Содержание
-
ПОДГОТОВКА К ГИА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Учитель Попова Л.А., МБОУ СОШ.№32
-
Готовимся к экзаменам по литературе
-
КОГДА НАЧИНАТЬ ПОДГОТОВКУ К ЭКЗАМЕНУ?
Виды работы при изучении поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Теоретическая разминка Поэма (от греч. - «делаю, творю») – лироэпическое произведение большого объёма, стихотворное произведение. Вопрос для обсуждения. Обоснуйте свой ответ. - Что общего и в чём отличие лироэпических жанров: баллады и поэмы?
-
Литературоведческая пирамида
-
Тематика «Мцыри»
Тематика «Мцыри» Тема свободы, воли Тема Земли и Неба Тема изгнания Тема одиночества Тема гармонии Тема природы
-
Поэтика заглавия «Мцыри»
Сомнения поэта при выборе заглавия поэмы Даже в год окончания в рукописи он назвал её «Бэри» (по-грузински «монах»). Но издал под названием «Мцыри» – «неслужащий монах». ПРИМЕЧАНИЕ На грузинском языке это слово имеет дополнительное значение: «пришелец, чужеземец; человек, не имеющий родных, близких». - Определите вид заглавия поэмы. Обоснуйте свой выбор.
-
Жанр «Мцыри»
«Мцыри» - лирическая поэма, так как в ней даётся изображение сложных переживаний героя, а не внешних событий. Докажите примерами из текста. Поэма-исповедь, так как повествование от имени героя даёт возможность наиболее глубоко и правдиво раскрыть его духовный облик. - Докажите примерами из текста.
-
Сюжет «Мцыри»
В основе сюжета – традиционная романтическая ситуация: бегство из неволи, главный герой – беглец. Творческое задание Нарисуйте схему, по которой развивается сюжетная линия.
-
Образ Мцыри
«Увы! – за несколько минут Между крутых и тёмных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял…» «Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил – и жизнь моя Без этих трёх блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей…» Творческое задание «Нарисуйте» психологический портрет Мцыри, используя его монологи. Почему герой не имеет имени?
-
Стилистические особенности «Мцыри»
Яркие средства художественной выразительности использует Лермонтов как для пейзажного изображения, так и для раскрытия внутренних переживаний героя. Поэма насыщена эпитетами, сравнениями, метафорами, гиперболами, риторическими вопросами, восклицаниями, обращениями, элементами фольклора
-
Заполните таблицу
-
Контрольная работапо поэме М.Ю Лермонтова «Мцыри»1 вариант
Дайте односложный ответ на вопрос. 1. Какой приём применяет автор располагая слова следующим образом: «Чешуёй была покрыта золотой её спина»? Дайте развёрнутый ответ на вопрос. 2. Какое изобразительное средство и с какой целью используется М.Ю Лермонтовым: «она, как червь во мне жила», «люди вольны, как орлы», «в снегах, горящих, как алмаз». Дайте развёрнутый связный ответ на вопрос (объём 3-5 предложений), аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения. 3. Какие черты романтического героя присущи Мцыри? 4. Как эпиграф связан с темой и идеей произведения? 5. Можно ли действительно считать монолог Мцыри исповедью? Обоснуйте свой ответ.
-
2 вариант
Дайте односложный ответ на вопрос. 1. Какой приём звукописи использует автор в описании грозы? …О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнии ловил… Дайте развёрнутый ответ на вопрос. 2. Какое изобразительное средство и с какой целью используется М.Ю Лермонтовым: «она (страсть) изгрызла душу и сожгла», «объятья каменные их (гор)». Дайте развёрнутый связный ответ на вопрос (объём 3-5 предложений), аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения. 3. Как вы думаете для чего М.Ю Лермонтову в поэме «Мцыри» необходим был именно «кавказский материал»? 4. Какую роль играет пейзаж для понимания внутренних стремлений героя, его характера? 5. Что такое кульминация? Что является кульминацией поэмы и почему?
-
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
1. Внимательно изучите систему изобразительно-выразительных средств фонетики, лексики, синтаксиса. 2. Выучите определения изобразительно-выразительных средств. 3. Постарайтесь запомнить роль средств выразительности в художественном тексте. 4. Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора. 5. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их, не забывая о требованиях грамматики и культуры речи.
-
Карточки - задания
1. Какую роль в стихотворении играют эпитеты? (А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье…») 2. Какие эпитеты наиболее важны в характеристике Ленского и почему? (А.С. Пушкин «Евгений Онегин») 3. Почему лирический герой стихотворения часто прибегает к риторическим вопросам? (В.А. Жуковский «Невыразимое»)
-
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
НАЙДИТЕ И ИСПРАВЬТЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Реалистический жанр. Чацкий – персонаж, направление «разговор глухих», диалог Чацкого. Закон реализма о «трёх единствах»: единстве времени, порядка и места. Фронтальный монолог, драма»Горе от ума», фраза Софьи, Фамусов – резонёр, одна сюжетная линия в «Горе от ума».
-
КЛЮЧ К ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОМУ ДИКТАНТУ
Реалистический метод, Чацкий – герой, комический приём «разговор глухих», монолог Чацкого. Закон классицизма о «трёх единствах»: единства времени, места и действия. Фронтальный конфликт, комедия «Горе от ума», реплика Софьи, Чацкий – резонёр, две сюжетные линии в «Горе от ума».
-
Поэтика заглавия пьесы «Горе от ума»
Виды работы при изучении пьесы «Горе от ума» Теоретическая разминка. Осмысление данных определений. Заглавие - название, наименование литературного произведения. Обычно в заглавие выносится либо имя главного героя, либо идея произведения, либо основной конфликт. Заглавие – название литературного произведения, издания, серии, определяющее тему, идею, предмет, центральный образ.
-
Аналитический вопрос
- К какому виду относится заглавие комедии? (Дополните схему примерами) ВИДЫ ЗАГЛАВИЙ
-
Задание - эксперимент
Назовите русскую пословицу – «перевёртыш» заглавию комедии «Горе от ума». («Дуракам счастье») Но разве Чацкого окружают одни дураки? Много ли глупцов в пьесе? Художественный детали Реплика Монолог Диалог Психологический портрет
-
Теоретическая разминка
Восстановите пропуски в определениях Реплика(в переводе с латинского…) – краткий ответ действующего лица в произведении,… фраза в диалоге, возникшая как отклик на слова партнёра. Монолог (в переводе с греческого…) речь действующего лица в произведении, обращённая к собеседнику или … Психологический портрет («портрет» в переводе с греческого…) – описание внутреннего мира героя, персонажа литературного произведения.
-
Ключ к теоретической разминке
Реплика(в переводе с латинского – «возражаю») – краткий ответ действующего лица в произведении, ответная фраза в диалоге, возникшая как отклик на слова партнёра. Монолог (в переводе с греческого «один»+ «слово») речь действующего лица в произведении, обращённая к собеседнику или самому себе. Психологический портрет («портрет» в переводе с греческого - «изображение») – описание внутреннего мира героя, персонажа литературного произведения.
-
Узнайте персонажей по их психологическому портрету
1. «Человек он светский, Отъявленный мошенник, плут… При нём остерегись, переносить горазд, И в карты не садись: продаст!» 2. «А впрочем, он дойдёт до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных…» 3. «Тогда не то, что ныне, При государыне служил Екатерине. А в те поры все важны! В сорок пуд… Раскланяйся – тупеем не кивнут. Вельможа в случае – тем паче: Не как другой, и пел и ел иначе».
-
Творческая работа. «Литературное рисование»
Задание для 1 группы: «нарисовать» психологический портрет Фамусова Задание для 2 группы: «нарисовать» психологический портрет Софьи Задание для 3 группы: «нарисовать» психологический портрет Чацкого Задание для 4 группы: «нарисовать» психологический портрет Молчалина
-
Психологический портрет Молчалина
Речевая манера Молчалина раскрывает нам внутренний мир героя: его стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие. Он немногословен, «не богат словами». Это объясняется боязнью высказать своё суждение. В его речи нет иностранных слов и выражений. Молчалин старается выбирать слова деликатные, прибавляет почтительно «с»: «с бумагами-с, нет-с». С Фамусовым, своим начальником, обращается почтительно, с Хлёстовой – льстиво и вкрадчиво, с Софьей – с великой скромностью, с Чацким – с насмешкой, а с Лизой не стесняется в выражениях.
-
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей. Часть 1включает в себя два альтернативных варианта, содержащих текст художественного произведения и вопросы к нему. Вам необходимо выбрать ОДИН из двух вариантов. Первый вариант ориентирован на анализ фрагмента эпического (или драматического, или лироэпического) произведения, второй - на анализ лирического стихотворения (или басни). Выбрав для работы один из вариантов, прочитайте предложенный текст и последовательно выполните три задания, которые требуют написания развёрнутого ответа ограниченного объёма. Выполняя первые два задания (1.1.1-1.1.2 или 1.2.1-1.2.2), дайте ответ в примерном объёме 3-5 предложений с опорой на текст. Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведён в экзаменационной работе (примерный объём ответа - 5-8 предложений). Выполняя задания части 1, постарайтесь сформулировать прямые связные ответы, избегая пространных вступлений и характеристик, соблюдая нормы речи. Указание на объём ответов в части 1 условно; оценка ответа зависит от его содержательности.
-
ГИА: рекомендации к заданиям 1.1.3 и 1.2.3
1. Помните: основной фрагмент и предложенный отрывок или произведение для сопоставления объединены, как правило, общей темой, но раскрывается она по-разному в зависимости от авторского замысла, творческого метода поэта или писателя. Именно поэтому сначала нужно выявить сходства, а затем различия (если они есть). 2. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы. Это поможет избежать пересказа. 3. Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора.
-
КЛИШЕ
1. Произведения (стихотворения, фрагменты, отрывки) объединены мотивом (темой)... 2. Одна и та же тема в двух произведениях (стихотворениях, фрагментах, отрывках) раскрывается совершенно по-разному и развивается в противоположных аспектах. 3. Для обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков) характерна ещё одна особенность. 4. Нужно отметить ещё одно существенное несходство... 5. Различия стихотворений выражаются не только в эмоциональной окраске, в пафосе, но и в строении, форме произведений. 6. Ритмическое звучание стихотворений также контрастно. Стихотворные размеры, которые выбирают поэты, передают... (динамичность, движение; плавность, напевность) 7. В отличие от первого, второе стихотворение имеет... 8. Стихотворения во многом контрастные, и в основу контраста автор положил противоположность чувств ( Пр.: любви и влюблённости). Различия этих чувств обусловлены различиями лирических героев. 9. Стихотворения ... , казалось бы об одном и том же, но как по-разному представлена в них позиция лирического героя и совершенно разные настроения. 10. Мне кажется, из сопоставления обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков) можно сделать следующий вывод.
-
Характеристика художественного образа или персонажа Примерный план
I. Место персонажа в системе образов произведения. II. Характеристика персонажа как определённого социального типа 1. Социальное и материальное положение. 2. Внешность. 3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг интересов, привычек, склонностей: А) характер деятельности и основные жизненные устремления; Б) влияние на окружающих. 4. Область чувств: А) отношения к окружающим; Б) особенности внутренних переживаний. 5. Авторское отношение к персонажу. 6. Личные черты, которые выявляются в произведении: А) с помощью портрета; Б) в авторской характеристике; В) через характеристику других действующих лиц; Г) предысторией или биографией; Д) через цепь поступков; Е) в речи; Ж) окружающей обстановкой.III. Какая общественная проблема привела автора к созданию подобного образа?
-
Инструкция по выполнению работы
Часть 2содержит четыре темы сочинений, требующие развёрнутого письменного рассуждения. Выберите ОДНУ из предложенных Вам тем и напишите сочинение объёмом не менее 200 слов, аргументируя свои рассуждения и ссылаясь на текст художественного произведения (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). При выполнении всех заданий опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Во время экзамена разрешается пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики. На выполнение работы даётся 235 минут. Рекомендуем 2 часа выделить на выполнение заданий части 1, а оставшееся время отвести на написание сочинения (часть 2).
-
Часть 2. Сочинение
Вступительная и заключительная части сочинения Приступая к сочинению, помните о том, что лучше всего оценивается и воспринимается то, что и как сказано в самом начале и конце. Поэтому необходимо привлечь какую-нибудь оригинальную мысль, которая придаст своеобразие вступлению. Это могут быть сведения об эпохе, факты из биографии писателя или какие-то общие рассуждения по поводу темы. В соответствии с этим выделяют следующие виды вступления: • историческое (эпоха); • аналитическое (анализирующее какое-либо понятие, входящее в формулировку темы); • биографическое (факты из биографии писателя); • сравнительное (о литературных традициях); • живописное (с описанием картины); • лирическое (личное восприятие темы); • обществоведческое (с привлечением знаний по общественным дисциплинам) . Заключение должно быть оригинальным по форме, четким и выразительным по мысли. • желательно, чтобы в заключении был выдвинут новый тезис, расширяющий основную часть; • это может быть концовка - вывод, размышление, исследование, риторический вопрос, концовка цитаты и другие; • оригинальное заключение замечательно своей внезапностью, новизной; • удачной концовкой может быть афоризм или библейское изречение. Работая над заключением, помните слова Дейла Карнеги: "Концовка является самым важным стратегическим элементом. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой."
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.