Содержание
-
Тема великой отечественной войны в литературе
Выполнили: Виноградова А. 11 «А»Спешилова В. 11 «А» Проверила: Дудко Юлия Николаевна
-
События Великой Отечественной войны все дальше и дальше уходят в прошлое. Но годы не стирают их в нашей памяти. В этой великой битве, определившей на многие годы вперед судьбы человечества, литература была не сторонним наблюдателем, а равноправным участником . Известно, как солдаты не только читали, но и хранили у сердца очерки и статьи Шолохова, Толстого, Леонова, стихи Твардовского, Симонова и Суркова.
-
Порыв к спасению Отечества в первые же месяцы войны воссоединил в русской литературе, казалось бы, крайние ее полюса: от поэта-большевика Алексея Суркова, чье стихотворение «Бьется в тесной печурке огонь…»(1941) стало задушевной песней для всех фронтовиков, до хранительницы традиций Серебряного века Анны Ахматовой, стихотворение «Мужество» (1942).
-
Мужество Мы знаем, что ныне лежит на весахИ что совершается ныне.Час мужества пробил на наших часах,И мужество нас не покинет.Не страшно под пулями мертвыми лечь,Не горько остаться без крова,-И мы сохраним тебя, русская речь,Великое русское слово.Свободным и чистым тебя пронесем,И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!
-
Бьется в тесной печурке огонь,На поленьях смола, как слеза.И поет мне в землянке гармоньПро улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кустыВ белоснежных полях под Москвой.Я хочу, чтобы слышала ты,Как тоскует мой голос живой. Ты сейчас далеко, далеко,Между нами снега и снега.До тебя мне дойти не легко,А до смерти - четыре шага. Пой, гармоника, вьюге назло,Заплутавшее счастье зови.Мне в холодной землянке теплоОт моей негасимой любви.
-
«Когда грохочут пушки, молчат музы» - гласит старинный афоризм. Но в годы Великой Отечественной войны голоса муз перекрывали грохот пушек. Эти стихи воспринимались как искренний разговор с каждым читателем. Таким разговором стало, например, стихотворение Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь…» (1941), получившее в годы войны широчайшую известность.
-
… Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: — Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, — Просто ты умела ждать, Как никто другой.
-
Июнь. Интендантство.Шинель с непривычки длинна.Мать застыла в дверях. Что это значит?Нет, она не заплачет. Что же делать - война!"А во сколько твой поезд?"И все же заплачет.Синий свет на платформах. Белорусский вокзал.Кто-то долго целует. - Как ты сказал? Милый, потише...-И мельканье подножек.И ответа уже не услышать.Из объятий, из слез, из недоговоренных словСразу в пекло, на землю.В заиканье пулеметных стволов.Только пыль на зубах.И с убитого каска: бери!И его же винтовка: бери!И бомбежка - весь день,И всю ночь, до рассвета.Неподвижные, круглые, желтые, как фонари,Над твоей головою - ракеты...Да, война не такая, какой мы писали ее,- Это горькая штука...
-
На рубеже 1943 – 1944 началось постепенной отступление от тех надежд и той правды, той свободы слова, которая была возможна в самые трудные времена. В 1946 появилось произведение - без преувеличения – ставшее вехой в военной прозе, - повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» , благосклонно принятая властями и многократно в те годы переиздававшаяся. Эта повесть Некрасова выразила честную и нестареющую правду о пережитом солдатами в пору военного лихолетья.
-
"До свидания, бабуся, еще увидимся, ей-богу, увидимся..."И я верю в это. Сейчас это единственное, что у нас есть, - вера. Просто как-то это все здесь, на фронте. Был вчера - сегодня нет. А завтра, может, и тебя не будет. И так же глухо будет падать земля на крышку твоего гроба. А может, и гроба не будет, а занесет тебя снегом и будешь лежать, уткнувшись лицом в землю, пока война не кончится.
-
В 1965 году, Константин Михайлович Симонов заканчивает свою новую книгу «Солдатами не рождаются». (вторую из трилогии «Живые и мертвые») События разворачиваются зимой 1943 года – в период подготовки и проведения Сталинградской битвы, ставшей переломным моментом в истории не только Великой Отечественной, но и всей второй мировой войны.
-
Писатель рисует обобщенный образ воины, ее обычное, характерное состояние. "Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем на локтях и коленях, и с хриплым "ура", с матерщиной, с шепотом "мама", проваливаясь в снегу, шла и бежала вперед, оставляя после себя пятна полушубков и шинелей на дымном растоптанном снегу" Переживая гибель жены, Синцов думает: "Страшно привыкать к мысли, что умерла. Но, может, еще страшней, затолкав эту смертельную мысль в глубь себя, жить с нею так, словно годами идешь по минному полю, не зная, где и когда под тобою рванет".
-
"Там, впереди, дымы разрывов так закручиваются, как будто ложкой мешают черную кашу, от земли до неба. А здесь, прямо перед глазами, ледяная кромка окопа с одной вмерзшей соломинкой. Торчит, словно ее нарочно втолкнули измерять силу ударов, и подрагивает перед глазами то сильней, то слабей..." Образ соломинки, подрагивающей от взрывов, такой маленькой, но стойкой — она одна выстаивает против всей махины вражеской техники, — это и есть образ человека на войне.
-
В разных жанровых формах был создан выразительный образ человека на войне и в тылу. Трудными путями возвращались люди к мирной жизни. Тема красоты земли, сохранения ее несметных богатств звучала после войны очень актуально. Значительным событием в истории отечественной литературы послевоенного периода стал роман Л. Леонова «Русский лес» (1953). Постановка важной проблемы сохранения русского леса звучали для современников писателя, переживших войну и разруху, как руководство к действию.
-
Если бы в жизни только и было суждено телом остановить пулю, летящую в сторону родины, то и для этого стоило рождаться на свет! Не всякое сопротивление беде награждается избавлением от гибели, но всякая гибель начинается с утраты воли к сопротивлению.
-
Писатели танкограда
О Танкограде и танкоградцах много написано в стихах и прозе. Детский поэт Лев Рахлис написал стихотворение, которое стало песней: Легендарный Танкоград. Этот город сна не ведал И усталости не знал. Он в тылу ковал победу, Славу Родине ковал…
-
На Комсомольской площади в Челябинске навеки установлен танк времен войны. На постаменте слова поэта-фронтовика Марка Гроссмана: "Уральцы! Вам, чьи руки золотые ковали здесь победу над врагом".
-
Не обошла война и писателей. Ушли на фронт Михаил Львов, Марк Гроссман, Михаил Аношкин и другие. Не все вернулись с войны. Особенно трагичной была судьба Германа Занадворова. Он больным оказался на оккупированной фашистами Украине, нашел способ бороться с фашистами и трагически погиб ("Дневник расстрелянного"). Война отразилась в творчестве поэтов и прозаиков. Стихи Людмилы Татьяничевой ("Минные поля"…), песня Михаила Львова "Поклонимся великим тем годам", и т.д.
-
МИННЫЕ ПОЛЯ Прозрачны дали,И ветра спокойны.От ржавых мин очистилась земля.Но, отступая, оставляют войныВоспоминаний минные поля.В людских сердцах лежат они незримо.Их не найдёт искуснейший минёр.В них скрыта боль о близких и любимых,О муках,Не забытых до сих пор.Как много нужно приложить стараний,Как надо нам друг другом дорожить,Чтоб обезболить боль воспоминанийИ память о погибших сохранить.
-
О детстве во время войны в Челябинске была издана книга Леонида Комарова "За горами, за лесами" (1977) о том, как Челябинск принял эвакуированную из Киева семью, как жилось тогда мальчишкам. Но книга издавалась в тонкой обложке и уже не сохранилась. Писатель С. Гершуни "Жучка Сит". Наверное, впервые читатели узнали, что во время войны специально тренировали собак для подрыва вражеских танков. Их называли СИТ ( Собаки — Истребители Танков). Все собаки гибли. О судьбе одной такой дворняги, которой чудом удалось уцелеть и рассказывает писатель.
-
Через 60 лет после Победы вышла в Челябинске книга Маи Рыжовой "Лилькина война". Она сначала была напечатана в "Вечернем Челябинске". А потом вышла отдельным изданием (2005). Писательница говорит о том, что сама пережила в детстве: бегство от фашистов под бомбежками, долгий и тяжелый путь в тыл страны, жизнь без своего дома, испытание голодом и холодом.
-
Борьба за свободу и независимость Родины в годы войны стала главным содержанием жизни советских людей. Эта борьба требовала от них предельного напряжения духовных и физических сил. И именно мобилизация духовных сил советского народа в годы Великой Отечественной войны была главной задачей нашей литературы и нашего искусства. Великая Победа стала общим, всенародным делом. Она день и ночь ковалась на фронте и в тылу. И без всякого преувеличения можно сказать, что свою важную лепту в общее дело внесли и деятели культуры и в частности писатели.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.