировку темы); • биографическое (факты из биографии писателя); • сравнительное (о литературных традициях); • живописное (с описанием картины); • лирическое (личное восприятие темы); • обществоведческое (с привлечением знаний по общественным дисциплинам) .  Заключение должно быть оригинальным по форме, четким и выразительным по мысли. • желательно, чтобы в заключении был выдвинут новый тезис, расширяющий основную часть; • это может быть концовка - вывод, размышление, исследование, риторический вопрос, концовка цитаты и другие; • оригинальное заключение замечательно своей внезапностью, новизной; • удачной концовкой может быть афоризм или библейское изречение. Работая над заключением, помните слова Дейла Карнеги: "Концовка является самым важным стратегическим элементом. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой."        

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке