Презентация на тему "Повесть о Петре и Февронии Муромских." 7 класс

Презентация: Повесть о Петре и Февронии Муромских.
Включить эффекты
1 из 38
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Повесть о Петре и Февронии Муромских."? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 38 слайдов. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по литературе для 7 класса. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    38
  • Аудитория
    7 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Повесть о Петре и Февронии Муромских.
    Слайд 1

    Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себяД. С. Лихачёв.

  • Слайд 2

    “Повесть о Петре и Февронии Муромских”

    была написана в конце 40-х годов XVI векаизвестным в то время писателем и публицистом, впоследствии принявшим монашество под именем Еразма.

  • Слайд 3
  • Слайд 4

    Жанр (от фр. Genre – род. вид)

    Исторически сложившийся тип литературного или фольклорного произведения (сказка, рассказ, драма и т.п.) Жанр (от фр. Genre – род. вид) Исторически сложившийся тип литературного или фольклорного произведения (сказка, рассказ, драма и т.п.)

  • Слайд 5

    Жанры древнерусской литературы

    летопись повесть слово апокриф хождение житие-прославление жизни святого (агиография)

  • Слайд 6

    Основа Житий реальные биографии исторических лиц

  • Слайд 7

    НО! Идеальные образы создавались так:

  • Слайд 8

    условные биографии в соответствии с традиционной схемой:

  • Слайд 9

    1. рождение от благочестивых родителей 2. раннее монашество 3. религиозный подвиг 4. блаженная кончина и чудеса у гроба 5. похвальное слово святому

  • Слайд 10

    Каковы же обязательные элементы жития святого?

    Обязательное славословие в честь Бога, которым начинается житие. Похвала самому святому. Рассказ о чудесном рождении святого. В житии обязательно описывают чудеса святого.  Заканчивается житие тоже прославлением Бога.

  • Слайд 11

    Сюжет житияОсобенности изображения святого

    В основе сюжета - рассказ о жизни человека, прославленного Церковью в лике святых. Основное назначение жития состоит в том, чтобы обосновать причину признания этого человека святым, описать его подвиги во славу веры и Церкви.   В житии нет движения, роста, становления характера. Он свят уже с момента рождения, он - избранник Божий. И в этом смысле он не имеет биографии, автору нечего рассказывать.

  • Слайд 12

    Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»: повесть, сказка? житие? 

    “Повесть о Петре и Февронии Муромских” была написана в конце 40-х годов XVI века известным в то время писателем и публицистом, впоследствии принявшим монашество под именем Еразма.   Найдите в произведении черты жития или элементы сказки.

  • Слайд 13

    Работа в группах

    Черты жития 1. Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Есть восхваляющие эпитеты: Петр — благочестивый, святой; Феврония — святая, преподобная, преблаженная, блаженная). 2. Есть похвальное слово святым. 3. Любовь героев к Богу, жизнь по “заповедям Божьим”. 4. Чудеса, которые творит герой (например, Феврония исцеляла больных). 5. Необычная смерть и посмертные чудеса.

  • Слайд 14

    Признаки сказки

    1. Сказочный зачин.2. Первая часть похожа на народную сказку о змее-искусителе, вторая — на сказку о мудрой деве. 3. Есть сказочный герой — змей-искуситель. 4. Добро побеждает зло, так как Пётр побеждает злого змея. 5. Есть волшебные вещи: агриков меч. 6. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. 7. Есть хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить рубаху из пучка льна и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена). 8. В языке «Повести» есть постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).

  • Слайд 15

    В этом произведении есть и элементы волшебной и бытовой сказки, и элементы жития, и элементы исторической повести.  «Повесть» между тем совсем не сказка. Что же? Житие. Но особое. Не об избранных. Оно о том, как каждый может, а точнее, будет вынужден стать святым. Бог принуждает. Принуждает тех, кто Его любит (или способен полюбить) и не сопротивляется ответной Любви. От традиционных житий, написанных строго по канону, его отличает занимательность сюжета и повествования, своеобразный психологизм, фольклорный подтекст, сказочный характер фантастики и многое другое. Этим объясняется, что часто творение учёного монаха Ермолая-Еразма называют не житием, а повестью. И всё же если это и повесть, то повесть житийная.

  • Слайд 16

    Пётр и Феврония – исторические лица. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году. Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней.

  • Слайд 17

    Тема Идея Пафос

    Тема — история любви, а не жизнеописание святого, нет описаний страданий.Тема идеальной супружеской жизни в миру и муд- рого управления государством. Идея не религиозная, она не в том, чтобы показать идеал праведника, истинного служителя Бога. Идея в том, что любовь — это великое, всепобеждающее чувство. Пафос — утверждающий силу любви, а не только прославляющий святого. В композиции нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога, о служении Богу.

  • Слайд 18

    Композиция

    Первая часть — повествование о подвиге Петра. Какой подвиг он совершил? Он отыскивает чудесный меч и бесстрашно вступает в схватку с врагом. Перед нами — тип поведения мужчины-христианина в критической ситуации: он не задается вопросом, стоит ли защищать брата-князя, беззащитную женщину и само княжество, раз пришла беда, его удел — борьба. Недаром Петр в поисках чудесного меча обращается к Богу, и именно в храме чудесный отрок (ангел) указывает на местонахождение оружия — в алтарной церковной стене. . Иными словами, меч освящен и храним Божиими силами.

  • Слайд 19

    Меч-кладенец Агриков меч

    Меч-кладенец — наименование оружия нескольких богатырей из русского фольклора. Могли быть волшебными и придавать владельцу непобедимость. Обычно попадали в руки хозяину из какого-либо тайника. Мечом-кладенцом многие богатыри Убивализлобных и опасных змеев.

  • Слайд 20

    Вторая часть — повествование о подвигах Февронии, дочери простого рязанского древолазца (бортника).

  • Слайд 21

    Выделите основные эпизоды в произведении

    Проделки дьявола. Отчего смерть змея приключится. Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча. Агриков меч найден. Змей убит. Мудрая девушка из села Ласково. Условие Февронии и исцеление. Заговор против княгини Февронии. “Дайте то, что я прошу!” Прозорливость Февронии. Возвращение в Муром и счастливое княжение. “Приспело время преставления”. Чудеса с телами Петра и Февронии.

  • Слайд 22

    Анализ эпизодаКомпозиция эпизодов

    Композиция первого рассказа повести: Зачин: змей летает к жене князя Павла. Завязка: выясняется, что убить змея может только князь Петр. Он должен убить змея, имеющего облик его брата. Развязка: после удара мечом змей является в своем настоящем облике. Концовка: князь Петр заболевает.

  • Слайд 23

    Работа в группахСоставьте композиционные планы других эпизодов и подготовьте их сжатый пересказ

    Композиция третьего рассказа: Зачин: бояре недовольны низким происхождением княгини. Завязка: бояре требуют изгнания Февронии; она получает разрешение уйти вместе с князем; князь соглашается. В пути князь Петр начинает сомневаться, правильно ли он поступил, оставив Муром. Развязка: на следующий день нагнавший Петра и Февронию посланец Мурома просит их вернуться. Концовка: Петр и Феврония возвращаются в Муром и правят в нем до конца дней своих.

  • Слайд 24

    Как вы представляете жизненный путь князя Петра?

    Пётр проходит в повести сложный путь духовного обновления. Путь исцеления главного героя «Повести» может быть представлен следующей парадоксальной, казалось бы, схемой: жениться = смириться = исцелиться душой = исцелиться телом. Действительно, герой одерживает победу над внешним злом мира, воплощённым в образе змия-искусителя, во имя чести брата, а святой — над внутренним злом гордыни во имя достоинства человека, всякого человека, человека как такового.

  • Слайд 25

    Какой главный подвиг совершил Пётр во второй части повести?

    Вторая часть посвящена уже не воинскому подвигу и поединку с внешней силой зла, в ней главным оказывается духовная победа над своей греховностью и постепенное не физическое, а духовное исцеление. “Развитие сюжета повести - это ступени, этапы постепенного нравственного прозрения Петра, уходящего из мира земных страстей в мир вечных истин” Н.С. Демкова.

  • Слайд 26

    Как помогла Февронья Петру одержать духовную победу?

    Февронияпомогает Петру одержать победу над злом в себе: не случайно она предстаёт при первой встрече занятой ткачеством, а перед смертью занята вышиванием, это косвенно подчёркивает её связь с судьбой. Но её всеведение обеспечено не колдовским даром, а силой любви. Как пишет академик Д.С. Лихачёв: “Животворящая сила любви Февронии так велика, что жерди, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословению. Крошки хлеба в её ладони обращаются в зёрна священного ладана. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа — князя Петра”.

  • Слайд 27

    Смысл притчевого эпизода жития — “чудесное оживление обрубков” Что символизирует этот эпизод?

    Буквальный смысл этого эпизода заключается в подтверждении чудодейственного дара святой девы Февронии, ибо действует она не по своему разумению, а по Божьему соизволению. Аллегорический — свидетельствует о том, что изгнанничество Петра и Февронии завершится возвращением в Муром и восстановлением княжеского титула и княжеской власти, как возвращается жизнь обрубкам. Символический, вбирающий другие значения, указывает на то, что, всё потеряв в жизни сей, Пётр и Феврония обретут жизнь вечную, ибо смерть для них — это путь к бессмертию. И всё-таки до последнего предела чудо это так и остаётся тайной.

  • Слайд 28

    Пётр и Феврония, избравшие друг друга раз и навсегда, умолили Бога, “чтобы в одно время умереть им. И завещали, чтобы их обоих положили в одну гробницу, и велели сделать из камня два гроба, имеющих между собой тонкую перегородку”.

  • Слайд 29

    “Неразумные люди” этого, конечно, не поймут и попробуют похоронить отдельно, ибо незадолго до смерти Пётр и Феврония приняли монашество, а следовательно, дали обет безбрачия. Но Бог судил иначе. “И снова утром оказались святые в едином гробе”, — торжествуя, повторит Ермолай-Еразм. Великая сила удерживает их в едином поле Любви.

  • Слайд 30

    Примерно через 300 лет после их смерти Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых, а ныне их мощи покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.

  • Слайд 31

    Множество богомольцев посещают Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме, чтобы поклониться честным мощам святых Петра и Февронии, которые по воле Божией покоятся во едином гробе.

  • Слайд 32
  • Слайд 33
  • Слайд 34

    Тест

    И когда хотели слуги грузить их имущество с берега на суда, из города Мурома пришли вельможи и стали говорить: "Господин князь! От всех вельмож и от всего города пришли мы к тебе, не оставь нас сиротами и возвращайся на отчий престол. Многие вельможи погибли в городе от меча. Каждый из них хотел править, и сами себя губили. А оставшиеся в живых вместе со всем народом молят тебя, говоря: господин князь, прогневали мы тебя и раздражили, поскольку не хотели, чтобы княгиня Феврония господствовала над нашими женами, ныне же мы, со всеми домами своими, рабы ваши, и хотим вас, любим и молим, не оставьте нас, рабов своих!" Блаженный же князь Петр и блаженная княгиня Феврония возвратились в город свой. И державствовали в городе том, живя по всем заповедям Божиим без порока, пребывая в непрестанных молитвах, и были они милостивыми ко всем людям, под их властью находящимся, словно чадолюбивые отец и мать. Всех они одинаково любили, не терпели ни гордости, ни притеснений и богатств тленных не берегли, но от Бога богатели. Были они городу своему истинными пастырями, а не наемниками. Правили городом своим истиной и кротостью, а не яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли.

  • Слайд 35

    А1. Что такое житие? 1) историческое повествование, которое велось по годам 2) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально- исторических событиях 3) биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью 4) литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе. А2. Что произошло после того, как князь и княгиня Муромские покинули Муром? город стал процветать в городе начались междоусобицы 3) ничего не изменилось 4) в город ворвались враги.

  • Слайд 36

    А3. Объясните значение слова «тленные». А4. В словосочетаниях «были милостивыми», « блаженный князь», «блаженная княгиня», « богатств тленных», « истинными пастырями» выделенные слова являются: 1) метафорами 2) олицетворениями 3) эпитетами

  • Слайд 37

    Задания, которые требуют написанияразвёрнутого ответа ограниченного объема. Выполняя их, постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос (примерный объём – 3–5 предложений) с опорой натекст. Избегайте пространных вступлений и характеристик

    Б1. Какой эпитет использует автор для характеристики Петра и Февроньи? Раскройте значение этого слова. Б2. Как вы понимаете смысл слов: «Правили городом своим истиной и кротостью, а не яростью»?

  • Слайд 38

    Светлана Николаевна Мищенко

    АВТОР ПРЕЗЕНТАЦИИ: Это произведение из разряда `вечных`, к тому же оно программное. Обычно уроки проходят интересно, а семиклассники - люди вполне взрослые, чтобы оценить глубину повести.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке