Содержание
-
Литература как искусство слова Разработала: учитель русского языка и литературы Балабина Людмила Ивановна МОУ СОШ № 130, г.Омск (Урок литературы в 5 классе по учебнику-хрестоматии «Шаг за горизонт», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
-
Основная цель данного урока:дать представление о литературе как искусстве слова.
Цели: Познакомить учащихся с тем, что означает слово «литература». Наглядно продемонстрировать, в чем специфика литературы как вида искусства.
-
ПОВТОРЕНИЕ
Что такое фольклор и каковы его основные жанры?
-
Фольклор – это устное народное творчество.
Жанры: сказки, поговорки, пословицы, загадки, былины, скороговорки, песни, считалки, частушки.
-
«ЛИТЕРАТУРА» -
Слово это пришло к нам в язык в XVIII веке, заимствовано из латинского языка и происходит от латинского слова «litera», то есть «буква». Литература – искусство письменного слова.
-
ЖИВОПИСЬ МУЗЫКА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Какое настроение передаёт в своих картинах И.И. Левитан? «Октябрь», 1891 «Золотая осень», 1895 Исаак Ильич Левитан (1860-1900 г.г.)
-
«Времена года» фортепианный цикл, состоящий из 12 характерных картин (1875-1876 г.г.) Пьеса «Октябрь. Осенняя песнь» Петр Ильич Чайковский (1840-1893 г.г.) Что вы видите и чувствуете, слушая музыку П.И. Чайковского?
-
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. ( 1825 ) Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... (1857) Какие пейзажи возникают в вашем воображении при чтении стихов А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева? Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 г.г.) Федор Иванович Тютчев (1803-1873 г.г.)
-
Какими средствами пользуются художник, композитор и поэт, чтобы создать картину осенней природы?
-
С помощью цвета красок создает картину осенней природы. С помощью звуков мелодии создает картину осеннего пейзажа. Рисует картину осенней природысловами. Как музыкален и выразителен может быть язык! Сколько возможностей для изображения жизни таится в слове. Словами можно передать и настроение, которое навевала и музыка Чайковского, и краски картины Левитана.
-
В помощь на уроке:
Печатная тетрадь по литературе 5 класс, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова ЗАДАНИЕ: Работа в тетради по вопросам 1, 2, 3 (самостоятельно)
-
Подведение итога урока:
Литература – это … (Вывод записать в тетрадь)
-
Это особенный вид искусства, который с помощью слов может передать и настроение, и краски, и звуки, изображая жизненные картины.
-
Домашнее задание
Выучить записанное определение «литература». Прочитать предисловие авторов к учебной хрестоматии «Шаг за горизонт» (книга I, с.3) и пролог (с. 4-7).
-
Источники материалов:
Барова Е.С. Уроки литературы в 5-м классе по учебнику-хрестоматии «Шаг за горизонт». Методические рекомендации для учителя/ Под научной редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005. – 256 с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»). http://isaak-levitan.ru http://feb-web.ru http://www.tchaikov.ru/vremena.html http://www.stihi-rus.ru/Pushkin/stihi/ http://www.stihi-rus.ru/1/Tyutchev/
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.