Содержание
-
16.11.1880 – 07.08.1921 Александр Александрович Блок
-
... Нет ни одного из новых поэтов, на кого б не упал луч его звезды. А звезда его — трепет слова его, как оно билось, трепет сердца Лермонтова и Некрасова — звезда его незакатна. А. РЕМИЗОВ.
-
Поколение услышало давно не слышанный чистый человеческий голос, полный бурных страстей, великой любви, огненного гнева ко всему мертвому, внешнему, условному, пустому. Н. АСЕЕВ
-
Люди менялись у нас на глазах, когда глядели на Блока: точно на них падал отсвет его внутреннего сияния. И. Новиков
-
Александр Блок родился в Санкт-Петербурге 16 ноября 1880 года, а через полгода семья переехала в подмосковное Шахматово. Мать поэта, Александра Андреевна Бекетова, дочь ректора Санкт-Петербургского университета, которого величали отцом русских ботаников, переводила с французского произведения Бальзака, Гюго, Флобера, Золя, Бодлера и др. Кроме того, переводила с польского, немецкого, ее перу принадлежали переделки Жюля Верна, биография Андерсена, монографии для народа (о Голландии, истории Англии и т. д.). Отец, Александр Львович Блок, был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. «Выдающийся музыкант, знаток изящной литературы и тонкий стилист - отец мой считал себя учеником Флобера» (А. А. Блок). Позже Александра Андреевна, разведясь с А.Л. Блоком, вышла замуж за Франца Кублицкого-Пиоттух.
-
«Детство мое прошло в семье матери. Здесь именно любили и понимали слово; в семье господствовали... старинные понятия о литературных ценностях и идеалах». (А. А. Блок). Сочинять стихи Блок начал очень рано — около пяти лет от роду. Позднее они с братьями основали журнал «Вестник», где поэт был редактором и деятельным сотрудником три года.
-
-
И тяжкий сон житейского сознаньяТы отряхнешь, тоскуя и любя Вл. СОЛОВЬЕВ
Первый свой цикл - «Стихи о Прекрасной даме» (1901—1902) - поэт посвящает Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери известного профессора химии. В 1903 году она становится его женой, его Музой и сопровождает по жизни до конца пути. Сказочно преображается, мифологизируется «статная девушка в розовом платье, с тяжелой золотой косой». Имение Менделеевых Боблово находилось рядом с блоковскимШахматовом. В 1900-х годах Блок, увлекшись театром, ставит несколько любительских пьес — это постановки Шекспира с участием Любови Дмитриевны. Сам он также принимает деятельное участие в домашних спектаклях.
-
Сцены из любительских спектаклей в Боблове.- А. Блок – Гамлет. 1898 г.- Л. Д. Менделеева – Офелия. 1898 г.
-
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду, тоскуя и любя. Весь горизонт в огне. И близко появленье. Но страшено мне — изменишь облик Ты.
-
И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. О как паду, — и горестно и низко, не одолев смертельныя мечты! Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты.
-
Борис Пастернак писал, что «символистом была действительность, которая была вся в переходах и брожении; вся что-то скорее значила, нежели составляла, скорее служила симптомом и знамением, нежели удовлетворяла». Символизм Блока
-
Сам Блок уже на исходе жизни утверждал, что «символисты оказались по преимуществу носителями духа времени». «Гармонические линии, нежные тона, томные розы, воздушность, мечта о запредельном, искание невозможного». (А. Блок).
-
Символ знак, воплощение мечты, того, чего нет на самом деле, мечты красивой, эстетизированной... Пример пленительного стихотворения-символа «В ресторане». Не ищите на цветочных прилавках черной розы - ее не найти никогда. Она существует лишь в воображении поэта-символиста и читателя-мечтателя...
-
В РЕСТОРАНЕ Никогда не забуду (он был, или не был Этот вечер: пожаром зари Сожжено и раздвинуто бледное небо, И на желтой заре — фонари. Я сидел у окна в переполненном зале. Где-то пели смычки о любви. Я послал тебе черную розу в бокале Золотого, как небо, аи. Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко Взор надменный и отдал поклон. Обратясь к кавалеру, намеренно резко Ты сказала: «И этот влюблен».
-
И сейчас же в ответ что-то грянули струны, Исступленно запели смычки... Но была ты со мной всем презрением юным, Чуть заметным дрожаньем руки... Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой, легка... И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка. Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала И, бросая, кричала: «Лови!...» А монисто бренчало, цыганка плясала И визжала заре о любви. 1910.
-
В письме к Константину Сергеевичу Станиславскому Александр Блок писал о том, что отныне одной теме – теме России – он «сознательно и бесповоротно посвящает жизнь». Он посвятил себя России от первых опытов, от стихотворения «Гамаюн», навеянного картиной В. М. Васнецова, до цикла «На поле Куликовом» и поэмы «Двенадцать», от стихотворения «Скифы» до заключительных, черновых строчек поэмы «Возмездие», написанных в 1920 году: «А мир свободен и велик...».
-
РОССИЯ. Опять, как в годы золотые, Три стёртых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи. Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею, И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!
-
Пускай заманит и обманет, — Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну, что ж? Одной заботой боле — Одной слезой река шумней, А ты все та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика. 18 октября 1908
-
В «Автобиографии» Блок укажет: «Главными темами моих статей... были и остались темы об «интеллигенции и народе», о театре и о русском символизме». Константин Сергеевич Станиславский при знакомстве с поэтом узнал в нем студента, который неистовей всех аплодировал актерам Московского Художественного театра во время петербургских гастролей. Блок и театр
-
Зимой 1906 года Георгий Чулков предложил Блоку написать пьесу, развивающую мотивы стихотворения «Балаганчик» (1905) для будущего театра «Факелы». И в конце 1906 года первая пьеса Блока «Балаганчик» была закончена. Под маской Коломбины была выведена его жена, Любовь Дмитриевна Блок, под маской Пьеро — сам автор, а под маской Арлекина — его вечный друг и соперник Борис Бугаев (А. Белый). Разноголосый красочный «балаганчик — озорное театральное действо мечтательных талантливых людей» - вот что представляли собой пьесы Блока — «Балаганчик», «Роза и Крест», «Песня Судьбы», «Незнакомка» и др., многие из которых были поставлены ведущими русскими театрами.
-
-
Поэма «Двенадцать», по выражению чуткого современника А.А.Блока, академика С. Ф. Ольденбурга, осветила «и правду и неправду того, что свершилось». Герои поэмы — герои революции, «...и он воздал им честь и славу — таким, какими он их увидел. Известно, что в начале января 1918 года Блок в шумном споре защищал революцию. Его никогда не видели таким возбужденным, он почти кричал: «А я почти у каждого красногвардейца вижу ангельские крылья за плечами» (В. Орлов, «Гамаюн»). И все-таки в поэме о двенадцати солдатах, несущих ночной патруль в революционном Петрограде, написал: «На спину б надо бубновый туз». Бубновый туз - тогда это было известно всем - метка каторжника, преступника. Поэма "Двенадцать"
-
В 1920 году сам Блок писал так о своей поэме: «Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией: например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира).
-
Поэтому те, кто видит в «Двенадцати» только политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой — будь они враги или друзья моей поэмы.... Посмотрим, что сделает с этим время. Может быть, всякая политика так грязна, что одна капля ее замутит и разложит все остальное; может быть, она не убьет смысла поэмы; может быть, наконец, — кто знает! — она окажется бродилом, благодаря которому «Двенадцать» прочтут когда-нибудь в не наши времена». (А. Блок. Записка о “Двенадцати”).
-
Музей-квартира А. А. Блока в Санкт-Петербурге
-
-
В доме 57 по бывшей Офицерской ул. (ныне ул. Декабристов) в 1912—1921 годах жил Александр Блок. «В доме сером и высоком, у морских ворот Невы», — писала Анна Андреевна Ахматова о последнем блоковском доме. Здесь были написаны циклы стихов «Страшный мир», «Кармен», «Родина», поэмы «Возмездие», «Двенадцать». Здесь он встретил первую мировую войну, сюда вернулся с фронта. В этом доме 7 августа 1921 года Александр Блок умер. Музей-квартира А. А. Блока в Санкт-Петербурге
-
Блоку — верьте, это настоящий, Волею Божией поэт и человек бесстрашной искренности.М. ГОРЬКИЙ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.