Содержание
-
"ПОЭТИЗАЦИЯ ЧИСТОЙ И СВЕТЛОЙ ЛЮБВИ В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ "НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ" УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ. ЖУКОВА ВЕРА ВАСИЛЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ№5 с.БЕЛАЯ ГЛИНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ТЕМА УРОКА
-
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ УРОКА
Задача: показать учащимся пути решения Н.В.Гоголем «вечной проблемы» человеческой жизни – проблемы любви. ЦЕЛИ: -обучающая: углубить первоначальное впечатление от прочитанного; выявить черты характера героев; вырабатывать умение работать с выразительно-изобразительными средствами; -развивающая: способствовать формированию предметных и общеучебных умений анализа текста, аргументации, развитие воображения и творческих способностей; -воспитывающая: помочь учащимся проникнуться убежденностью Гоголя в человека, в возможность его преображения через Веру, Любовь и Красоту.
-
ЭПИГРАФЫ УРОКА
ВСЕГО ТРИ СЛОВА: НОЧЬ ПОД РОЖДЕСТВО, КАЗАЛОСЬ БЫ, ВМЕЩАЕТСЯ В НИХ МНОГО ЛЬ? НО В НИХ И РИМСКИЙ-КОРСАКОВ , И ГОГОЛЬ, И НА ЗЕМЛЕ НЕБОЖНОЙ БОЖЕСТВО. ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ» ЕСТЬ ЦЕЛАЯ, ПОЛНАЯ КАРТИНА ПОЭТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НАРОДА, ЮНАЯ, СВЕЖАЯ, БЛАГОУХАННАЯ И УПОИТЕЛЬНАЯ. В. Г. БЕЛИНСКИЙ
-
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.Теория литературы
Имя молодого писателя Н.В.Гоголя стало широко известным в 1831 г. после выхода в свет двух частей его книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Обе части состоят из 8 повестей. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» подписан «Рудый Панько» (Рудый-рыжий). Это рассказчик, от имени которого публикуются повести, Вы знакомы с таким приемом? Ранее его использовал другой великий русский писатель. Кто? Как назывался сборник?
-
ОТВЕТ.ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ
А.С. ПУШКИН «ПОВЕСТИ БЕЛКИНА»
-
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ТЕСТ
1.Изображение зимней ночи, с которого начинается произведение, представляет собой: а)описание; б)повествование; в)рассуждение. 2.Тема произведения: а)быт и нравы селян; б)проказы селян в рождественскую ночь; в)искренность чувств и поступков селян. 3.В ночь перед Рождеством черт украл месяц, желая: а)пошалить; б)отомстить кузнецу; в)поиздеваться над селянами. 4.Кузнец был человек: а)нерелигиозный; б)вольнолюбивый; в)богобоязливый. 5.Вакула отправился в Петербург, чтобы: а)никогда больше не видеть Оксану; б)достать царские черевички; в) посмотреть столицу.
-
ОТВЕТЫ: 1.а 2.в 3.б 4.в 5.б
-
РАБОТА С ВЫРАЗИТЕЛЬНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ
- Перечитайте начало повести «Ночь перед Рождеством»: «Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряжавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег.» - Выделите подлежащие и сказуемые. -Какие художественные приемы использовал Н.В.Гоголь в этом отрывке?
-
Варианты ответа : гипербола ( преувеличение) «скрып мороза под сапогом слышался за полверсты» олицетворение ( «очеловечивание» неживых предметов) «глянули звезды», «месяц поднялся», «месяц заглядывал» Эпитеты(художественные определения) «величаво поднялся»
-
Со страниц «Вечеров …»повеяло дыханием подлинной народной жизни. Произведение основано на украинском народном творчестве, народных поверьях, сказках, песнях, а также личных воспоминаниях Гоголя об Украине. Работа в парах.Какой народный обычай описан в «Ночи перед Рождеством»? Найди в толковом словаре значение этого слова. Расскажи о том , как празднуется Рождество в вашем селе.
-
АССОЦИАЦИИ
-
КОЛЯДКА - песня, исполняемая во время обряда коляды. КОЛЯДОВАТЬ - на Рождество, на Святки, на Новый год: ходить по дворам с пением колядок, собирая угощение, деньги. КОЛЯДА - старинный рождественский и святочный крестьянский обряд- хождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения. СЛОВАРНАЯ РАБОТА
-
СИСТЕМА ОБРАЗОВ «НОЧИ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ» Зачем черту нужно украсть месяц с неба? Солоха считалась в Диканьке ведьмой или была ею на самом деле?
-
РАБОТА В ГРУППАХ. Эпизод «Ах, как я хороша!»
Обратитесь к тексту (стр.171-175), обсудите ответы на вопросы: Как Оксана и Вакула относятся друг к другу? -Любит ли Оксана кого-нибудь, кроме себя? -Какими словами Оксана отталкивает Вакулу?
-
РАБОТА В ГРУППАХ. Эпизод «Достань черевички!»
Обратитесь к тексту (стр.181-182), обсудите ответы на вопросы: -Какое условие ставит Оксана Вакуле? -В чем пытается убедить себя Вакула?
-
РАБОТА В ГРУППАХ. Эпизод «Дурачь кого хочешь»
Обратитесь к тексту (стр.186-188), обсудите ответы на вопросы: -На какой поступок решился Вакула в горе? -Почему, по мнению Гоголя, самоубийство – грех?
-
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТАКАКАЯ ОНА, ОКСАНА?Обратитесь к тексту, выберите из таблицы эпитеты, характеризующие Оксану
-
ДИСКУССИОННЫЙ ВОПРОС:СТОИЛА ЛИ ОКСАНА ЛЮБВИ ВАКУЛЫ?
-
МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬА КАКОВ КУЗНЕЦ ВАКУЛА?
РАССКАЖИТЕ О ПРИКЛЮЧЕНИЯХ ВАКУЛЫ ПО ОДНОМУ ИЗ ПУНКТОВ ПЛАНУ: 1.Какое условие ставит Оксана кузнецу? 2.Кузнец решил отдать душу дьяволу. 3.Что поразило Вакулу в разговоре с Пацюком? 4.Вакула перехитрил черта. 5.Чем закончилась история с мешками? 6.Каким увидел Петербург Вакула? 7.Опишите дворец глазами Вакулы. 8. «Вот тебе и кузнец!»
-
СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
-Просмотрев фрагмент видеофильма «Ночь перед Рождеством», ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: «Мне не нужно черевиков…».Какие слова вы поставили бы в конце предложения? -Преобразилась ли в финале произведения Оксана? Какой мы видим ее на последних страницах повести? Докажете цитатами из текста. -ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ в том, что настоящая искренняя любовь всегда добьетсясвоего, она даже заставит служить себе темныесилы. Три самых важных слова ВЕРА,КРАСОТА, ЛЮБОВЬ – вотрецепты преображения, бессмертия человека, по мнению Гоголя.
-
РЕФЛЕКСИЯ
С каким настроением вы читали повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством»? О чем Вы задумались?
-
ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ.УРОВЕНЬ А
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Перечитать и пересказать сцену встречи Оксаны и Вакулы после его возвращения с черевичками
-
ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ.УРОВЕНЬ Б
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Обдумать инсценирование одного из эпизодов произведения, обсудить в семье - Какую роль тебе хочется сыграть? -Как выглядит герой? -Как ведет себя? -Какие действия совершает? -Каковы интонации его речи?
-
ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ.УРОВЕНЬ В
«НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ» В РЯДУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ЛЮБВИ. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ Кого из героев изученных произведений напоминает Вакула, готовый преодолеть любое препятствие ради любви? ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.