Содержание
-
Символизм
«Старшие символисты»: Д. С. Мережковский З. Н. Гиппиус В. Я. Брюсов К. Бальмонт Ф. Сологуб
-
Серебряный век Литература рубежа веков и начала ХХ в. – отражение противоречий и поисков эпохи Активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе, обилие и разнообразие поэтических талантов
-
Серебряный век Огромный интерес к поэзии – особенно к модернистским течениям: символизм акмеизм футуризм модернизм
-
Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства черезсимволы
-
Символ - То, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Голубь – символ мира (из словаря С. И. Ожегова) В символизме: многозначное иносказание (в отличие от аллегории – однозначного иносказания): содержит в себе перспективу безграничного развёртывания смыслов «Символ – окно в бесконечность» (Ф. Сологуб)
-
Истоки символизма:философия всеединства В.Соловьёва, его учение о Мировой Гармонии и Вечной Женственности; учение Платона Владимир Сергеевич Соловьёв Платон (428-347 гг. до н.э.)
-
Владимир Сергеевич Соловьёв 1853-1900
-
В.С.Соловьёв – выдающийся философ, поэт, переводчик. Предсказал многие художественные открытия и философские идеи ХХ века
-
Идея всеединства В. Соловьёва центральное место занимает абсолютная ценность Истины, Добра и Красоты, соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы. Весь мир как система обусловлен всеединством, то есть Богом. «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия» (В.С. Соловьёв "Оправдание Добра").
-
«Положительное всеединство»
Истина Добро Красота
-
Красота «Красота спасёт мир» Ф. М. Достоевский Вера В. Соловьёва в спасительную миссию КРАСОТЫ
-
Облик «положительного всеединства» Воплощение вечно-женственного начала в мистических образах: Душа Мира Премудрость Божия София Искусство – посредник в достижении «всеединства»
-
-
Вечная Женственность
-
Объект платонического культа и созерцательного любования Действие, предполагающее ответное чувство
-
Единственно верный путь поэзии – прозрение «миров иных» сквозь мнимую, иллюзорную действительность:
Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отклик искажённый Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете – Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете? В. Соловьёв. 1892г.
-
Последователи В. Соловьёва – поэты-символисты
Д. С. Мережковский З. Н. Гиппиус
-
Ф. Сологуб К. Бальмонт
-
Последователь В. Соловьёва – поэт-символист
В. Я. Брюсов
-
Три сборника стихов
«Русские символисты»(1894 г.) (Ведущим автором был В. Брюсов) Экзистенциальные темы: ЖИЗНЬ гражданские, СМЕРТЬ социальные темы БОГ
-
СправкаЭкзистенциализм (философия существования) -
мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф. Человек несёт ответственность за всё совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами».
-
Главный принцип эстетики «старших символистов» московского крыла -
«искусство для искусства»: «Создания искусства – приотворённые двери в вечность» «Быть может, всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов» В. Я. Брюсов Одно из знаковых стихотворений - «Творчество»
-
Особенности эстетики «старших символистов» петербургского крыла:
Религиозно-философские поиски В поэзии – мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, бессилия личности, ухода от скуки повседневности в мир фантазий: Я – раб моих таинственных, Необычайных снов… Но для речей единственных Не знаю здешних слов… З. Гиппиус
-
«Младосимволисты»(1900-е годы)
Андрей Белый (Борис Бугаев) Вячеслав Иванов Александр Блок
-
Андрей Белый
-
Вячеслав Иванов
-
Александр Блок
-
Особенности эстетики «младосимволистов»
Творчество и жизнь поэта – элементы грандиозного художественного произведения, космического процесса Значение имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни, а реальный мир второстепенен, но несёт в себе отпечатки вечных идей, вечных сущностей.
-
Почувствовать эти вечные сущности способен лишь поэт-теург Язык новой поэзии – язык символов: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своём значении. Он многолик, многомыслен и всегда тёмен в последней глубине» Вячеслав Иванов
-
«Взаимное соприкосновение искусства и религии», стремление «приблизиться к Мировой Душе» (А. Белый) Вера в обновление мира Тема России – одна из главных в их творчестве Уход в мистику; наиболее яркий мистический образ – Вечная Женственность
-
Значение символизма
Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нём множество дополнительных оттенков и смыслов Поэзия символизма очень музыкальна, богата аллитерациями и ассонансами
-
Символизм попытался создать новую философию культуры, новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием - сделать искусство объединяющим людей началом
-
Что такое символ? Что , по мнению поэтов-символистов, является целью искусства? В чём отличие творческих принципов младосимволистов от эстетики старших символистов? ? ? ?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.