Презентация на тему ""Двенадцать" А. Блок"

Презентация: "Двенадцать" А. Блок
Включить эффекты
1 из 60
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.1
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему ""Двенадцать" А. Блок" для 9-11 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 60 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по литературе в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: "Двенадцать" А. Блок
    Слайд 1

    Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие

    Главное, что можно сказать о поэме, это то, что она гениально передает грозовую атмосферу Октября. В.Орлов

  • Слайд 2

    Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; повторение понятий: стиль, жанр, композиция, символ; определить отношение автора к событиям революции 1917 года.

    Планурока: Исторические и политические предпосылки создания поэмы Стилистика и жанровое своеобразие поэмы Единство замысла и композиции Контраст как основное средство изображения в поэме Система образов Изобразительно-выразительные средства Образы-символы.

  • Слайд 3

    Творческая история поэмы «Двенадцать»

  • Слайд 4

    «Одно из благодеяний революции заключается в том, что она пробуждает к жизни всего человека, если он идет к ней навстречу, она напрягает все его силы и открывает те пропасти, которые были крепко закрыты». А. Блок.

  • Слайд 5

    «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию!» А.Блок. «Интеллигенция и революция»

  • Слайд 6

    Черновики А.Блока Поэма «Двенадцать» написана Александром Блоком в январе 1918 года. Блок, неоднократно подчеркивающий, что его стихи рождаются из «духа музыки», что писать он может тогда и только тогда , когда слышит «музыку», услышал «звуки» времени, привел их в «гармонию», дал им форму, и на свет появилась поэма.

  • Слайд 7

    Исторические и политические предпосылки создания поэмы

    Блок в своих стихах предчувствовал пробуждение России, приветствовал его очистительный приход, потому что жизнь настоящая была для него невозможна. Когда он завершил эту поэму в январе 1918 года, то достаточно строгий к себе записал в своём дневнике: «Сегодня я гений»

  • Слайд 8

    «Сегодня я – гений!».

    «Двенадцать» – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью». А. Блок (январь 1918 г.)

  • Слайд 9

    56-я записная книжка поэта

    3 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов) 8 января. Весь день – «Двенадцать». 11 января … Нет уж, не то время, не та музыка. – Музыка какая (если…желтое?). 15 января… - Мои «Двенадцать» не двигаются. Мне холодно. 22 января…толпа кричала по адресу…моему: «изменники». Не подают руки. Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили! Правда глаза колет. 25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешает приняться за что-либо прочно. А свое бы писать (Иисус). 27 января. Двенадцать. 28 января. Двенадцать. 29 января… Сегодня я – гений.

  • Слайд 10

    Смысл заглавия

    12

  • Слайд 11

    12 красноармейцев,патрулирующих революционный Петербург; 12 апостолов Христа– разносчики учения Христа. Викторов. Александр Блок. «Двенадцать».

  • Слайд 12

    Стилистика, жанровое своеобразие поэмы

    12

  • Слайд 13

    Тема:тема революционной стихии, влияющей на судьбы людей Идея: два начала в революции: разрушение старого и созидание нового. Проблема: ВРЕМЯ - ЧЕЛОВЕК- ИСТОРИЯ проблема СВОБОДЫ БУДУЩЕЕ РОССИИ «Двенадцать» - поэма. Поэма – лиро-эпический жанр, крупное стихотворное произведение с повествовательным сюжетом.

  • Слайд 14

    Жанровое своеобразие поэмы

    «Двенадцать» – эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

  • Слайд 15

    «Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как ее понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати в совершенно новой поэтической системе, которая нашла свое отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике». Л. Дологополов

  • Слайд 16

    Близость поэмы к стихии народной поэзии подчеркивается не только ее интонационной структурой, но и непосредственным включением в текст фольклорных жанров или стилизованных под них фрагментов. « …Над нами повисла косматая грудь коренника, и готовы опуститься тяжелые копыта». А. Блок «Народ и интеллигенция».

  • Слайд 17

    12 Единство замысла и композиции

  • Слайд 18

    О. Парамонов (автор проекта «ХХ век глазами русских поэтов») – заслуженный учитель России – вспоминает: «Когда я прочитал эту поэму монгольскому студенту, с котором мы встретились во время моей учебы в Ленинграде, он, плохо знавший русский язык, сказал: “Это буран в степи”». Единство замысла и композиции

  • Слайд 19

    Единство замысла и композиции

    Внешне поэма построена в соответствии с названием: она состоит из двенадцати глав. Но если мы обратимся к героям поэмы, то снова обнаружим связь с названием: в центре событий – 12 патрулирующих красноармейцев, которые в заключении поэмы, следуя за Христом, ассоциируются с 12-ю апостолами.

  • Слайд 20

    Поэма написана в исключительный циклон , производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства. «Двенадцать» стала произведением поистине новаторским, единственным в своем роде, построенным по принципу монтажа. Помимо голоса автора-повествователя, звучат голоса героев и голоса города, господствует стихия фольклора. Композиционная особенность: поэма построена по принципу кольца. В первых и последних главах – городской пейзаж: ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улицах.

  • Слайд 21

    Сходство первой и последней глав еще и в том, что обе они построены на контрастах. Поэма начинается антитезой – «Черный вечер. Белый снег…» и антитезой завершается: «Позади- голодный пес… Впереди – Иисус Христос.» Поэма, таким образом, движется от одного полюса к другому.Как и все в поэме, этот образ приобретает символический смысл, который воплощен и в названии, и в композиционном делении произведения на двенадцать глав.

  • Слайд 22

    Контрастность произведения

    Основа содержания поэмы − «буря» в море жизни. Строя ее сюжет, Блок широко использует прием контраста: «Черный вечер./Белый снег…», – резкое противопоставление двух миров – «черного» и «белого», старого и нового.

  • Слайд 23

    В январе 1918 года с Блоком произошло нечто такое, что он сумел воплотить весь хаос, который окружал его – хаос революции, из которого, он полагал, должна родиться гармония будущего, и потому он благословил этот хаос и запечатлел его не только в словесном, но и в музыкальных образах своей поэмы..

  • Слайд 24

    Основные образы поэмы

    12

  • Слайд 25

    Система образов Экспозиция Старый мир Катька Писатель Поп Паршивый пёс Старушка Барыня в каракуле Новый мир Будущее? Иисус Христос 12, идущие «державным шагом»

  • Слайд 26
  • Слайд 27

    Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок чёрные ремни, Кругом – огни, огни, огни…

  • Слайд 28

    Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в святую Русь…

  • Слайд 29

    Революционный отряд « Как пошли наши ребята В красной гвардии служить – В красной гвардии служить – Буйну голову сложить!»

  • Слайд 30
  • Слайд 31

    Образ красноармейцев

    И опять идут двенадцать, За плечами – ружьеца.

  • Слайд 32

    Красногвардейский патруль в Петрограде. «…ко всему готовы, ничего не жаль…»

  • Слайд 33

    Характеристика двенадцати

    2 глава – похожи на каторжников (цигарка, бубновый туз), неприятие религии; ими движет желание найти врага 3 глава – рваное пальтишко, австрийское ружье. Разрушить все: себя, мир – главная цель. 11 глава – нет имени святого, ничего не жаль, они закалены в борьбе с врагом. 12 глава – «идут державным шагом»

  • Слайд 34

    В первой главе мы слышим многоголосие: «- Ох, Матушка Заступница! Ох, большевики загонят в гроб!.. Предатели! Погибла Россия… -Уж мы плакали, плакали…»

  • Слайд 35

    Старушка (символизирует обывательское сознание), Буржуй на перекрестке, оставшийся «с носом», Писатель – вития (красноречивый оратор), говорящий вполголоса «Предатели! Погибла Россия!», Товарищ поп, Барыня в каракуле, со своими спутницами, Бродяга – «Эх, бедняга».

  • Слайд 36

    От здания к зданию Протянут канат. На канате – плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!»

  • Слайд 37

    В последней главе тоже раздаются реплики, но они принадлежат только «двенадцати»: «- Кто еще там? Выходи!.. Кто в сугробе – выходи!.. Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!.. Последняя реплика обращена к «псу голодному», который появился еще в первой главе. Интересно, что из всех героев первой главы – старушка, барыня в каракуле, поэт, поп, буржуй, проститутки, бродяга – только пёс появляется в заключительной главе. Попробуем разобраться, почему. После первой главы пес появится в девятой:«Стоит буржуй на перекресткеИ в воротник упрятал нос.А рядом жмется шерстью жесткой Поджавший хвост паршивый пес».

  • Слайд 38

    Блок делает пса спутником буржуя, таким образом, можно сказать, что пес и буржуй – это своеобразные символы старого, немузыкального мира. Однако было бы неверным ограничиться только таким истолкованием. Дело в том, что в финальной главе поэмы возникает диссонансная рифма: пес – Христос. Художественное пространство поэмы размыкается, разыгравшаяся вьюга заставляет пса потерять свои реальные очертания, и он на глазах становится фигурой воистину символической.

  • Слайд 39

    И буржуй на перекрестке в воротник упрятал нос…

  • Слайд 40

    Буржуи

    Известно, что к «буржуям» Блок относился почти с физической ненавистью. «Я живу в квартире, а за тонкой перегородкой находится другая квартира, где живет буржуа с семейством… Он обстрижен ежиком, расторопен, пробыв всю жизнь важным чиновником; под глазами – мешки, под брюшком тоже, от него пахнет чистым мужским бельем, его дочь играет на рояле, его голос – теноришка – раздается за стеной и на лестнице, во дворе, у отхожего места, где он распоряжается, и пр. Везде он.. Господи Боже! Дай мне силу освободиться от ненависти к нему, которая мешает мне жить в квартире, душит злобой...» – это дневниковая запись февраля 1918 года.

  • Слайд 41

    Катька – Из-за удали бедовой В огневых её очах, Из-за родинки пунцовой Возле правого плеча…

  • Слайд 42

    – А Ванька с Катькой – в кабаке… – У ей керенки есть в чулке!

  • Слайд 43

    Снег крутит, лихач кричит, Ванька с Катькою летит – Елекстрическийфонарик На оглобельках… Ах, ах, пади!..

  • Слайд 44

    «А Катька где? – Мертва, мертва! Простреленная голова!» Что, Катька, рада? – Ни гу-гу… Лежи ты, падаль, на снегу!..

  • Слайд 45

    Образ Христа

    Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть «невидимого».

  • Слайд 46

    Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури, символизирующим стихию жизни, стихию революции. Христос является воплощением того нравственного, духовного идеала, чистоты и света, к которому должны прийти в итоге двенадцать – апостолы новой веры.

  • Слайд 47

    «Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов). «…почему Христос?»

  • Слайд 48

    Изобразительно-выразительные средства

    12

  • Слайд 49

    Изобразительно-выразительные средства

  • Слайд 50

    «Мир и братство народов – вот знак, под которым проходит русская революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен слышать». А.Блок.

  • Слайд 51

    «Музыка революции»

    «Слушайте музыку революции», − призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка. Прежде всего, «музыка» у Блока – метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом.

  • Слайд 52

    В поэме звучат интонации марша. Слышен городской романс. Естьинтонация плача. Часто встречается частушечный мотив. Прямо процитирована революционная песня. Бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!» «Музыка революции»

  • Слайд 53

    Образы - символы

    Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковскиемотивы. Символика: цвет: «Черный вечер. /Белый снег», кровавый флаг; число – «двенадцать»; старый мир– «пес безродный»; новый мир– двенадцать красногвардейцев, образ Христа.

  • Слайд 54

    Герои поэмы

    обрисованы лаконично и выразительно. Образное сравнение: «старушка, как курица,/кой-как перемотнулась через сугроб». Речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия!/Должно быть, писатель – /Вития…». Хлесткий эпитет и оксюморон: «А вот и долгополый – /Сторонкой за сугроб…/Что нынче невеселый,/Товарищ поп?». Двенадцать героев составляют один отряд:«В зубах – цигарка, примят картуз, /На спину б надо бубновый туз!» – коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет». Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни:«у ей керенки есть в чулке»

  • Слайд 55

    Ветер, снег, вьюга – образы-символы не только разбушевавшейся стихии, но и грядущих перемен.

  • Слайд 56
  • Слайд 57

    Полемика:

    «Своей поэму считали и красные и белые…» «12» «+» «-» 1. В. Соловьев 1. И. Бунин «вульгарное, безобразное, больше ничего». 2.М. Горький 2. М. Волошин «12 распяли Христа» «дневниковая запись революционных дней». 3.А. Луначарский «Первое произведение о революции».

  • Слайд 58

    «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «недостойны» Иисуса, который идет с ними сейчас, а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы шёл Другой». (А. Блок. 20 февраля 1918г.) «Хама грядущего победит только Христос». Д.Мережковский. «Двенадцать» - поэма-предупреждение. Красногвардейцы и Христос – воплощение земного и небесного. Иисус Христос символизирует истину, гармонию. Христа видит только автор.

  • Слайд 59

    3 марта 1918 года. Газета «Знамя труда» на оберточной бумаге напечатала поэму «Двенадцать». «Этой поэме суждено бессмертие». А.В.Луначарский. «Поэмой зачитывались белые и красные». В.Маяковский. Спасение мира от разрушения, обращение к общечеловеческим ценностям – одна из главных мыслей поэмы. «Что же задумано? Перестроить все так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, скучная наша жизнь стала справедливой, чистой и прекрасной жизнью…» (Из статьи А. Блока)

  • Слайд 60

    Листовка с текстом поэмы, распространявшаяся в тылу белой армии в Сибири. 1919 год.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке