Презентация на тему "Поэзия Великой Отечественной войны"

Презентация: Поэзия Великой Отечественной войны
Включить эффекты
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Поэзия Великой Отечественной войны" рассказывает о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны, высоких патриотических чувствах в поэзии в годы войны, которые соединялись с глубоко личными переживаниями. Приведены произведения великих писателей о войне.

Краткое содержание

  1. Цели работы
  2. О войне писали поэты старшего поколения
  3. Анна Ахматова "Мужество"
  4. Поэты - фронтовики
  5. Юлия Друнина
  6. О войне писали фронтовики
  7. Константин Симонов
  8. Те, кто не вернулся
  9. О войне писали

Содержание

  • Презентация: Поэзия Великой Отечественной войны
    Слайд 1

    Поэзия Великой Отечественной войны

    Работу выполнил ученик 6 В класса Верхоценского филиала МБОУ Сатинской СОШ, Плужников Сергей.

    Руководитель: Воронина В.М., учитель русского языка и литературы Верхоценского филиала МБОУ «Сатинская СОШ».

  • Слайд 2

    Цели работы:

    • Рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;
    • Показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями.
  • Слайд 3

    70 лет отделяет нас от времен Великой Отечественной войны. Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. Может быть через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне.

    Когда это будет, не знаю.В краю белоногих березПобеду 9 МаяОтпразднуют люди без слез.Поднимут военные маршиАрмейские трубы страны,И выедет к армии маршал,Не видевший этой войны.(С.Орлов)

    К сожалению, Великая Отечественная не была последней войной. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Эти чувства сохраняет и передает, прежде всего, поэзия.

    Приоткроем хотя бы несколько страниц военной поэзии. В них ответственность за судьбы Родины, выражение патриотических чувств.

  • Слайд 4

    О войне писали поэты старшего поколения:

    • Анна Ахматова (1889-1966)
    • Илья Сельвинский (1899-1968)
    • Арсений Тарковский (1907-1989)
    • Александр Твардовский (1910-1971)
    • Ольга Берггольц (1910-1975)
    • Константин Симонов (1915-1979)
  • Слайд 5

    Анна Ахматова «Мужество»

    Мы знаем, что ныне лежит на весахИ что совершается ныне.Час мужества пробил на наших часах,И мужество нас не покинет.Не страшно под пулями мертвыми лечь,Не горько остаться без крова,И мы сохраним тебя, русская речь,Великое русское слово.Свободным и чистым тебя пронесем,И внукам дадим, и от плена спасемНавеки.

    23 февраля 1942

  • Слайд 6

    Поэты - фронтовики

    Поэзия фронтовиков потрясает читателя, потому что ее создавали люди, пережившие войну на собственном опыте.

    Многие уже известные поэты были военными журналистами: К. Симонов, М. Дудин.

    Для Б. Слуцкого, Д. Самойлова, М. Луконина, С. Гудзенко, Ю. Левитанского, А. Межирова, Ю. Друниной, Н. Старшинова, К. Ваншенкина, Н. Панченко, Е. Винокурова решающим событием, повлиявшим на становление их художественного мира, оказалась война. Ужасы войны, кровь и грязь, гибель товарищей, раны, лишения – все это обострило восприятие мира. Поэзия фронтовиков – трагическая поэзия. В ней отражен страшный опыт XX века. Однако в ней есть и светлая радость победы, утверждение жизни, завоеванной такой дорогой ценой.

  • Слайд 7

    Юлия Друнина:

    Только поэт, сам прошедший войну, мог сказать с той же мерой искренности.

    Я столько раз видала рукопашный,Раз наяву. И тысячу - во сне.Кто говорит, что на войне не страшно,Тот ничего не знает о войне.

    1943

  • Слайд 8

    О войне писали фронтовики:

    • М. Луконин (1918-1976)
    • Б. Слуцкий (1919-1986)
    • Д. Самойлов (1920-1990)
    • Ю. Левитанский (1922-1996)
    • С. Гудзенко (1922-1953)
    • А. Межиров (1923)
    • Ю. Друнина (1924-1991)
    • Н. Старшинов (1924)
    • Н. Панченко (1924)
    • Е. Винокуров (1925-1993)
    • К. Ваншенкин (1925)
  • Слайд 9

    Константин Симонов

    Стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» адресовано другу итоварищу по литературной судьбе А.А.Суркову.

    Нас пули с тобой пока ещё милуют,Но трижды поверив, что жизнь уже вся,Я всё -таки горд был за самую милую,За горькую землю, где я родился.За то, что на ней умереть мне завещано,Что русская мать нас на свет родила,Что, в бой провожая нас, русская женщинаПо – русски три раза меня обняла.

  • Слайд 10

    Те, кто не вернулся

    Многие поэты не вернулись с войны. На фронтах Великой Отечественной погибли Павел Коган (1918-1942), Николай Майоров (1919-1942), Михаил Кульчицкий (1919-1943).

    …Мы были высоки, русоволосы.Вы в книгах прочитаете, как миф,О людях, что ушли, не долюбив,Не докурив последней папиросы.Когда б не бой, не вечные исканьяКрутых путей к последней высоте,Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,В столбцах газет, в набросках на холсте…

    Николай Майоров «Мы» 1940

  • Слайд 11

    Мы вам жить завещаем!

    • Г.СУВОРОВ
    • П.ШУБИН
    • Н.МАЙОРОВ
    • И.УТКИН
    • М.ДЖАЛИЛЬ
    • М.КУЛЬЧИЦКИЙ
    • С.ГУДЗЕНКО
  • Слайд 12

    О войне писали

    О войне писали и поэты послевоенного поколения:

    • Р. Рождественский (1932-1994)
    • А. Передреев (1934-1989)
    • Ю. Кузнецов (1941)

    О войне написаны песни на стихи многих поэтов:

    • В. Лебедев-Кумач (1898-1949)
    • М. Исаковский (1900-1973)
    • А. Фатьянов (1919-1959)
    • В. Высоцкий (1938-1980)
  • Слайд 13

    Алексей Сурков

    Бьется в тесной печурке огонь.На поленьях смола, как слеза,И поет мне в землянке гармоньПро улыбку твою и глаза.

    Про тебя мне шептали кустыВ белоснежных полях под Москвой.Я хочу, чтобы слышала ты,Как тоскует мой голос живой.

    Ты сейчас далеко-далеко.Между нами снега и снега.До тебя мне дойти нелегко,А до смерти – четыре шага.

    Пой, гармоника, вьюге назло,Заплутавшее счастье зови.Мне в холодной землянке теплоОт моей негасимой любви.

  • Слайд 14

    Владимир Высоцкий

    БРАТСКИЕ МОГИЛЫ

    На братских могилах не ставят крестовИ вдовы на них на рыдают,К ним кто-то приносит букеты цветовИ вечный огонь зажигают.Здесь раньше вставала земля на дыбы,А нынче - гранитные плиты.Здесь нет ни одной персональной судьбыВсе судьбы в единую слиты.А в вечном огне виден вспыхнувший танк,Горящие русские хаты,Горящий Смоленск и горящий Рейхстаг,Горящее сердце солдата.На братских могилах нет плачущих вдов,Сюда ходят люди покрепче.На братских могилах не ставят крестов,Но разве от этого легче?

  • Слайд 15

    Тамбовские странички

    Застигнутый последней метойИ, не успев всего допеть,Благословлю я землю эту,Когда придется умереть.Благословлю ее за воздух,Дыша которым, был я смел,За светлых рек живую воду,Где телом и душой свежел,За поле знойное пшеницы,За села и за города,За наш достаток, где хранитсяЗерно и моего труда…Что здесь учился у народаПеть песни ясной простотыИ украшать трудом природуВ имя счастья и мечты.

    (В.Н.Афанасьев 1903 – 1943)

  • Слайд 16

    Куковала в рощице кукушка.Серебрились росы на листве.Поутру забила глухо пушкаНад землянкой нашей в синеве.Озаренный первыми лучами,Небосвод был ясен и глубок.Там один с насевшими врагамиНачал бой советский ястребок…Только горя не было кукушке –Вновь вещала годы без конца…Мы клялись в молчанье на опушкеОтомстить за сокола бойца.

    (И.В.Шамов 1918 – 1965 )

  • Слайд 17

    Последнее застыло слово,Запечатлен суровый миг,И тянет к памятнику снова,Поскольку Зои нет в живых.Цветы к подножию пристрою,Протянется меж нами нить.Поговорю с ней, как с сестрою,И вроде дальше можно жить.Живу – и радуюсь, и маюсь.Бывает все – и зной, и лёд.С пристрастием в себе копаюсь,Да так, что ближний не поймет…

    (В.Т.Дорожкина)

  • Слайд 18

    Тихо в степи травы скорбят.Птицы по ветру, по небу летят.Вечный огонь в том краю поседел,Глядя в седые глаза матерей.Как шинель над ними – степьСтолько зим и столько лет!Встретишь в поле обелиск –Поклонись!До земли поклонись…Слышите шаг по степям там и тут?Это солдаты в бессмертье идут…Как шинель над ними – степьСтолько зим и столько лет!Встретишь в поле обелиск –Поклонись!До земли поклонись…

    (М.А.Румянцева 1928 – 1980)

  • Слайд 19

    Я знаю, никакой моей вины…

    АЛЕКСАНДР ТВАРДОВСКИЙ

    Я знаю, никакой моей виныВ том, что другие не пришли с войны,В том, что они – кто старше, кто моложе –Остались там, и не о том же речь,Что я их мог, но не сумел сберечь,-Речь не о том, но все же, все же, все же…

    1966

    Возможно, именно эти слова, написанные после войны, лучше всего передают те чувства, которые вызывает у наших соотечественников это сочетание слов –

    Великая Отечественная война…

  • Слайд 20

    Информационные источники

    • Курдюмова Т.Ф. Учебник литературы для 5-го класса. «Дрофа», 2007.
    • Учебник литературы для 6 – го класса под редакцией В.Я Коровиной. «Просвещение», Москва 2010.
Посмотреть все слайды

Конспект

Муниципальное образовательное учреждение

«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное образование

«Выборгский район» Ленинградской области

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет.

Урок-практикум по литературе в 5 классе

УМК В.Я.Коровиной

Подготовила Ртищева Вера Григорьевна, учитель русского языка и литературы

Цель:

сформировать базовые знания о языке художественной литературы, о его изобразительно-выразительных средствах; помочь постичь тайны творческой лаборатории писателя как художника слова.

Задачи:

 Образовательная: выделение сущностных признаков тропа; использование понятия как инструмента анализа при изучении художественного произведения.

 Развивающая: создание поисковой ситуации, стремление к исследовательской работе; подведение к первоначальному выводу самих обучающихся через целенаправленное наблюдение над языковыми фактами.

 Воспитательная: вызвать эмоциональный отклик; побуждать обучающихся к самостоятельному литературному творчеству и вдумчивому чтению-переживанию художественных текстов.

Опорные слова, выражения: изобразительно-выразительные средства языка, тропы, гипербола, олицетворение, эпитет, сравнение, метафора.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Художником слова писателя называют потому, что он рисует картины жизни, образы, явления природы, предметы словами. И под его пером слова приобретают изобразительную силу, передают звучание, смысл, переливы цвета, смены настроений, разнообразные впечатления. У этих слов есть особые названия – тропы, изобразительно-выразительные средства языка (гипербола, олицетворение, эпитет, сравнение, метафора).

Вопрос: - Что они делают? Какую роль играют? (Рисуют, изображают, чтобы мы увидели, представили, вообразили; выражают отношение; передают мысли и эмоции автора).

Учитель: мы вспомнили, как значимо каждое слово в художественном тексте. Сегодня мы откроем с вами тайны эпитета, постараемся разгадать его секреты, потому что видеть тропы в тексте все равно, что искать грибы в лесу, это увлекательно и интересно. Сегодня мы изучим с вами эпитет, его маленькие секреты и отличительные особенности.

Изучение нового материала. Пробуждение жизненных впечатлений.

Учитель: - Назовите качества человека, которые раскрывают его характер (добрый, отзывчивый, веселый, трудолюбивый, искренний).

-Нравится вам этот человек? А теперь опишите человека, который вам совсем не нравится. (Злой, жадный, бесчестный, грубый, дерзкий, невоспитанный).

- Попробуйте угадать по названным признакам, о каком цветке идет речь. Алая, колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом. (Роза).

- Определите время года по его свойствам (работа по вариантам: называют признаки – угадывают время года. (Например: морозная, снежная, долгожданная, любимая – зима).

- При помощи каких слов мы выделили свойства, качества, признаки предметов и явлений? (Это прилагательные, определения).

Анализ первоначального определения.

Учитель: - Прочитайте внимательно строки стихотворения А.С. Пушкина:

…яблоко, оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Вопрос: - Какие слова помогают нам представить такое яблоко, перед красотой которого не устояла царевна? (Спелого, румяно-золотисто, свежо, душисто).

Учитель: - Эти слова обладают особой выразительной силой и называются эпитетами. Попытайтесь объяснить значение этого термина.

Обобщение ответов в виде опорного конспекта.

Эпитет художественное определение. Чаще всего прилагательно, которое:

выделяет

передает

заражает

создает

свойства

отношение автора

настроением

образ

качества

впечатление

признаки

Практическая часть. Выполнение заданий, закрепляющих знания об отличительных особенностях эпитетов.

Отличие эпитетов от грамматических определений:

Эпитет

Грамматическое определение

«…день чудесный

субботний день

золотое сердце

золотое кольцо

лисий характер

лисий хвост

«…день как бы хрустальный»

длинный день

Виды эпитетов:

Постоянные

сложные

метафоричные

добрый молодец

светло-пушистая снежинка

снежинка смелая

красно солнышко

яблоко румяно-золотистое

березка нежная

Роль эпитетов в тексте.

Задание: прочитайте стихотворение К.Бальмонта «Снежинка», выпишите эпитеты, которые создают ее «образ» и делают его незабываемым. Прокомментируйте свой выбор.

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула.

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая.

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нем, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Кружится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.

Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

Обсуждение.

- Укажите, где в стихотворении движение, полет, вихрь, а где любование, восхищение?

- Как передать эту смену при чтении?

- Почему автор использует обратный порядок слов (инверсию)?

- Что придает стихотворению музыкальную силу (поэт словно завораживает читателя видением)?

Творческая мастерская. Упражнения творческого характера.

Игра «Соревнование с писателем». (На доске написано (или воспроизведено на слайде) стихотворение А. Фета с пропуском эпитетов). Введите эпитеты, которые помогут увидеть картину, представить ее перед своими глазами. Посоревнуйтесь с автором.

(Чудная) картина,

Как ты мне родна:

(Белая) равнина,

(Полна) луна.

Свет небес (высоких),

И (блестящий) снег,

И саней (далеких)

(Одинокий) бег.

Коллективное обсуждение предлагаемых обучающимися вариантов.

Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…» (читает ученик).

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Устное словесное рисование к нему иллюстраций с введением в рассказ изобразительно-выразительных средств языка.

Слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года» (январь), создание живописной акварельной иллюстрации зимнего леса и выбор названия для нее (строка из стихотворения Ф.И. Тютчева).

4.Подведение итогов урока.

Возвращение к опорному конспекту. Беседа по вопросам:

Назовите секреты эпитета.

Как увидеть эпитеты в тексте?

Какова их роль в художественном тексте?

Какой эпитет вы запомнили на уроке?

5.Домашнее задание.

Выучить опорный конспект, проиллюстрировать его примерами.

Выразительно читать наизусть, создавая в воображении картину, стихотворение Ф.И. Тютчева.

Подобрать поэтические эпитеты разных авторов к словам-образам: береза, тишина, лес, утро (по выбору).

Список использованных материалов

Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи. Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002

Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №8(239)февраль 1998г.

Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос и др.; под редакцией Т.А.Ладыженской.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) /Сост.М.В.Панов.-М: Педагогика, 1984

Русская поэзия XIX – начала XX в./Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А.Овчаренко и др.; Сост., вступ. Статья, примеч. Н.Якушина. – М.: Худож лит., 1987

Черных О.Г. Игровые уроки по литературе:5 класс.- М:ВАКО,2008

Литература: анализ эпизода: анализ стихотворения: учебно-методическое пособие /Н.В.Францова,Т.В.Доронина, Н.С. Генералова.-М.:Издательство «Экзамен», 2005.

Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/ Е.С.Симакова. М.: АСТ: Астрель; Владимир; ВКТ, 2008

Формирование теоретико-литературных понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Киров, 1974

Краткий словарь литературоведческих терминов. Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. М.: Просвещение, 1978.

Интернет-ресурсы

http://effor.ru

http://ykontarte.ru/publc24216182

www. Ru.wikipedia.org

http:// russlovesnost.

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm

Муниципальное образовательное учреждение

«Лесогорская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное образование

«Выборгский район» Ленинградской области

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет.

Урок-практикум по литературе в 5 классе

УМК В.Я.Коровиной

Подготовила Ртищева Вера Григорьевна, учитель русского языка и литературы

Цель:

сформировать базовые знания о языке художественной литературы, о его изобразительно-выразительных средствах; помочь постичь тайны творческой лаборатории писателя как художника слова.

Задачи:

 Образовательная: выделение сущностных признаков тропа; использование понятия как инструмента анализа при изучении художественного произведения.

 Развивающая: создание поисковой ситуации, стремление к исследовательской работе; подведение к первоначальному выводу самих обучающихся через целенаправленное наблюдение над языковыми фактами.

 Воспитательная: вызвать эмоциональный отклик; побуждать обучающихся к самостоятельному литературному творчеству и вдумчивому чтению-переживанию художественных текстов.

Опорные слова, выражения: изобразительно-выразительные средства языка, тропы, гипербола, олицетворение, эпитет, сравнение, метафора.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Художником слова писателя называют потому, что он рисует картины жизни, образы, явления природы, предметы словами. И под его пером слова приобретают изобразительную силу, передают звучание, смысл, переливы цвета, смены настроений, разнообразные впечатления. У этих слов есть особые названия – тропы, изобразительно-выразительные средства языка (гипербола, олицетворение, эпитет, сравнение, метафора).

Вопрос: - Что они делают? Какую роль играют? (Рисуют, изображают, чтобы мы увидели, представили, вообразили; выражают отношение; передают мысли и эмоции автора).

Учитель: мы вспомнили, как значимо каждое слово в художественном тексте. Сегодня мы откроем с вами тайны эпитета, постараемся разгадать его секреты, потому что видеть тропы в тексте все равно, что искать грибы в лесу, это увлекательно и интересно. Сегодня мы изучим с вами эпитет, его маленькие секреты и отличительные особенности.

Изучение нового материала. Пробуждение жизненных впечатлений.

Учитель: - Назовите качества человека, которые раскрывают его характер (добрый, отзывчивый, веселый, трудолюбивый, искренний).

-Нравится вам этот человек? А теперь опишите человека, который вам совсем не нравится. (Злой, жадный, бесчестный, грубый, дерзкий, невоспитанный).

- Попробуйте угадать по названным признакам, о каком цветке идет речь. Алая, колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом. (Роза).

- Определите время года по его свойствам (работа по вариантам: называют признаки – угадывают время года. (Например: морозная, снежная, долгожданная, любимая – зима).

- При помощи каких слов мы выделили свойства, качества, признаки предметов и явлений? (Это прилагательные, определения).

Анализ первоначального определения.

Учитель: - Прочитайте внимательно строки стихотворения А.С. Пушкина:

…яблоко, оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Вопрос: - Какие слова помогают нам представить такое яблоко, перед красотой которого не устояла царевна? (Спелого, румяно-золотисто, свежо, душисто).

Учитель: - Эти слова обладают особой выразительной силой и называются эпитетами. Попытайтесь объяснить значение этого термина.

Обобщение ответов в виде опорного конспекта.

Эпитет художественное определение. Чаще всего прилагательно, которое:

выделяет

передает

заражает

создает

свойства

отношение автора

настроением

образ

качества

впечатление

признаки

Практическая часть. Выполнение заданий, закрепляющих знания об отличительных особенностях эпитетов.

Отличие эпитетов от грамматических определений:

Эпитет

Грамматическое определение

«…день чудесный

субботний день

золотое сердце

золотое кольцо

лисий характер

лисий хвост

«…день как бы хрустальный»

длинный день

Виды эпитетов:

Постоянные

сложные

метафоричные

добрый молодец

светло-пушистая снежинка

снежинка смелая

красно солнышко

яблоко румяно-золотистое

березка нежная

Роль эпитетов в тексте.

Задание: прочитайте стихотворение К.Бальмонта «Снежинка», выпишите эпитеты, которые создают ее «образ» и делают его незабываемым. Прокомментируйте свой выбор.

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула.

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая.

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нем, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Кружится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.

Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

Обсуждение.

- Укажите, где в стихотворении движение, полет, вихрь, а где любование, восхищение?

- Как передать эту смену при чтении?

- Почему автор использует обратный порядок слов (инверсию)?

- Что придает стихотворению музыкальную силу (поэт словно завораживает читателя видением)?

Творческая мастерская. Упражнения творческого характера.

Игра «Соревнование с писателем». (На доске написано (или воспроизведено на слайде) стихотворение А. Фета с пропуском эпитетов). Введите эпитеты, которые помогут увидеть картину, представить ее перед своими глазами. Посоревнуйтесь с автором.

(Чудная) картина,

Как ты мне родна:

(Белая) равнина,

(Полна) луна.

Свет небес (высоких),

И (блестящий) снег,

И саней (далеких)

(Одинокий) бег.

Коллективное обсуждение предлагаемых обучающимися вариантов.

Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…» (читает ученик).

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Устное словесное рисование к нему иллюстраций с введением в рассказ изобразительно-выразительных средств языка.

Слушание музыки П.И. Чайковского «Времена года» (январь), создание живописной акварельной иллюстрации зимнего леса и выбор названия для нее (строка из стихотворения Ф.И. Тютчева).

4.Подведение итогов урока.

Возвращение к опорному конспекту. Беседа по вопросам:

Назовите секреты эпитета.

Как увидеть эпитеты в тексте?

Какова их роль в художественном тексте?

Какой эпитет вы запомнили на уроке?

5.Домашнее задание.

Выучить опорный конспект, проиллюстрировать его примерами.

Выразительно читать наизусть, создавая в воображении картину, стихотворение Ф.И. Тютчева.

Подобрать поэтические эпитеты разных авторов к словам-образам: береза, тишина, лес, утро (по выбору).

Список использованных материалов

Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи. Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002

Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №8(239)февраль 1998г.

Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос и др.; под редакцией Т.А.Ладыженской.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) /Сост.М.В.Панов.-М: Педагогика, 1984

Русская поэзия XIX – начала XX в./Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А.Овчаренко и др.; Сост., вступ. Статья, примеч. Н.Якушина. – М.: Худож лит., 1987

Черных О.Г. Игровые уроки по литературе:5 класс.- М:ВАКО,2008

Литература: анализ эпизода: анализ стихотворения: учебно-методическое пособие /Н.В.Францова,Т.В.Доронина, Н.С. Генералова.-М.:Издательство «Экзамен», 2005.

Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/ Е.С.Симакова. М.: АСТ: Астрель; Владимир; ВКТ, 2008

Формирование теоретико-литературных понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Киров, 1974

Краткий словарь литературоведческих терминов. Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. М.: Просвещение, 1978.

Интернет-ресурсы

http://effor.ru

http://ykontarte.ru/publc24216182

www. Ru.wikipedia.org

http:// russlovesnost.

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm


Сообщить об ошибке