Содержание
-
Методика подготовки к ГИА-9 по литературе
-
Содержание экзаменационной работы
определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.)
-
Основные документы ГИА
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, -- информация о содержании экзамена и объеме материала Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ЛИТЕРАТУРЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, -- основные характеристики экзаменационной работы Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ЛИТЕРАТУРЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, -- образец экзаменационной работы с критериями проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом
-
Кодификатор элементов содержания
-
Структура экзаменационной работы
-
Уровни сложности заданий
-
Перевод первичных баллов в отметки
-
Предметные, метапредметные и надпредметные компетенции
воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героям; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; выражать своё отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения
-
Модель ГИА-9 по литературе
Экзаменационная работа состоит из двух частей. В первой части работы предполагается анализ текста художественного произведения, размещённого в самой экзаменационной работе. Во второй части даются темы сочинений. На выполнение работы даётся 4 часа (240 минут). Рекомендуем так распределить время: на выполнение первой части (4 задания к тексту) – 90 минут, на выполнение второй части (сочинение) – 150 минут.
-
Первая часть работы
Состоит из двух альтернативных вариантов (экзаменуемому необходимо выбрать один из них): анализ фрагмента эпического (или драматического, или лиро-эпического) произведения; ИЛИ анализ лирического стихотворения (или басни). Текстовый фрагмент сопровождается системой письменных заданий (по 4 задания для каждого варианта). Каждый из первых трёх вопросов предполагает письменный ответ в примерном объёме 3-5 предложений и оценивается максимально 4 баллами. Четвертое задание (1.1.4 или 1.2.4) предполагает сопоставление произведения с другим, текст которого также приведён в экзаменационной работе. Примерный объём ответа– 5-8 предложений. Максимальный балл за выполнение – 6 баллов.
-
Вторая часть экзаменационной работы
Содержит пять проблемных вопросов, требующих развернутого письменного рассуждения (не менее 200 слов). Первый вопрос (2.1) относится к произведению, из которого взят фрагмент для первого варианта части 1; второй вопрос (2.2) относится к творчеству поэта, чьё стихотворение включено во второй вариант части 1. Задания 2.3 и 2.4 формулируются по творчеству других писателей, чьи произведения не были включены в варианты части 1 (древнерусская литература, литература XVIII и XIX вв.). Задание 2.5 формулируется по литературе ХХ в. При ответе на вопрос, связанный с лирикой, экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений (их число может быть увеличено по усмотрению экзаменуемого). Ответ на вопрос такого типа оценивается максимально 12 баллами.
-
ТЕКСТ на экзамене по литературе
Экзаменуемый имеет право пользоваться полным текстом произведения, фрагмент из которого представлен в варианте 1 части 1, или сборником лирики поэта, чье стихотворение вошло в вариант 2 части 1 экзаменационной работы, а также тестами художественных произведений, по которым формулируются темы сочинений во 2 части обоих вариантов. Художественные тексты не предоставляются индивидуально каждому экзаменуемому. Экзаменуемые по мере необходимости работают с текстами за отдельными столами, на которых данные тексты размещены. При проведении экзамена необходимо подготовить книги в нескольких экземплярах для каждой аудитории (в зависимости от наполнения). Книги следует подготовить таким образом, чтобы у экзаменуемого не возникало возможности работать с комментариями и вступительными статьями к художественным текстам.
-
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (1.1.1–1.1.3;1.2.1–1.2.3)
-
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (1.1.4 и 1.2.4),требующих написания развёрнутого ответа ограниченного объема
-
-
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (2.1–2.5), требующих написания полного развёрнутого ответа на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 слов)
-
-
Образцы ответов
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (1.1.1–1.1.3; 1.2.1–1.2.3), требующих написания развёрнутого ответа ограниченного объёма (3-5 предложений). Максимальный балл – 4 Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (1.1.4 и 1.2.4), требующих написания развёрнутого ответа ограниченного объема с выходом в литературный контекст (5-8 предложений) Максимальный балл – 6 Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (2.1–2.5), требующих написания полного развёрнутого ответа на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 слов) Максимальный балл – 12
-
Для заданий с развернутым ответом образцы верных ответов не составляются:
экзаменуемый вправе построить собственное аргументированное суждение по предложенному вопросу; включение «эталонных» ответов в материалы для экспертов может обернуться созданием содержательных трафаретов, жестко регламентирующих ответы экзаменуемых; это может привести к повторению практики тиражирования «готовых ответов»
-
В основу ГИА по литературе положен родовой принцип. Разработчики исходили из того, что анализ произведений, принадлежащих разным родам литературы (эпосу, лирике, драме), требует от учащихся владения специфическими умениями. Поэтому повторение материала к экзамену следует построить из трех блоков, объединив по родовому признаку произведения, созданные в разные эпохи развития русской литературы.
-
Примерный алгоритм анализа эпического фрагмента
Каков сюжет эпизода? Какова его связь с сюжетом произведения? В чем своеобразие композиции эпизода (на какие части его можно разделить, каково соотношение между частями и т.д.)? Кто из персонажей произведения участвует в эпизоде? Какова роль в данном фрагменте пейзажа, интерьера, портрета героя, художественных деталей? От чьего лица ведется повествование? Есть ли во фрагменте лирические отступления?
-
Какие художественные приемы и изобразительные средства использует автор? Есть ли во фрагменте образы-символы? Если в предложенном фрагменте герои участвуют в диалоге, отметить своеобразие их речи. Какова роль эпизода в произведении (характеристика персонажей, оценка событий, переломный момент действия, изображение внутреннего состояния героя и т.д.)? Какова проблематика эпизода? Какова ее связь с проблематикой всего произведения?
-
Примерный алгоритм анализа лирики
Автор. Название произведения. Жанр. Время написания. История создания. Тема. Поэтическое настроение. Образ — переживание. Своеобразие композиции. Особенность поэтических образов. Своеобразие поэтического языка (роль в стихотворении эпитетов, сравнений, метафор, метонимий, оксюморонов, олицетворений, гипербол, повторов, анафоры, инверсии, риторических вопросов, восклицаний, поэтических пауз). Звуковая организация речи ( роль в стихотворении аллитерации, ассонанса, звукоподражания). Особенности стиха (определение стихотворного размера и характера рифмовки).
-
Аспекты сопоставительного анализа
Время создания произведений Изображенные в них события Авторская позиция Сюжетные и композиционные аналогии Языковые средства
-
Внутритекстовые сопоставления
образов героев; элементов композиции (эпизоды, сцены, части, описания, детали и т.п.); соотношение эпиграфа и идейного звучания произведения (или его части); стилистические сопоставления
-
Межтекстовые сопоставления
сопоставление произведений одного или разных авторов по жанровым, проблемным и другим признакам; черновой и окончательный варианты произведения или его составных элементов; художественный образ и биографические источники его прототипа; сопоставление разножанровых вариантов одного сюжета; сравнение произведения и его пародийного переложения
-
Интерпретационные сопоставления
различные критические интерпретации произведения; сравнение читательских оценок произведения; музыкальных и т.п. интерпретаций литературного произведения
-
Основные методические выводы
КИМы 11 и 9 классов учитывают специфику литературы как учебного предмета; КИМы отражают традиции отечественной методики преподавания литературы; задания, требующие развернутого ответа на вопрос, традиционны для уроков литературы; при подготовке к экзамену необходимо уделять внимание знанию текстов художественных произведений, включенных в кодификатор; обобщение изученного целесообразно строить, сгруппировав произведения по родо-жанровому принципу; особое внимание уделять формированию и развитию предметных и надпредметных компетенций (указаны в кодификаторе), организуя читательскую ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учащихся; специально совершенствовать умения сопоставительного анализа (обучение диалогу); уделять внимание технологии проверки письменных работ учащихся (педагогическая рецензия); работать над созданием АРГУМЕНТАТИВНЫХ текстов; совершенствовать рефлексивные умения учащихся, умения редактировать созданный текст
-
-
-
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.