Содержание
-
ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Символизм Презентация Козыревой М.Ю., учителя русского языка и литературы ГБОУ Школа №89 им.А.П.Маресьева г.Москвы.
-
Историческая основа возникновения символизма
Символизм родился на почве глубокой неудовлетворенности социальной жизнью. Нередко символистов называют декадентами(от фр. décadent - упадок). Декадентство – определенный кризисный тип сознания, который выражается в настроениях бессилия, душевной усталости и отчаяния.
-
РамонКасас «Юная декадентка». 1899
-
Однако символизм не сводится к чувствам социального пессимизма, бессилия и связан с поиском выхода из кризисной ситуации.
-
Миропонимание символистов
Реальный мир для символистов не представляет интереса, т.к. он пустой, бездушный, иллюзорный. Есть мир идеальный: мир высших сущностей, истинной Любви, Добра и Правды. Он непостигаем для разума, доступен интуитивному познанию. Мир, который нас окружает, - мир теней. Тень мира идеального. Идеальный Реальный
-
Милый друг, иль ты не видишь,Что всё видимое нами -Только отблеск, только тениОт незримого очами?Милый друг, иль ты не слышишь,Что житейский шум трескучий -Только отклик искаженныйТоржествующих созвучий?Милый друг, иль ты не чуешь,Что одно на целом свете -Только то, что сердце к сердцуГоворит в немом привете?Владимир Соловьев, 1895
-
Философская основа символизма
Платон: представление о мире реальном, как отблеске мира идеального.
-
Ф.Ницше: понятие об интуитивном познании мира. Идея сверхчеловека, идеи крайнего индивидуализма.
-
Вл.Соловьев: теургия (жизнетворчество, жизнестроение)
-
Начало символизма как литературного направления
1889-1903 гг– появление трех сборников стихов Зинаиды Николаевны Гиппиус
-
1892 г – статья Д.С.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы»Мережковский: реальный мир (твердая земля) отделен от мира идеального (безграничный и темный океан). Задача художника – постижение идеального мира.
-
1894 г – 3 поэтических сборника «Русские символисты» Ведущий автор - В.Я.БрюсовСоциальные, гражданские темы не затрагиваются, на первый план выходят темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.
-
1890 г – статья К.Д.Бальмонта «Элементарные слова о символистской поэзии».Реалисты схвачены конкретной действительностью, и поэтому им открыты явления частные. Символисты же смотрят на жизнь со стороны, и им открываются общие закономерности.
-
Печатные органы символистов
Издательство «Скорпион» 1900-1916. Редактор С.Поляков Издательство «Гриф» 1903 – 1914. Редактор С.Соколов. Альманахи «Гриф», «Северные цветы» Журнал «Весы» 1904-1909. Редактор В.Брюсов
-
Особенности поэтики символистов
Мистическое содержание Использование символов Расширение художественной впечатлительности
-
1. Мистическое содержание
Выход за пределы реального мира в мир идеальный
-
2. Использование символов
Символ – связующее звено между миром реальным и миром идеальным. Ключ к постижению идеального мира. Многозначность символа. Возможность сказать о многом в малом Ф.Сологуб: «Символ – окно в бесконечность» Значимость предметного плана образа. Слово становится символом только в контексте.
-
3. Расширение художественной впечатлительности
Работа над музыкальной организацией стиха Работа над строфикой стиха Работа над ритмикой стиха Воздействие на подсознание читателя, заражение эмоциями.
-
Неоднородность символизма
Московские поэты В центре – Брюсов Ограничивались лишь рамками искусства и литературы. Искусство ради искусства Петербургские поэты В центре – Мережковский, Гиппиус Мережковский и Гиппиус называли себя символистами, а московских называли декадентами. Они не ограничивались рамками искусства, являлись создателями новохристианской системы (философско-религиозные искания)
-
Два поколения символистов
Старшие В.Брюсов (хотя самый молодой) Д.Мережковский З.Гиппиус Ф.Сологуб К.Бальмонт Младосимволисты А.Белый А.Блок В.Иванов
-
Старшие символисты
В.Брюсов Д.Мережковский З.Гиппиус Ф.Сологуб К.Бальмонт
-
В основе мировосприятия лежит резкое неприятие действительности, социальный пессимизм. Убегают от реальной действительности. Ищут убежище в мире творимой легенды. Ищут неземную красоту. Эстетика в их лирике выходит на первый план, этика отодвигается на второй. «Мир прекрасен, человек свободен» (В.Иванов). Человек может быть властелином вселенной. Крайний индивидуализм. Вера в существование только собственного «Я». -> мотивы грусти и одиночества.
-
Младосимволисты
А.Блок Андрей Белый (наст.имя Б.Бугаев) В.Иванов
-
Своеобразие мировосприятия. Они осознают, что мир стоит на пороге обновления, поэтому пытаются вглядеться в будущее, стать пророками будущего и приблизить его. Им присуще активное включение в преобразование действительности. Их теоретик философ Вл.Соловьев: «Искусство не отражает, а создает жизнь» Андрей Белый: «Магия слов». «В звуке воссоздается новый мир, в пределах которого я чувствую себя творцом действительности».
-
Младосимволисты берут на себя функции Бога, поэтому в их творчестве появляются христианские мотивы, пророческие мотивы жертвенности. Мотив жертвенности связан с представлением об искусстве, как жертве народу. Трагедия младосимволистов в том, что они далеки от действительности. Их стремления к пересозданию действительности ограничены теургическими томлениями.
-
Тень несозданных созданийКолыхается во сне,Словно лопасти латанийНа эмалевой стене. Фиолетовые рукиНа эмалевой стенеПолусонно чертят звукиВ звонко-звучной тишине.И прозрачные киоски В звонко-звучной тишине,Вырастают, словно блёстки,При лазоревой луне.Всходит месяц обнажённыйПри лазоревой луне… Звуки реют полусонно,Звуки ластятся ко мне.Тайны созданных созданийС лаской ластятся ко мне,И трепещет тень латаний На эмалевой стене.1 марта 1895
В.Я.Брюсов «Творчество»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.